Быстрее на 35%. Разработали корпоративное приложение и оптимизировали бизнес логистической компании «Сервико»
Приложение для грузоперевозок упростило жизнь и логистам, и водителям. В кейсе рассказываем, как оцифровали процессы компании, какие полезные функции внедрили и как доработали «Яндекс Навигатор» под специфику движения большегрузов.
Несколько слов о клиенте и задаче
«Сервико» — крупнейшая дистрибьюторская и логистическая компания в Восточно-Сибирском регионе, находящаяся на рынке более 30 лет. В 26 филиалах работают 5 700 человек.
У компании не было инструмента автоматического контроля этапов грузоперевозки. Отсутствовала единая система оперативной связи между водителями и менеджерами. Навигаторы, которыми пользовались сотрудники, не показывали грузовые маршруты. Важные документы терялись по дороге. Все это приводило к лишним рискам и затратам ресурсов и финансов.
Клиенту было необходимо оцифровать бизнес-процессы компании и упростить коммуникацию между водителем и менеджером.
Клиент поставил перед нами задачу — разработать корпоративное приложение для водителей и менеджеров Сервико, чтобы для сотрудников оно стало основным инструментом для работы, а для управленцев — удобным средством контроля выполнения задач в заданные сроки.
Нам нужно было ввести трекинг для водителей, интегрировать Яндекс Навигатор для создания оптимальных маршрутов доставки, автоматизировать документооборот и прием заявок и настроить уведомления об изменении маршрутов.
Начали с аналитики и разработали формулу прогноза доставки
На старте работ проанализировали целевую аудиторию, провели конкурентный анализ и подготовили видение проекта, разработали структуру будущего приложения. Чтобы понять, где качать эффективность, детально изучили внутренние процессы компании.
Приложение — внутреннего характера, не предусмотрено для публикации в сторах для общего скачивания. Подсмотреть подобные решения у прямых конкурентов нельзя. Поэтому мы изучили приложения автомобильные проекты и приложения со встроенными картами. В них выявили элементы, которые можно адаптировать под задачу нашего клиента.
На основе структуры разработали прототип приложения, оценили юзабилити и доработали пользовательские пути.
Один из запросов Сервико — оптимизировать время и ресурсы на доставку грузов. Для этого разработали и внедрили в навигатор формулу прогноза времени доставки груза
Она учитывает несколько параметров: планируемые скорость, время и расстояние, оставшееся время, скорость движения за пройденное расстояние, расчетное время на пути и другие. Далее высчитывается разница между параметрами, по которой и составляется прогноз, успеет ли сотрудник вовремя доставить груз
Когда водитель приближается к контрольным точкам, ему приходят соответствующие уведомления. А менеджер получает отчет каждые 8 часов, опаздывает водитель или идет в графике, и при необходимости корректирует маршрут.
Общую логику формулы сначала описали в Google Docs ↴
Далее перенесли ее в Google Таблицу и передали на тестирование клиенту ↴
После проверки и корректировки параметров написали код и встроили формулу в навигатор ↴
Разработали дизайн. Фича — скринсейвер
На разработку дизайна влияли две важные детали: 1) пользоваться приложением будут в основном водители, 2) в приложении будет множество поп-апов уведомлений. Нужно было не перегрузить визуал, сгруппировать информацию, чтобы водители находили нужную функцию за пару тапов прямо по ходу движения.
Дизайн интерфейса разработали с учетом пользовательских паттернов поведения. Навигационную панель сдвинули вниз, логотип и меню оставили сверху, по центру разместили основное поле работ. Выполнили адаптивную верстку.
Иконки, навигационную панель, tab-bar и другие элементы мы сделали крупными. Шрифт выбрали крупный и легко читаемый, без засечек. Все это для того, чтобы водителю было удобно считывать элементы интерфейса в пути
Чтобы приложением было удобно пользоваться ночью, предусмотрели темную тему ↴
Помимо функциональных экранов реализовали подобие скринсейвера
На нем воспроизводится покачивание фуры и имитируются движения линий. Водитель видит на скринсейвере всю важную информацию о маршруте даже в спящем режиме навигатора. Фичу реализовали через Lottie-анимации.
Бонусом для клиента разработали новый логотип и фирменный стиль ↴
Создали навигатор, заточенный под грузовик
Так как мы разрабатывали приложение для водителей, нужно было интегрировать его с картами и настроить точное отражение геолокации в динамике движения автомобиля. Реализовали это через Яндекс Навигатор — бесплатный сервис с подходящим под задачу функционалом.
На этом этапе наши разработчики решали несколько технических трудностей:
- Не совпадали координаты дороги и реального устройства
Из-за этого метка водителя «шагала» где-то сбоку, параллельно полосе маршрута. Менеджеры не понимали, где на самом деле находится сотрудник.
Решили проблему, прикрепив метку к нужной нам координате. Так она прикрепилась к полосе и стала двигаться четко по маршруту, отражая в реальном времени движение водителя.
- Метки на карте расходились с реальным местоположением водителя из-за помех GPS
Разница могла быть в несколько километров. Перебой портил всю работу — как оптимизировать время водителей, если менеджерам приходят некорректные уведомления о движении дальнобойщиков? Да никак ¯\_(ツ)_/¯
Проблему решили, разработав алгоритм фильтрации координат. Он работает, если соблюдены условия:
- точность определения координаты больше заданного нами значения;
- координата находится внутри определенного радиуса вокруг близлежащей точки на маршруте;
- скорость смещения координаты не слишком мала;
- угол направления смещения координаты попадает в определенный сектор направления ближайшего участка маршрута.
Если полученная координата не удовлетворяет хотя бы одному из этих условий, она отбрасывается.
- Метка не всегда следовала за водителем
Пин на карте останавливался, когда водитель сворачивал с пути — например, заезжал на ТО. Так получалось из-за привязки метки к маршруту.
Этот нюанс скорректировали, сделав серую меткую. Она показывает истинную траекторию движения водителя. Но когда сотрудник возвращается на маршрут, метка снова становится синей, а незапланированный путь на ТО стирается.
Закончив с навигатором, разработали и настроили:
- Административную панель. В ней настроили централизованное обновление информации, добавили журнал событий
- Блок с документами и справочниками. Все отчеты водители сканируют через камеру, сохраняют в приложении и сразу отправляют менеджеру. А если на участке нет связи, сообщения сохраняются в очереди событий и отправляются автоматически в сети
- Блок новостей с уведомлениями и важными сообщениями от менеджеров
- Чат с менеджером. Через него водители и диспетчеры оперативно передают друг другу документы, корректировки маршрута и другие данные
- Интеграцию с «Дорожной сетью» — для отображения в навигаторе опасных мест, парковок, ТО
- Интеграцию с порталом топливных организаций — для отражения точек АЗС
- Интеграцию с порталом биржи грузоперевозок — для уведомлений и новостей о дорожной обстановке
Протестировали приложение на планшетах компании
В приложении много взаимодействующей логики. Поэтому каждый раз после разработки нового функционала тестировали приложение от и до, а не отдельно новые функции.
Провели функциональное и регресс-тестирование, тесты на эмуляторе Android Studio со встроенным GPS-навигатором. Когда убедились на эмуляторе, что все работает корректно, протестировали приложение и на реальном устройстве — планшете Samsung, которым пользуются специалисты Сервико.
Подытожим: что приложение дало бизнесу
На 35% быстрее стали согласовываться заявки, на 23% быстрее — выполняться рейсы. Время водителей оптимизировали благодаря формуле прогноза, интеграции Яндекс Навигатора и адаптации его для грузовиков, чтобы избежать неподходящих для проезда участков дороги.
Что могут делать через приложение водители:
- принимать заявки
- строить маршрут до точки по заявке
- строить маршрут без заявки
- строить маршрута до точки из справочника
- прикреплять документы на стадиях грузоперевозки
- пользоваться справочниками и шаблонами документов
- отправлять сообщения менеджеру
- отправлять заявки на ремонт
Чем полезно приложение менеджерам:
- уведомления об отставании или соответствии водителя графику каждые 8 часов
- возможность оперативно скорректировать маршрут при необходимости
- отправка оповещений: как конкретному специалисту, так и всем водителям
- оперативная связь в водителем через чат
- оперативный доступ к документам
- отключение водителей от системы при необходимости
Корпоративное приложение стало основным инструментом работы в Сервико: ежедневно им пользуются более 40% сотрудников компании
Мы удовлетворили главный запрос клиента: контроль отклонения маршрута водителя. Менеджеры видят, где находится водитель, и могут вовремя среагировать на отставание от графика, сообщить об аварии или перекрытии дороги. Уведомления об опоздании/опережении приходят и водителям.
Хотите разработать корпоративное приложение с учетом задач вашего бизнеса? Напишите, проведем аудит проекта и подготовим для вас предварительный расчет.
Мы — Пиробайт, занимаемся индивидуальной разработкой для бизнеса. Делаем веб-сервисы, мобильные приложения, корпоративные системы, CRM и ERP. Интегрируем 1С, платежные системы и агрегаторы, карты и сервисы без потери данных и производительности сайта. Помогаем клиентам масштабировать бизнес, экономить ресурсы и оптимизировать продукты за счет разработки сервисов на едином бэкенде.
Разработали чек-лист для подбора подрядчика на разработку мобильного приложения или сайта. Забирайте его в боте с полезными материалами от Пиробайта 🤝