Как предпринимателям справедливо распределить роли в партнерстве: простая и удобная технология
На днях проводила консультацию с достаточно зрелым предпринимателем по вопросам бизнес-партнёрства, в котором он состоит. И в очередной раз убедилась, что даже у опытных и с головой погруженных в бизнес людей порой существует путаница в том, какие роли они исполняют внутри своих компаний и партнерств. Это часто приводит к конфликтам и непониманию. Чтобы такого не случилось, предлагаю простую методику, которая поможет определить, какие роли предприниматель исполняет сейчас, а в каких ему будет комфортнее.
Когда бизнес только открывается, мы, как правило, делаем все и сразу. И стратегию определяем, и людей нанимаем, и клиентов ищем, и презентацию клепаем. Потом, в процессе роста и эволюции, роль собственника видоизменяется. Кто-то, вообще, уходит за скобки бизнеса и прекрасно почивает в спящей акционерной позиции или на редких встречах совета директоров. Если вы уже там, поздравляю и восхищаюсь.
А кто-то продолжает участвовать в управлении и других операционных процессах бизнеса. Потом ещё вступают в партнёрства, окончательно запутывая клубок ролей и усложняя структуру будущего взаимодействия компаньонов.
Чтобы такого не произошло, предлагаю определиться с ролями, в которых предприниматели видят себя в будущем или уже состоявшемся партнёрстве.
Какие бывают роли в партнёрстве
В любом деле, независимо от того – это стартап или крупный бизнес, у предпринимателя может быть четыре роли:
Акционерная.
Отвечает за общую стратегию бизнеса и инвестиционную позицию. В этой роли предприниматель определяет направления развития и всё, что связано с деньгами - куда инвестируем, как распределяем.
Управленческая.
Мы исполняем эту роль, когда берём на себя функции CEO или координируем менеджмент. Сюда же относится управление отдельными блоками - производством, продажами, маркетингом, GR.
Экспертная.
Это про личный опыт, экспертизу, имя, личный бренд. Мы исполняем эту роль, когда двигаем компанию как эксперты. И неважно продаём мы консультации или «работаем» амбассадором.
Функциональная.
Это про то, когда мы выполняем те или иные рабочие функции - сами пишем тексты, запускаем рекламу, отбираем подрядчиков и прочую работу ручками.
На разных стадиях становления бизнеса мы сменяемся в этих ролях, а иногда и совмещаем все четыре, особенно, если речь идёт о стартапе.
Почему важно распределить роли
Описывая, в каких ролях я себя проявляю и в каких ролях проявляет мой партнёр, можно посмотреть на картинку сверху. А если сюда добавить фактор времени, то становится очевидным вклад каждого из совладельцев.
К примеру, меня нет в функциональной части и нет в экспертной, но я проявляю себя в акционерной и инвестирую деньги на общий проект.
Или, наоборот, я сильный эксперт и на мой личный бренд пришли все клиенты фирмы, но я совсем не занимаюсь управлением.
Когда разберёшь все эти вещи, сразу становится понятен вклад сторон в функционирование проекта.
Также распределение ролей помогает определиться с распределение прибыли, а иногда и дивидендов и наглядно очертить границы взаимодействия.
Ещё больше полезных материалов и технологий для предпринимателей и партнёров в моём ТГ-канале «Мастерская партнёрства».