Что случилось с рынком труда? Почему на нем столько женщин?
Свежая статистика рынка труда удивляет. Вопрос к специалистам, соискателям, руководителям и HR: как ваши дела во время кризиса? Кого сокращают, на кого заменяют?
Интересует личный опыт, чтобы сравнить его со статистикой: правда ли, что первыми сокращают женщин и более дорогих специалистов, или стоит трактовать цифры иначе?
В феврале, когда не предвещалось, было опубликовано исследование с январскими данными:
- Количество вакансий
- Количество резюме
- Требования к соискателям (навыки и инструменты)
- Предложения зарплат в разрезе опыта и формата работы
- Портрет соискателя
- И пожелания соискателей по зарплате
Все — для e-commerce (маркетологи, разработчики, руководители e-com и т.д.)
И вот, в конце марта пошло-поехало: кто-то работу потерял совсем, кто-то ее потерял частично, кто-то потерял бизнес, перевелся на "удаленку", сошел с ума и считает крокодилов, а у кого-то все пошло в гору. И раз уж есть данные о состоянии "до кризиса", грех не сравнить их теми же методами (а методы описаны в первом отчете) с текущими — а именно, по состоянию на 26-27 апреля.
Что за данные
Данные из hh, также как и в первый раз, только без «глубокого погружения» в требования к компетенциям и разделение по уровню опыта.
Были выгружены резюме, обновленные не более чем месяц назад, с данными о соискателях и собрано количество вакансий.
Полная картина за январь с требованиями: презентацияНовые данные: таблица
И напомню: Москва. Регион, которому досталось больше всех — и на основе его опыта можно предполагать, что ждет остальные в случае тиражирования московских "мер безопасности" на другие субъекты.
Выводы: что изменилось
1. Падение спроса и рост предложения на 21% и 29% соответственно
Почти симметричный перекос в сторону количества резюме может говорить о сокращениях: позиции закрываются, новые не открываются, а на месте закрытых оказываются соискатели.
Но все-таки симметрия не полная — что это значит?
2. Резкий скачок (+500-1000%) количества соискателей в ряде должностей
Есть специалисты, количество которых выросло несоразмерно с другими сильно:
- Копирайтер: +1035%
- Менеджер по рекламе: +676%
- Трафик-менеджер: +256%
- Аккаунт-менеджер: +257%
- SMM-специалист: +240%
В то время как рост резюме в других профессиях колеблется в интервале 10-50%. Это можно связать с поиском «подработок» теми, кто поддерживает семью, потерпел сложности с работой сам или в панике записался на курс востребованных профессий.
Если убрать их из выборки, то рост совокупного числа резюме составит уже 9% против 18% падения числа вакансий, что уже можно говорить не столько об одних только сокращениях, сколько о затягивании поясов и сдерживании расширения.
3. Избыток специалистов вырос более чем в 2 раза
Избыток — разница между количеством резюме и количеством вакансий — в среднем по больнице вырос вдвое, но как упоминалось выше, львиная доля соискателей — копирайтеры, трафик-менеджеры и SMM-щики:
Избыток специалистов, шт
7526 в январе,
15773 в апреле.
Если не суммировать, то конечно, в зависимости от области данные уже разнятся, поэтому посмотрим внутрь:
4. Работы лишились в первую очередь женщины
Прирост мужчин на рынке составил 5%, в то время как количество женщин увеличилось на 43% (в результате суммирования по всем должностям). Это может быть связано и с выходом на рынок ранее неработавших женщин, как мы выяснили ранее, но при проверке с удалением SMMщиков, менеджеров по реклама, аккаунтов, копирайтеров и трафик-менеджеров ситуация не меняется:+ 1,68% мужчин+ 19,14% женщин.
Что может говорить о том, что женщины в большем количестве столкнулись с сокращениями, чем мужчины.
Кроме того, имеют место перекосы и еще по двум параметрам: пожелания по ЗП и возраст.
5. А также специалисты с более высокой квалификацией
Обнаружено также увеличение среднего возраста на 2 года, причем часто именно у тех должностей, где есть весомые изменения в избытке.
Например, у менеджера проектов (e-com), java- и android-разработчиков, у которых изменение избытка сравнительно небольшое, и средний возраст соискателя остался прежним. А вот менеджеры по рекламе повзрослели аж на 3 года с января.
Возможно, компании сэкономили на сотрудниках, отдав предпочтение более дешевым и молодым специалистам, а более квалифицированные и постарше стали частью моей статистики.
Но подождите, кто говорил про квалификацию? "Возраст неравно квалификация", возмутится читатель, и будет абсолютно прав!
Дело в том, что и ожидаемый доход изменился вместе с возрастом. Оценить опыт или полезность сотрудника по резюме я не могу, поэтому опираюсь на запрос денег — и он также поднялся соразмерно изменению возраста, и в среднем соискатели хотят денег на 33% больше, чем в январе.
Главный вопрос
Откуда вы и у вас как дела?
Самые требовательные специалисты
- Трафик-менеджер (+10 000 к ЗП и 2 года к возрасту)
- Специалист по контекстной рекламе (+15 000 к ЗП и 1 год к возрасту)
- SEO-оптимизатор (+14 000 к ЗП и 4 года к возрасту)
- CRM-маркетолог (+18 000 к ЗП и 2 года к возрасту)
- Бренд-менеджер (+18 000 к ЗП и 1 год к возрасту)
- Руководитель проекта (+43 000 к ЗП и 2 года к возрасту)
- Frontend-разработчик (+29 000 к ЗП и 1 год к возрасту)
- .net-разработчик (+44 000 к ЗП и 2 года к возрасту)
Или наоборот: менеджер проектов в рекламе запрашивает на 10% меньше, но помолодел при этом на 2 года.
Какое неравенство?
Тут можно предположить: если женщин стало больше, а зарплатные ожидания выросли, возможно, женщины просто больше запрашивают? Но нет, статистика говорит об обратном, и мужчины по-прежнему ожидают стабильно более высокий оклад:
На примере специалистов по контекстной рекламе мы можем увидеть, что в апреле в обоих случаях работу ищут специалисты, оценивающие себя более высоко, но именно женщин среди них больше по количеству. Или SEOшники, или менеджеры проектов etc; при этом более высокие запросы мужчин даже при их меньшем количестве перекрывают потенциальное совокупное снижение ожидаемых гонораров, если бы рост количества соискателей обоих полов был равномерным.
Вывод напрашивается такой: работу ищут более высококвалифицированные специалисты и женщины. А рост средней ожидаемой заработной платы обусловлен как номинальным увеличением количества мужчин с более высокими ожиданиями, несмотря на их меньшее количество по сравнению с количеством женщин, так и пополнением числа соискателей более дорогостоящими специалистами.
Напоследок: наиболее востребованные специалисты
Показать, куда движется рынок и как он пытается спасаться от напасти может изменение в спросе — а именно, какие специалисты стали только более востребованными. Не буду томить:
Битрикс-разработчик (+22% к числу вакансий)
Количество резюме тоже выросло, но даже этот рост не покрыл дефицита: рост избытка битрикс-разработчика составил всего 3,37%.
Android-разработчик (+16% к числу вакансий)
Резюме стало больше на 104%, и это помогло приблизить отрицательных избыток (дефицит) к нулю: -0.76%.
Java-разработчик (+12% к числу вакансий)
И их все еще мало жадному рынку. Впрочем, в дефиците все разработчики.
А также трафик-менеджеры и CRM-маркетологи.
Остались на своих местах
Таргетологи, аналитики, бренд-менеджеры, менеджеры интернет-магазинов, руководители проектов — они остались на своих местах, и рост числа резюме или отрицательный, или низкий, или его нет вовсе.
Главный вопрос
Откуда вы и у вас как дела?
общество сексистов. женщин увольняют с принципом, их будут мужики содержать (муж, парень, отец...). А потом мужики работающие по 14 часов без выходных офигивают от такой жизни (поэтому и чаще суицид+смертность раньше)
Разговор в одну сторону. Чтобы общество лишилось сексистских стереотипов, в нем должны быть готовы к равноценной работе именно женщины. Очень, очень много женщин именно у нас просто-напросто не готовы работать, именно с опломбом "чиго б%я, а муж мне зачем?"
Мужчины и женщины выполняют совершенно разные функции в обществе с точки зрения биологии, как следствие имеют сильное различие в мышлении и разную результативность в разных профессиях.
Отрицать это - идиотизм.
Мужчины ценны для бизнеса тем, что у них карьера во главе угла, тогда как у женщины обычно семья на первом месте.
Комментарий недоступен
SMM-щики
а можно подробнее, что под этим термином понимается? обычно от 100 тыс подписчиков, причем чем специфичнее тема, тем ценнее специалист... в обывательском понимании, это все, включая тех, кто пишет на своем сайте по теме :)
У меня щепотка городских сообществ по поиску работу. Так вот, перекос соискателей в сторону женщин уже давно, а не только сейчас начался. Статистика выглядит примерно так: от 30 до 35 лет мужчин и женщин примерно одинаково (есть несколько городов, где мужчин больше), а вот от 35 до 45 лет резкий скачок в сторону женщин, от 45 - практически одни женщины. На скрине Пермь, по другим городам примерно тоже самое (не важно Центр это или Сибирь), с небольшими исключениями.