Мини-приложения [ mini apps ] в Telegram: секретный функционал
Telegram планомерно двигается в направлении создания экосистемы общения, развлечение, бизнеса и всего-всего, что только можно к этому прикрутить. Его всё чаще начинают сравнивать с китайским WeChat, который находится на стыке мессенджера, социальной сети и более чем успешно используется как эффективный инструмент продвижения бизнеса...
Так вот Telegram метит туда же, но только, безусловно, со своей спецификой.
Да, его ДНК - это мессенджер. По сути, изначально - это инструмент для общения и коммуникации между людьми. Это именно то, что переходит в привычку, повседневность и становится для многих людей стандартом de facto. И вот тут-то и появляется всё больше возможностей для того, чтобы становиться чем-то большим, чем только просто мессенджер или социальная сеть.
Другими словами, Telegram неотвратимо движется в сторону квантового перехода в нечто большее, чем просто мессенджер + просто социальная сеть. Всё шире и глубже проникая в нашу повседневность, становясь чем-то совершенно уже нативным. Уже почти прямым продолжением нас самих...
Следовательно, ценнейшей и основной ресурс медиа-рынка — ВНИМАНИЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ в обязательном порядке захватывается и удерживается в Telegram. А раз так, то нам всегда можно предложить ещё что-то. И чем дальше и удобней будет предложенное, тем меньше смысла мы будем видеть в том, чтобы искать что-то другое...
И в этой публикации мы поговорим о том, какой секрет Полишинеля скрывается в функционале Telegram mini apps или мини-приложения в Телеграм, о котором многие (даже те, кто заказывает их разработку), попросту не догадываются. А главное - как это связано с Вашим бизнесом сегодня и в будущем.
Предлагаю обратить внимание на несколько интересных фактов, которые помогут нам снять завесу секретности.
ФАКТ №1
В январе 2025 года мессенджер Telegram впервые обошел видеохостинг YouTube по месячному охвату в России среди аудитории старше 12 лет и занял пятое место в общем рейтинге интернет-ресурсов.
А что в абсолютных цифрах?
На первом месте «Яндекс» с месячным охватом 102,3 млн человек, на втором — Google (101 млн), на третьем — WhatsApp (97,5 млн), на четвертом - ВКонтакте (93,8 млн) и пятом — Telegram (90,6 млн) против 83,7 млн годом ранее и 88,4 млн — в декабре 2024-го.
О чем нам это говорит?
На 1 января 2024 года по оценке Росстата в России проживало 146 150 789 постоянных жителей, по этому показателю страна занимает девятое место в мире. Понятно, что эти цифры коррелируют весьма условно, но всё же есть некоторая емкость рынка и уверенные 2/3 абсолютных значений населения страны - это ощутимый показатель текущего уровня проникновения Telegram в глобальную социальную коммуникацию.
И если у Яндекса - 102,3 млн, то это говорит о конечной емкости, к которой Telegram уже практически приблизился и в ближайшие годы точно доберёт до сотки.
ФАКТ №2
Если бы мне лет десять назад сказали, что администрирование канала или группы в Телеграм будет полноценным источником дохода... Да что там - полноценным рекламным бизнесом, то я бы попросту не поверил. Нет, не жалею, что не кинулся тогда вести какой-нибудь канал. Я о том, что моё мышление было ограниченным.
К вопросу бизнеса. Согласитесь, что не на последние деньги делаются такие покупки.
ФАКТ №3
Рынок интернет-рекламы малого и среднего бизнеса в 2024 году вырос на 23% в денежном выражении по сравнению с 2023 годом, подсчитали аналитики сервиса «Точка Реклама». По их данным, основным драйвером роста стало увеличение чека у текущих клиентов. На этом фоне аналитики отметили, что рекламодатели из малого и среднего бизнеса активно переходят в Telegram, выбирая предложения с более доступными чеками.
Неуклонный рост рекламной активности в Телеграм - это обратная сторона "медали" под названием наше внимание и вовлеченность в использования мессенджера Telegram, а по факту взаимодействия с стремительно развивающейся экосистемой.
Давайте честно, снижаться вовлеченность точно не будет. Только рост. Ну ок, не по экспоненте. Да, сейчас уже всё меньше, не во взрывном формате (хотя тот же Ноткоин и Хомяк, наверняка ещё что-то другое стрельнет со временем).
Но даже развитие по асимптоте - это будет хоть и более медленный, но всё же рост, а значит целесообразность рассмотрения экосистемы Telegram как минимум в формате дополнительного источника клиентского внимания и заказов - это однозначный мастхэв.
ФАКТ №4
И если Вы обратите внимание, то всё больше на том же vc.ru появляется публикаций на тему того, что совершенно белый аккаунт (в том числе и Премиум), канал и группу - просто грохнули без объявления войны и объяснения причин. Особенно такие сигналы возросли после парижских "каникул" Павла Дурова, подключения новых алгоритмов ИИ к блокировкам, появлению нового пункта в жалобах на сообщения - не нарушает закон, но надо удалить и ещё много чего другого.
И вот тут мы вплотную подходим к тому, что с одной стороны очевидно, а с другой стороны полностью скрыто от глаз пользователей - внутренние алгоритмы сервиса или инструмента, с которым пользователь взаимодействует.
Какие от них польза для бизнеса и смысл в использовании, кроме непосредственной работоспособности?
Давайте на пальцах...
Что видит владелец или админ телеграм-канала или группы в закулисье? Что ему известно о подписчиках? Что делать, если ресурс заблокировали, а тем более удалили?
Количество подписчиков
Можно посмотреть список подписчиков
И конечно, если это два с половиной человека, то и никаких вопросов, а если это десятки и сотни тысяч, миллионы?
Всё потерять в случае ликвидации?..
Понятно, что далеко не все подписчики могут представлять реальный интерес, но если речь идет об основном ядре аудитории, которая создает монетизируемую активность, то с позиции бизнеса было бы грустно потерять её.
Какой выход?
Вот тут и появляется смысл в таких системах автоматизации процессов как мини-приложения, а по факту, бот + мини апп, в которые можно "переливать" наиболее ценную часть своей аудитории для того, чтобы достигать сразу двух целей:
1. Диверсификация рисков потери аудитории (по сути, бизнеса);
2. Улучшение пользовательского опыта в мини-приложении + боте, за счет более сложных и разнообразных механик взаимодействия с подписчиками, нежели те, которые есть в функционале каналов и групп;
3. Внутренний таргет (об этом ниже напишу подробней)
Вы делаете свой маленький Гугл или Яндекс, в которых алгоритмы ну ооочень много знают о пользователях и отсюда... Да-да, именно! По факту, та самая контекстная реклама, а точней адресная реклама, которая будет показана только пользователям, которым она действительно будет полезной или они сами выразили согласие на просмотр рекламы из какой-то конкретной категории.
Другими словами, при правильно настроенной системе это позволит делать не сплошную ковровую бомбардировку рекламой на всю аудиторию как сейчас это происходит в канале, а нативную и таргетированную по тем пользователям, которым она в наибольшей степени будет релевантной. А значит - это новый качественно новый уровень Вашего инфо-бизнеса.
Подробней о внутреннем таргете в мини-приложениях можете почитать в моей публикации:
А вот один из возможных примеров бэкэнда мини-приложения:
Посмотрите количество только возможных разделов/направлений, по которым можно собирать и использовать данные пользовательской активности в системе внутреннего таргетинга.
В данном конкретном случае, для разработки и эксплуатации мини-приложения использовалась платформе Unitee Space, на которой уже создана возможность для структурированного сбора и использования данных. Если хотите узнать больше об этом конструкторе мини-приложений, загляните в мой Telegram-канал, там есть отдельная публикация на эту тему. А подробности, так сказать, внутреннего убранства платформы и её функционал вы можете посмотреть в этой же публикации, но несколько ниже. Кликните на слово ➡ ПЕРЕЙТИ
Конечно же можно создавать свои максимально кастомные решения на коде - это всего лишь вопрос времени и стоимости их разработки. Круто конечно, но не у всех на это есть бюджеты.
В итоге
Я ни в коем разе не призываю отказываться от каналов и групп в пользу приложений. Ни в коем случае! Лишь говорю о том, что сообразно логике развития бизнеса в Telegram и минимизации рисков, наиболее разумным вариантом будет создавать и развивать свою собственную экосистему из каналов, групп, ботов и мини-приложений, а также того, что ещё появится в будущем...
Говоря о перспективности перехода автоматизации бизнес-активности в Telegram из чат-ботов в мини-приложения (mini apps), зачастую совершенно выпадает из вида удобство и функциональность использования этого инструмента для повседневной операционной деятельности.
На первый план выходят фронт энд преимущества, связанные с пользовательским восприятием приложения, повышением лидогенерации, клиентской конверсией и удержанием всей этой разношерстной аудитории бренда в постоянном взаимодействии, обеспечивающем рост продаж.
Безусловно, это огромный успех, если пользовательская активность в мини-приложении стабильно высока и разнообразна в диапазоне от онбординга, просмотра новостей, публикаций и участия в GemFi активностях до, непосредственного работающего как автомат Калашникова, процесса продаж и постпродажного сопровождения...
Вот тут-то и вспоминается обычно [ слона то я и не приметил ], а что у мини аппки "под капотом" и как [ желательно эффективно ] работать с целыми массивами данных, параметрирующих работающее приложение (статистика, метрики, таргет, платежи, заказы, показы, переходы, диалоги, группы и ещё много разных букв на эту тему).
На самом деле, важность такой "внутрянки" для успешно организованного процесса очень трудно переоценить и, как правило, она материализуется в виде сочетания двух всем [ ну или почти всем ] известных понятий: CRM и Dashboard.
СПРАВОЧНО
CRM или Customer Relationship Management, что по сути означает "управление отношениями с клиентами". Как правило, это конкретные программные продукты, которые либо создаются как сервис (Bitrix24, amoCRM и т.д.) или самописный кастомный софт, созданный под конкретную задачу/организацию.
Применительно к мини-приложениям, необходимо на "бэке" самого приложения создавать функционал CRM или [ а в некоторых случаях "И"] связывать два отдельных программных продукта - мини-приложение и CRM-систему. Благо существует открытая api-документация, а сервисы заинтересованы в возможностях "бесшовных" интеграций.
Dashboard (дашборд), буквальный перевод - "приборная панель".
Простыми словами, дашборд - это интерактивная аналитическая панель с графическим интерфейсом. На одном экране собраны все ключевые метрики и показатели целей или процессов. Эти метрики позволяют выявлять и анализировать тренды и изменения.
Всё дело в том, что мозг человека устроен так, что преимущественно обрабатывает визуальные данные. Текстовая информация усваивается в тысячи раз медленнее. Для лучшего восприятия больших объемов данных были созданы графики, диаграммы и таблицы, которые упрощают отслеживание любых интересующих показателей. В дальнейшем для визуализации этих данных появились дашборды.
И таки я вам хочу сказать, что есть интересное решение, которое "плоть от плоти" связано с создаваемым мини-приложением и включает в себя функционал CRM и дашборда. Совсем недавно открыл его для себя и ещё только разбираюсь в возможностях, которых там, прямо скажем, немало.
И пока вместо тысячи слов, поделюсь с вами скринами, чтобы можно было воочию познакомиться с тем, о чем написал выше.
Если остались вопросы или есть интерес рассмотреть какой-то из блоков подробней - пишите в комментарии или в личку
☀ Всем добра!..
А название у сервиса есть?
Да, конечно - Unitee Space