Как я устраивался на работу в разгар пандемии
Рассказывает iOS-разработчик Андрей Морозов.
В конце февраля я озадачился поиском новой работы, но тогда и представить не мог, что собеседования, оформление и даже онбординг будут удаленными. На весь процесс — от собеседования до первого рабочего дня на новом месте — у меня ушло полтора месяца.
Рассказываю обо всем по порядку.
Собеседования 👨🏼💻
Первые собеседования проходили как обычно: я договаривался о встречах в офисе рано утром, либо в шесть-семь вечера, тратил в среднем около часа на дорогу и ещё от полутора до трех часов на само интервью.
Все это сопровождает дичайший мандраж, который испытываешь, пока идешь от метро до переговорки с интервьюером, прокручивая в голове основные темы для обсуждения, чтобы смоделировать разговор наперед.
Задачи по основной работе тоже никуда не исчезли, хотя в преддверии собеседований моя производительность падала практически до нуля. В таком режиме я побывал в Bookmate, ivi и inDriver.
А затем пришла она — самоизоляция.
На удивление многие компании не прекратили наем и даже адаптировали его к текущим реалиям. Вместо стеклянных переговорок и white-board’ов теперь были Zoom, мини-контесты с задачками на онлайн-платформах и live coding.
Я поймал себя на мысли, что это в корне меняет ситуацию. Собеседование перестало быть чем-то отягчающим и волнующим. Я воспринимал его как очередной рабочий созвон с обсуждением деталей по предстоящим задачам.
В результате запланированные интервью перестали убивать мою производительность на основной работе. В довесок к этому я сэкономил время на дорогу и теперь мог проходить по два собеседования в день.
Но есть и минусы.
- Харизма и обаяние. При живом общении человек так или иначе влияет на своего собеседника, используя харизму, мимику и жестикуляцию. В результате между ними возникает какая-то химия — положительная или отрицательная. Однако дистанционное собеседование, пусть и с использованием камеры, так не работает.
- Офис и атмосфера. В онлайн-формате нельзя прогуляться по офису и оценить окружающую атмосферу живьём. Статьи в корпоративных блогах компаний хоть и дают небольшое представление об обстановке, но все-таки могут приукрашивать реальность, либо умалчивать о каких-то недостатках и изъянах.
В результате, полностью дистанционные интервью у меня были с ребятами из МТС, «Юлы», Badoo, Joom и Tinkoff.
Но если с собеседованиями всё понятно, то как происходит процесс оформления? Где брать технику и подписывать документы?
Оформление 💼
В итоге мой выбор пал на Joom (и наоборот), где процедура оформления устроена довольно заботливо. Все данные для трудоустройства я заполнил на специальном сайте-анкете, там же выбрал нужную для работы технику.
В назначенную дату ко мне приехал курьер и аккуратно донес до двери ноутбук, клёвый набор для нового сотрудника с различными ништяками и папку документов. Отвозить подписанные бумаги тоже никуда не пришлось — достаточно было отправить фото и сканы обратно HR.
Справедливости ради стоит отметить, что похожий формат вывода нового сотрудника был и у ребят из «Юлы». Сейчас жалею, что не спросил об этом у HR других компаний: можно было бы сравнить подходы и оценить, насколько быстро компании готовы адаптироваться к удаленке.
Для полноты картины необходимо сказать, что увольнение с предыдущего места происходило совсем не дистанционно. Нужно было съездить, чтобы забрать трудовую книжку, расписаться во всех документах и сдать рабочую технику.
Происходящее довольно явно подсветило проблемы в сверхбюрократизированных цепочках некоторых компаний, где кандидат должен пройти несколько кругов ада, чтобы выйти на своё рабочее место. Для нас это, как лакмусовая бумажка, — способ узнать о новом работодателе чуточку больше и сделать правильный выбор еще на стадии переговоров.
Однако, процедура оформления хоть и важный, но всего лишь первый шаг в новой компании. Гораздо интереснее, как устроено погружение в команду и рабочие процессы коллег, которых ты даже не видел вживую.
Онбординг 🚀
Во многих компаниях введение нового сотрудника в курс дела и его адаптация — самые слабые стороны HR-процессов.
Нет ничего досаднее, чем ощущение, что про тебя забыли и оставили один на один со всеми запросами необходимых доступов, логинов и паролей от внутренних сервисов.
Ведь именно в первые дни у человека формируется представление о зрелости команды и проекта в целом. Поэтому казалось, что в условиях вынужденной удаленки такое понятие, как онбординг и вовсе исчезло из оборота.
Не сказать, что у меня большой опыт прохождения этих самых онбордингов, но подход Joom впечатлил.
Персонализированная страница в Notion — мелочь, а приятно 😀
Первый день был полностью расписан по часам.
- Созвон с HR-директором. Активировали базовые сервисы и учетки. Почти везде используется корпоративный Google-аккаунт. Разобрали документы, пробежались по основным бумагам, которые нужно прочитать и подписать. В Notion я ознакомился с подробным чек-листом нового сотрудника.
- Настройка VPN. Подключился коллега из helpdesk, перехватил управление ноутбуком, поставил все необходимые сертификаты и удостоверился, что все ресурсы доступны.
- Обсуждение целей и планов. Созвонился с руководителем клиентских проектов (мобильные приложения и веб). Вкратце обсудили дальнейшие планы и задачи, которые стоят на этот квартал.
- Знакомство с командой. Каждый немножко рассказал о себе, своих интересах и увлечениях. Выяснилось даже, что один из парней из одного города со мной — привет, Уфа.
Да, за первый день невозможно охватить вообще всё. Но самое главное, что я понял, — в компании готовились к моему выходу: сформировали набор небольших задач, чтобы постепенно ознакомиться с проектом, а также подготовили все необходимые доступы заранее.
На первый взгляд может показаться, что это какие-то маловажные детали, но по моему опыту именно такие мелочи как раз и формируют общее отношение компании и команды к своему продукту и делу.
Итог 🏁
Коронавирус действительно изменил наше общество, заставив бизнес перестраивать и изменять свои процессы в угоду онлайн-формату. Сложно сказать, пошло ли это многим на пользу или нет. Но однозначно у нас теперь появился шанс на полностью дистанционные собеседования и процедуры оформления необходимых бумаг.
А главное, что компании, научившиеся проводить качественный онбординг в онлайне, с высокой вероятностью смогут продолжить делать это и в обычной жизни, что безусловно хорошо.
Что касается меня, то в середине марта было распутье — продолжить поиск работы или отложить эту авантюру до лучших времён, когда всё устаканится. Сейчас я понимаю, что сделал правильный выбор, ведь неизвестно, как долго ещё продлится карантин, а получать удовольствие от работы нужно здесь и сейчас!
Делитесь своим опытом трудоустройства или увольнения на удаленке в комментариях!