С чего начать улучшать маркетинг, если все сложно?(Три варианта)
Недавно общался с руководителем b2b компании. У них в отделе маркетинга много специалистов. Результаты работы отдела не радовали руководителя. И мы вместе думали, как их улучшить.
Комплекс инструментов и каналов маркетинга у них достаточно широкий. Но источники проблемы могли таиться и в области менеджмента. Это и состав команды и уровень компетенций, мотивация сотрудников, процессы управления отделом маркетинга.
При такой высокой вариативности, на консультации нельзя точно выяснить причину недостаточной эффективности. И выделить какие-то ключевые точки роста тоже сложно.
Что же делать?
В ходе нашего диалога, у нас родилось 3 предложения с чего можно начать:
1. Аудит маркетинга
Самый глубокий, но и самый затратный как по времени, так и по стоимости. В ходе аудита эксперты изучают: команду (компетенции, отношения, состояние и мотивацию сотрудников), менеджмент (процессы управления командой, подрядчиками, инструментами) и собственно маркетинг (стратегии, планы, каналы, инструменты, коммуникации, метрики, etc).
- Главный плюс аудита – глубокий и многосторонний анализ ситуации, позволяющий создать наиболее реалистичный план улучшений.
- Главный минус аудита (помимо стоимости) – команда маркетологов может воспринять его в штыки. А его результаты - как критику со стороны от людей, пусть и более опытных, но чужих и не знакомых с их ситуацией.
2. Воркшоп или тактическая сессия для команды маркетологов
Вначале эксперт изучит структуру команды, базовые процессы управления и используемый маркетинг-микс. Затем разработает программу сессии и проводит ее в режиме онлайн, либо оффлайн.
В ходе такой сессии маркетологи сами проведут ретроспективный анализ собственной работы и разработают план улучшений.
Фасилитация эксперта и безопасная, творческая атмосфера позволит активировать потенциал команды: нивелировать скрытые конфликты, если они были, сгенерировать новые идеи и повысить мотивацию.
Безусловно, эксперт может аккуратно привносить свои наблюдения и предложения, но окончательное решение брать их в работу или нет – будет приниматься коллегиально.
Этот подход по эффекту и механике похож на стратегическую сессию, только для отдела маркетинга, а не для топ-команды. И не про стратегию, а про тактики и процессы.
- Минус по сравнению с аудитом – глубина диагностики меньше. Фактически, команда выполняет самодиагностику и рефлексирует под руководством фасилитатора.
- Преимущества: способ более быстрый и менее дорогой, чем аудит. Также, при правильном проведении повышает вовлеченность участников во внедрение улучшений, чего не дает аудит.
3. Диагностическая сессия директора по маркетингу с трекером
Буквально пару часов такой сессии дадут понимание того, что происходит в отделе и комплексе маркетинга. По итогу сессии можно сформировать набор ценных гипотез, проверив которые можно будет поднять эффективность маркетинга.
Пожалуй, это самый быстрый и простой способ. Для него нужна готовность и открытость директора по маркетингу и эксперт-трекер с высокими компетенциями, насмотренностью и методологией диагностики.
- Преимущества: быстрые результаты в виде понимания узких мест и плана гипотез. Может проводиться даже бесплатно (трекеры идут на это в надежде получить контракт на трекинг).
- Минусы: директор по маркетингу может быть не до конца откровенен, а команду здесь мы не привлекаем. Поэтому, такая диагностика более однобока и скорее поможет разобраться в маркетинговой составляющей (через цифры), чем в том, что происходит в команде.
Теперь, если вы не довольны своим отделом маркетинга, у вас есть три варианта с разной стоимостью и глубиной подхода. Главное - не сидите сложа руки. Действуйте прямо сейчас, пока не грянул высокий деловой сезон.
Чтобы быть на связи и не пропускать новых видео и материалов по b2b маркетингу и продажам, подписывайтесь на мой Telegram-канал:
Всем успехов в бизнесе, эффективного маркетинга и высоких продаж!
Важно разнообразие инструментов и подходов для решения проблемы эффективности.