Как предпринимателям справедливо распределить роли в партнерстве: простая и удобная технология

На днях проводила консультацию с достаточно зрелым предпринимателем по вопросам бизнес-партнёрства, в котором он состоит. И в очередной раз убедилась, что даже у опытных и с головой погруженных в бизнес людей порой существует путаница в том, какие роли они исполняют внутри своих компаний и партнерств. Это часто приводит к конфликтам и непониманию. Чтобы такого не случилось, предлагаю простую методику, которая поможет определить, какие роли предприниматель исполняет сейчас, а в каких ему будет комфортнее.

Как предпринимателям справедливо распределить роли в партнерстве: простая и удобная технология

Когда бизнес только открывается, мы, как правило, делаем все и сразу. И стратегию определяем, и людей нанимаем, и клиентов ищем, и презентацию клепаем. Потом, в процессе роста и эволюции, роль собственника видоизменяется. Кто-то, вообще, уходит за скобки бизнеса и прекрасно почивает в спящей акционерной позиции или на редких встречах совета директоров. Если вы уже там, поздравляю и восхищаюсь.

А кто-то продолжает участвовать в управлении и других операционных процессах бизнеса. Потом ещё вступают в партнёрства, окончательно запутывая клубок ролей и усложняя структуру будущего взаимодействия компаньонов.

Чтобы такого не произошло, предлагаю определиться с ролями, в которых предприниматели видят себя в будущем или уже состоявшемся партнёрстве.

Какие бывают роли в партнёрстве

В любом деле, независимо от того – это стартап или крупный бизнес, у предпринимателя может быть четыре роли:

Акционерная.

Отвечает за общую стратегию бизнеса и инвестиционную позицию. В этой роли предприниматель определяет направления развития и всё, что связано с деньгами - куда инвестируем, как распределяем.

Управленческая.

Мы исполняем эту роль, когда берём на себя функции CEO или координируем менеджмент. Сюда же относится управление отдельными блоками - производством, продажами, маркетингом, GR.

Экспертная.

Это про личный опыт, экспертизу, имя, личный бренд. Мы исполняем эту роль, когда двигаем компанию как эксперты. И неважно продаём мы консультации или «работаем» амбассадором.

Функциональная.

Это про то, когда мы выполняем те или иные рабочие функции - сами пишем тексты, запускаем рекламу, отбираем подрядчиков и прочую работу ручками.

На разных стадиях становления бизнеса мы сменяемся в этих ролях, а иногда и совмещаем все четыре, особенно, если речь идёт о стартапе.

Почему важно распределить роли

Описывая, в каких ролях я себя проявляю и в каких ролях проявляет мой партнёр, можно посмотреть на картинку сверху. А если сюда добавить фактор времени, то становится очевидным вклад каждого из совладельцев.

К примеру, меня нет в функциональной части и нет в экспертной, но я проявляю себя в акционерной и инвестирую деньги на общий проект.

Или, наоборот, я сильный эксперт и на мой личный бренд пришли все клиенты фирмы, но я совсем не занимаюсь управлением.

Когда разберёшь все эти вещи, сразу становится понятен вклад сторон в функционирование проекта.

Также распределение ролей помогает определиться с распределение прибыли, а иногда и дивидендов и наглядно очертить границы взаимодействия.

Ещё больше полезных материалов и технологий для предпринимателей и партнёров в моём ТГ-канале «Мастерская партнёрства».

44
3 комментария

А что делать, если всё запутано настолько, что уже и не поймёшь, кто-чем занимается?

Ответить

Так вы так и не ответили на вопрос как именно распределить, просто пройтись по видам далеко недостаточно!

Ответить

Добрый день, благодарю за интерес к теме, это упражнение я обычно даю своим клиентам на проработке партнёрской позиции, и мы детально разбираем функции партнёров. Распределить роли достаточно просто, зная о том, что такие уровни в принципе существуют. Самый простой вариант - просто взять бумагу, ручку, разделить её на четыре колонки и напротив каждой написать, какие соответствующие функции вы выполняете. Если так с наскока это сделать сложно, то сначала в принципе напишите всё, что вы делаете в партнёрстве и сделали для него - вложили деньги, нашли инвесторов (вообще, почти всё что про деньги - это инвестиционная позиция), работаете с поставщиками, верстаете программы или сайты, даёте рекламу об общем бизнесе в своих прокаченных соцсетях и т.д. А потом уже пункты из этого списка разнесите по соответствующим категориям. Когда увидите общую картину, поймёте, где ваше партнёрство проседает в плане функционала и взаимодействия.

Ответить