10 критериев, по которым я выбираю ниши для стартапов
В прошлой статье я рассказал, как я импульсивно выбрал нишу для стартапа, и что из этого получилось. Когда, наконец, у меня получилось продать тот стартап иностранным инвесторам, я отправился в ретрит и сделал разбор ошибок. Я решил, что буду подходить к выбору ниши более осознанно, и составил небольшую методику, которой и поделюсь в этой статье.
«Хорошая ниша» — это такой набор характеристик бизнес-модели, при котором выполняются все важные для основателя критерии.
Соответственно, критерии зависят от самого основателя — от его готовности идти на риск, от его горизонта планирования и, в целом, от задач, которые он решает, создавая бизнес. Поэтому, хорошая ниша для меня может оказаться плохой для вас, и наоборот.
Мои критерии успеха
Мои критерии прямо сейчас такие:
- Есть достаточно большой рынок — в перспективе возможно сделать 1+ млрд ₽ оборота
- Есть предпосылки к тому, что этот рынок/сегмент будет расти
- Я могу использовать мои сильные стороны, компетенции и ресурсы, чтобы получить преимущество на старте
- Клиенты — близкие по духу мне люди, для которых приятно создавать ценность.
- Нет критичных рисков, которые обнуляют математическое ожидание выигрыша
- Сможем создать сильное внеконкурентное преимущество, которое обеспечит выход из конкурентного давления
- Можем запуститься с небольшими расходами: протестировать гипотезы до 200к руб; общие расходы — до 5-10 млн руб (при условии, что что-то можем делать своими руками)
- В случае успеха сможем выйти в прибыль быстро (в течение 6 месяцев)
- Возможно оформить IT-аккредитованную компанию (получить отсрочки от призыва/мобилизаций себе/сотрудникам)
- В перспективе возможен полный/частичный выход в кеш через продажу стратегу или IPO
Как найти свои критерии успеха?
Для этого есть специальная техника. Выпишите 5-10 существующих недавно созданных компаний, которыми вы восхищаетесь, и — которые — вы и сами могли бы создать. Что между ними общего?
Характеристики бизнес-модели
Выше я упомянул, что ниша — это набор характеристик, при которых выполняются критерии успеха ниши. О каких характеристиках я говорю?
Здесь оптимально не придумывать ничего нового, а использовать популярный фреймворк Business Model Canvas (это позволит другим потенциальным ко-фаундерам быстрее понять модель):
- Кто является нашим клиентом?
- Какую ценность создаем, и в чем наше преимущество над конкурентами?
- Как выстраиваем отношения с клиентами? Какой CJM предлагаем?
- Какие каналы маркетинга, продаж и дистрибуции используем?
- Какие ключевые действия совершаем?
- Какие ресурсы и активы нужны?
- Какие ключевые партнеры потребуются?
- Структура издержек
- Структура доходов
Итак, хорошая ниша — это заполненные характеристики бизнес-модели, при которых выполняются важные для вас критерии.
При этом подбор характеристик — это чисто изобретательская задача, для решения которой нужно наработать насмотренность: какие бизнес-модели существуют, как они работают и почему.
Кстати, а что для вас важно в стартапе/бизнесе? Какие критерии успеха? Расскажите в комментариях! 👇
Статья написана в рамках Стартапедии, где я структурированно делюсь своими инсайтами и решениями, наработанными при запуске и выводе в прибыль 4-х стартапов. Если откликается — подписывайтесь на обновления!
Следующая статья: