Современные образовательные решения для корпоративного обучения
Обучение сотрудников может быть выгодной инвестицией для владельцев бизнеса. Рассказываем, как организовать корпоративное обучение так, чтобы оно дало положительный результат.
Привет, меня зовут Маша, я занимаюсь производством контента в команде продукта Грейд от Яндекс Практикума. В статье я хочу рассказать о том, чем отличается корпоративное обучение и показать примеры решений, которые мы принимали, ориентируясь на наших студентов.
Рынок образования очень насыщенный — курсы, программы, гайды, — обучиться можно почти всему. Но и пользователи гораздо более придирчивы, чем 10 лет назад. Ведь когда на полке в магазине две пачки конфет — шоколадные и мармеладные — выбирать не особо приходится. А когда 200, то всё имеет значение — идея, упаковка, состав. Так и с образованием — сделать просто хороший курс уже недостаточно. Нужны комплексные решения — концептуальные, платформенные, содержательные — в том числе, для корпоративного обучения.
Что такое корпоративное обучение и какие у него цели
Корпоративное обучение — это обучение и развитие сотрудников компании, вот чем оно полезно:
- Развитие профессиональных навыков сотрудников. Позволит им лучше выполнять свои рабочие обязанности.
- Адаптация к изменениям. Обучение помогает сотрудникам быстро адаптироваться к новым технологиям, требованиям рынка и изменениям внутри компании.
- Повышение мотивации и сокращение текучки кадров. Корпоративное обучение подразумевает, что компания заинтересована в сотрудниках и готова инвестировать в профессиональное развитие. Это может служить для них мотивацией оставаться в компании. Недавнее исследование показало, что 25% работающих россиян уверены, что их мотивацию повысит обучение, оплаченное работодателем.
- Улучшение бренда работодателя. Компании, инвестирующие в обучение сотрудников, часто привлекают больше кандидатов на вакансии и создают репутацию хорошего работодателя.
- Достижение бизнес-целей. Через обучение компания может обеспечить развитие необходимых навыков и знаний у сотрудников, чтобы достичь стратегических целей бизнеса.
Особенности корпоративного обучения
У корпоративного обучения есть несколько отличительных особенностей: это обучение взрослых людей, оно направлено на повышение квалификации, а не на переподготовку. Часто корпоративное обучение финансируется компанией или работодателем, который инвестирует в развитие сотрудников. Также корпоративное обучение часто использует специально разработанные программы, курсы и технологии, может включать обучение на рабочем месте, тренинги, семинары и другие форматы, адаптированные под нужды компании — в том числе, для экономии времени.
Образовательные решения для корпоративного обучения должны быть удобны не только студентам, но и менеджерам и hr-специалистам. Итак, хорошее корпоративное обучение:
- Ориентировано на бизнес-задачи. То есть, направлено на достижение конкретных целей бизнеса, улучшение производительности и эффективности работы сотрудников.
- Постоянно обновляется. Быстро меняющаяся бизнес-среда требует постоянного обновления знаний сотрудников, поэтому корпоративное обучение должно быть непрерывным процессом.
- Содержит разнообразные методики обучения. Если человеку слишком сложно или слишком просто, есть риск, что он потеряет мотивацию и забросит учёбу. Корпоративное обучение должно включать методики, которые помогут внести в процесс разнообразие: лекции, тренинги, кейс-стади, различные тесты и т. д.
- Экономит время студентов. Представим человека, который проходит корпоративное обучение, чтобы улучшить навыки. У него есть работа, хобби, возможно, семья. Даже при большом желании учиться, времени на это может быть не очень много. В рамках прохождения объёмных курсов взрослые люди часто сталкиваются со спадом мотивации: «Эту часть я уже знаю», «Это конкретно мне не пригодится в работе, поэтому, пожалуй, пропущу».
Методисты Грейда создали короткие навыковые курсы, которые длятся от 2,5 до 40 часов. Такие курсы не будут отнимать у сотрудников много времени, но при этом дадут максимум пользы. Каждый модуль направлен на конкретный навык. Например, они учат не веб-разработке в целом, а адаптивной вёрстке или работе с алгоритмами, не графическому дизайну, а типографике или работе с иллюстрациями, не продуктовому менеджменту, а проведению аудита бизнес-модели компании или построению дорожной карты и т. д.
- Адаптируется под индивидуальный запрос. Корпоративное обучение может быть адаптировано под конкретные потребности компании и сотрудников, учитывая их уровень знаний, опыт и потенциал. Современные сотрудники — это специалисты с широкими компетенциями, они способны выходить за рамки своих прямых обязанностей, решать разнообразные задачи. Пример: если разработчик хочет вырасти и стать лидом, ему понадобятся менеджерские компетенции и мягкие навыки.
На платформе Грейд есть курсы по разным направлениям — разработка, тестирование, анализ данных, менеджмент, алгоритмы, инфраструктура, маркетинг, дизайн. На каждом курсе сотрудник осваивает один или несколько конкретных навыков, которые сможет применить в работе.
- Помогает оценить промежуточный уровень знаний и скорректировать траекторию обучения. Это важно как для экономии времени, так и для сохранения мотивации. На Грейде можно пройти общее тестирование и тесты в каждом конкретном курсе — они покажут, на какие навыки стоит обратить внимание и какое обучение пройти. Таким образом у сотрудников формируется максимально гибкий маршрут даже в рамках одного курса — хочешь, проходи с начала, но если частично ты уже знаком с темой — удели время только тому, что стоит подтянуть.
- Подразумевает наличие поддержки во время обучения. Это может быть сопровождение экспертов и кураторов — или поддержка внутри группы, когда студенты по ходу обучения делятся опытом и помогают друг другу. На Грейде есть три формата обучения:
1. Самостоятельное обучение. Подразумевает, что сотрудники учатся сами и в своём темпе. Формат подойдет большим самоходным командам, которым нужно улучшить разные навыки.
Совет: если выбираете учиться без сопровождения, подумайте о синхронизации по обучению. Например, можно завести традицию делиться опытом прохождения обучения на вашей еженедельной планерке — так сотрудники не «потеряются» и не будут сбавлять темп.
2. Групповое сопровождение. Будет полезно для команд, которым нужна поддержка в предметной области. В рамках такого сопровождения проходят воркшопы с экспертами, которые помогают команде идти в одном темпе и получать дополнительную поддержку в процессе обучения.
3. Индивидуальное сопровождение. Идеально подойдёт, если сотруднику нужно быстро достичь конкретных результатов. Наставники, ревьюеры и кураторы дают обратную связь и помогают поддерживать мотивацию.
- Даёт возможность руководителям наблюдать за прогрессом сотрудников. Отчётность по итогам обучения сотрудников — отдельная боль многих менеджеров. Поэтому у нас в Грейде есть кабинет руководителя. Он позволяет видеть, как продвигаются сотрудники, какие курсы они прошли и каких результатов достигли. Это помогает не только следить за обучением, но и оценивать его эффективность.
Корпоративное обучение сегодня требует особого подхода, учитывающего потребности как сотрудников, так и их руководителей. В условиях насыщенного рынка образования важны комплексные решения, которые будут обеспечивать максимальную пользу за минимальное возможное время, мотивировать и вовлекать взрослых студентов.