Изменила жизнь в 34 года: как я ушла из офиса и начала продавать на Озоне. Отзыв о площадке, лайфхаки, личный опыт
Приветствую всех! Хочу поделиться своей историей перехода из найма в e-commerce. Думаю, мой опыт будет полезен тем, кто задумывается о запуске онлайн-бизнеса с нуля.
Как я докатилась до жизни такой
7 лет я работала интернет-маркетологом в небольшом агентстве. Было интересно, я многому научилась, выросла до ведущего специалиста. Но в какой-то момент поняла, что я дошла до личного потолка в профессии. Мысль заняться собственным делом и не зависеть от работодателя снова закралась в мою голову.
Благо, за последние пару лет удалось скопить небольшую подушку безопасности (около 300 тыс. рублей). Я стала изучать варианты, где эти деньги могли бы принести максимальную отдачу.
Тот самый "бизнес на маркетплейсах" и выбор площадки
На самом деле, вариантов "расстаться" с деньгами было много – от банального депозита до инвестиций. Но меня привлекла идея e-commerce, а конкретно ниша маркетплейсов. Условный порог входа там ниже, чем при открытии собственного интернет-магазина. При работе с маркетплейсом есть возможность часть функций перекинуть на него: то же хранение товаров и логистику. Не нужно думать, как сделать сайт удобным с точки зрения user experience, как привлечь на него ЦА. Маркетплейс сразу дает доступ к огромной базе уже лояльных покупателей, забирает на себя существенную часть забот.
С выбором площадки долго не мучалась – Ozon я знаю как хорошую площадку, удобную и для покупателей, и для продавцов. Причин несколько:
- Стабильный рост площадки, лояльные условия и неплохие продажи, судя по отзывам продавцов Озона.
- Площадка развивается, приложение становится удобнее не только для продавцов, но и для покупателей. Вообще, по ощущениям, Озон в принципе более понятный и приятный в использовании, чем сами-знаете-кто.
- Поддержка на старте – отсутствие платы за регистрацию, собственная образовательная платформа с курсами, вебинарами и гайдами.
По какой модели работать. Плюсы FBO
По факту на Ozon есть три модели сотрудничества: FBO (продажи со склада маркетплейса), FBS (хранение на своем складе и доставка силами площадки) и rFBS (хранение и доставка своими силами).
Некоторое время я раздумывала между FBS и FBO. Но, изучив нюансы обеих моделей, видео-обзоры, кейсы и реальные отзывы продавцов на Озоне, решила начать с FBO. Сейчас объясню почему:
- проще старт – не нужно искать склад, если его нет, нанимать сотрудников, заниматься логистикой;
- заказы обрабатываются быстрее – с фулфилментом на ту же доставку по Москве и области уходит всего 1-2 дня (покупатели, естественно, ждать не любят);
- хранением и транспортировкой занимается площадка, а не я, это большая экономия трудозатрат;
- отсутствие потолка – нет ограничивающего фактора в плане складских мощностей, поэтому можно расширяться при хороших раскладах.
Дальше я выбирала нишу. И это история для отдельной статьи, так что просто скажу, что заходить решила в детскую одежду – направление массовое, востребованное и не требующее узкой экспертизы. К тому же, судя по отзывам, продавать одежду на Озоне сейчас выгоднее, чем когда-либо.
Первые шаги: регистрация, поставщики, отгрузка
Чтобы начать продавать, нужно зарегистрироваться в качестве самозанятого, ИП или юрлица. Я бы оформилась как самозанятая, но из-за сертификации пришлось делать ИП. В целом, процесс не особенно сложный.
Следующим шагом был поиск поставщиков. И тут уже пришлось повозиться – изучала форумы, сайты совместных закупок, сравнивала цены, условия, ассортимент, отзывы. Для торговли на Озоне в итоге все-таки нашла несколько оптовиков с приемлемыми условиями и адекватным по качеству товаром.
Дальше предстояло создать карточки товаров. На площадке к ним особые требования: определенный формат фото, подробные описания, характеристики и т.д. Многое я сделала сама, что-то заказала у знакомого копирайтера и дизайнера. Благо, бюджет позволял.
Озон здесь позаботился о продавце и сделал весь процесс удобным и понятным: в конструкторе карточки товара есть множество аннотаций и метрик, которые помогают оценить качество карточки. Вот как это выглядит:
Получив первую партию товара, я провела съемку, упаковала все по требованиям маркетплейса и отправила на московский склад. Если все сделать правильно, то уже через пару часов после поставки товары станут доступны для продажи.
Как продвигаться: обзор рекламных инструментов
В течение трех недель после размещения у меня случились первые продажи. Конечно, рейтинги, отзывы – все с нуля, но покупатели находили товар в каталогах и поиске, и это уже радовало. Однако хотелось больше и больше.
Для этого я стала изучать доступные инструменты продвижения. Их на площадке хватает – есть платные, есть бесплатные. Я пробовала не все, но многие способы бустить продажи. Благо Озон щедр на инструменты. Делюсь отзывами на наиболее эффективные.
- Акции и скидки. Беспроигрышный способ повысить продажи. Продавец может участвовать в акциях от маркетплейса или запустить свои. В первом случае вас продвигает Озон, но лучше сразу прикинуть силы на старте, так как цены все-таки придется подстраивать под акции. Во втором – достаточно продумать механику (например, второй товар в подарок, бесплатная доставка при покупке от 3000 рублей), но крутиться будете сами.
- Баллы за отзывы. Продавцам Озона на заметку: это недорогой и 100% рабочий вариант не только получить фото- и видео-отзывы к товарам, но и поднять рейтинг магазина.
- Внутренняя реклама. На площадке есть возможность размещать рекламу в результатах поиска, категориях и карточках. Новичкам рекомендую трафареты. Это вариант с похожей механикой, оптимальный для товаров, у которых еще не было продаж. Оплата будет за клики.
Также хорошо работают поисковая оптимизация и внешние рекламные каналы. Как и в обычном SEO, на маркетплейсе важны правильные названия, описания и характеристики товаров. У Ozon есть рекомендации по эффективным текстам, также они регулярно проводят бесплатные вебинары на эту тему. Например, мне с помощью грамотных ключей в карточках удалось неплохо поднять товары в выдаче.
Конечно, полагаться на один только трафик площадки нельзя. Поэтому я завела аккаунты магазина в Инстаграме (запрещенная в России соцсеть) и ВКонтакте, где публикую обзоры товаров и собираю аудиторию. Трафик небольшой, но он почти бесплатный и хорошо конвертируется в продажи.
Аналитика: хорошо и платно
Чтобы принимать взвешенные решения по ассортименту и запасам, я стала глубже копать в сторону аналитики продаж. В бесплатном виде ее дает личный кабинет продавца – там есть отчеты по заказам, популярным товарам, среднему чеку и т.д. Но для масштабирования этого недостаточно.
Если у вас серьезный настрой стать продавцом на Озоне, забудьте отзывы типа "бесплатного анализа достаточно" и подключайте Premium-подписку. Она даст доступ к следующим интересным инструментам:
- тренды – что чаще всего ищут и заказывают, ваша доля в общем обороте по категории;
- конкурентная позиция – тут все и так понятно;
- портрет покупателя – анализ вашей аудитории по полу, возрасту, предпочтениям, среднему чеку;
- кластеры – спрос на товары в разных регионах, помогает корректировать географию продаж;
- акции – метрики акционных товаров и лучший способ разобраться, стоила ли игра свеч;
- товары в поиске – ваше место в выдаче, а также все что на него влияет (запросы, гео, рейтинг).
Стоимость подписки – 5000 рублей в месяц. Для небольших магазинов может показаться дороговато. Но, поверьте, оно того стоит – детальная аналитика помогает оптимизировать расходы. Другое дело – это подписка Premium Plus за 25 000 рублей. Да, функционал там шире, но стоимость уже кусается, тут не каждый сможет себе позволить.
Результаты и планы
Итак, около года я развиваю свой магазин. Подведем небольшой итог по моему отзыву. Заработок на Озоне и показатели на данный момент примерно такие:
- оборот – 800-900 тысяч рублей в месяц;
- прибыль – 150 тысяч рублей чистыми;
- количество товаров – 370 артикулов;
- рейтинг магазина – 4.8 из 5;
- процент возвратов – ~5-7%;
- штат – 1 удаленный помощник.
Для первого года это неплохие цифры, как по мне. Но я не собираюсь останавливаться – в планах расширять ассортимент, выйти на обороты в 2-3 млн и повышать узнаваемость магазина.
В завершение скажу одно: не бойтесь пробовать! Конечно, бизнес на маркетплейсе – это не удаленка под пальмой. Но если у вас есть склонность к аналитике, коммерческое чутье и желание развиваться в e-commerce, то все получится.
Надеюсь, мой опыт был вам полезен! Если остались вопросы, пишите в комментариях. По возможности всем отвечу.