Как я за один звонок привлек 12 миллионов в открытие бургерной без опыта в ресторанной сфере?
Привет. Меня зовут Никита Бондаренко. До открытия Jam burgers and breakfast я никогда не работал на кухне ресторана. Не проходил специальных курсов, а образование у меня и вовсе «Управленческое». Но, тем не менее, мне удалось привлечь 12 миллионов рублей на открытие собственного ресторана. Давайте разбираться как.
1. Любовь к делу:
Я всегда знал, что буду предпринимателем, и всегда любил вкусную еду, а особенно бургеры. С детства пробовал в их каждом ресторане, интересовался, изучал аккаунты крупных зарубежных сетей и готовил сам. Мой первый бизнес также был связан с едой: у меня было производство ореховых паст, гранолы, фруктовых батончиков и т.д. ( как-нибудь напишу статью о том как наделал кучу ошибок и чему научился).
Поэтому Jam появился на стыке моих любимых видов деятельности: еды и бизнеса. Почему это важно? Я достаточно много работаю. Если бы занимался нелюбимым делом, то мотивация продолжать вкалывать изо дня в день очень быстро сошла бы на нет, и я сдался бы после первой неудачи.
2. Экспертиза:
Не смотря на то, что я не обучался поварскому искусству, у меня развита «насмотренность». Я посетил достаточно большое количество ресторанов по всему миру. Пробовал разные кухни. А самое главное: Американскую. Да, их бургеры сильно отличаются от того, что готовят в крафтовых бургерных России. Там же я и узнал о необычном способе приготовления котлет: Smash.
Что это за технология? Шарик фарша раздавливается на грилле в тонкую котлету, благодаря этому формируется ароматная корочка, которая даёт уникальный вкус. Кстати, этот способ существует в Америке ещё с 1800-х годов, но особую популярность набрал в последнее десятилетие. В Европе такой способ приготовления сейчас взрывает рынок общественного питания и это не удивительно: традиционные, простые рецепты приготовления бургеров по праву являются самыми вкусными.
3. MVP:
Minimum viable product - минимально жизнеспособный продукт. Да, как и в любом стартапе, для того, чтобы успешно привлечь инвестиции желательно создать первую, минимальную версию бизнес модели.
Чем это может являться в сфере ресторанного бизнеса? Правильно, доставкой еды по системе «Дарк китчен» ( Это когда у вас есть только кухня, на которой вы готовите заказы исключительно на доставку).
Сначала я запустил доставку смэш бургеров. Перед открытием проработал множество рецептов приготовления булочек, подобрал лучшего поставщика фарша, нашел «правильный» с точки зрения традиционной рецептуры сыр, правильно приготовил бекон, бургер соус и, конечно, использовал технологию smash.
Что получилось в итоге? Идеально мягкая картофельная булочка, равномерно прожаренный, правильного цвета бекон, тот самый бургер соус, свежие овощи и две смэш котлеты с расплавленным сыром. Мы сразу же начали собирать позитивную обратную связь, количество заказов росло, как и моя уверенность в продукте.
4. Дизайн:
Также большое внимание я уделил упаковке. Стильная и удобная упаковка— это первое, на что обращает внимание потребитель. Это то, что создает дополнительные продажи без последующих затрат. Я обратился в креативное бюро, которое помогло мне разработать стильную и запоминающуюся айдентику, фирменные цвета и шрифт. Кстати, логотип я нарисовал сам после того, как забраковал несколько вариантов от команды. Вы можете увидеть в нём две смэш котлеты, так как в бургерах у нас их всегда две.
5. Нетворкинг:
«Где деньги, Лебовски?», спросите вы.
Да, спустя год работы доставки я понял, что пришло время двигаться дальше. Продукт твердый и масштабируемый, пора привлекать инвестиции на открытие полноценного ресторана, но где брать деньги?
В первую очередь я обратился к своим друзьям, вдруг у кого-то под диваном завалялся тот самый бизнес-ангел. Но до этого не дошло. Я позвонил Антону.
Мы познакомились 7 лет назад, после того, как он прочитал один из моих постов в VK про арахисовую пасту. После этого мы начали общаться и периодически советоваться по вопросам бизнеса. Так и в тот раз, я позвонил Антону Артюхову , чтобы получить от него обратную связь о привлечении инвестиций и общении с инвесторами.
Важный момент: весь год, пока я работал над MVP, Антон наблюдал за процессом и был в курсе всего, что происходило с Джемом.
Вместо совета, Антон предложил инвстировать в ресторан. Он позвал другого нашего друга, Сашу Светличного, который, даже не попробовав бургеры, на чистом интузиазме, доверии и любви к эстетике также вложился и мы начали готовить открытие. Вот такая история звонка на 12 миллионов.
Итак, почему этот звонок дал такой результат?
1. Я создал продукт на стыке своих интересов и скрупулёзно каждый день вкладывался в него.
2. Я не бежал за быстрыми результатами в деньгах, а стремился дать качество, стараясь сделать лучшее для потребителя. Прежде чем искать инвестиции, я проверял спрос в разных условиях на протяжении года и был по-настоящему уверен в том, что делаю.
3. Свой первый проект с пастами я делал с нуля с парой сотен тысяч в кармане и смог выстроить из него хороший бизнес. Это дало мне репутацию в глазах друзей и знакомых.
4. Инвестор видел весь процесс, знал меня и мой подход, поэтому сам проявил инициативу.
А сейчас, спустя 12 месяцев оттачивания бизнес процессов, составления инструкций для поваров и официантов, доведения процессов до идеала, мы пришли к тому, что готовим запуск франшизы. Это тоже тема для отдельной статьи, так что stay tuned.
А пока давайте познакомимся и пообщаемся в комментариях:
Что думаете: удачное стечение обстоятельств или закономерный результат долгой работы?