Что такое социальная лень и причём тут перетягивание каната

Что такое эффект Рингельмана, или социальная лень, которая проявляется в большом коллективе. И как решить эту проблему с помощью футболистов

Что такое социальная лень и причём тут перетягивание каната

Эффект Рингельмана — явление, которое ещё называют социальной ленью. Это снижение продуктивности и качества вклада отдельно взятого индивидуума в общее дело. Это происходит в коллективе или в группе людей по мере роста их количества.

Если кратко: чем больше людей в группе, тем меньше усилий прикладывает отдельный человек.

Причём тут канат

Эффект Рингельмана описал французский учёный Максимилиан Рингельманн в 1913 году. Он проводил эксперименты на соревнованиях по перетягиванию каната. Это был простой способ проверить гипотезу — лёгкое задание, чёткое разделение людей на группы, наглядный и измеримый результат.

Канат тянули два человека друг у друга, то есть в одиночку, и в группах — когда с каждой стороны стоит несколько людей, и их число постепенно увеличивалось.

Оказалось, что суммарный вклад группы был меньше, чем усилия одного человека. И чем больше людей оказывалось с каждой стороны каната, тем меньше старался каждый человек — а значит, и вся группа в целом.

На работе это проявляется так:

  • Снижается командная эффективность. Увеличение коллектива приводит не к росту выхлопа, а, наоборот, к снижению результатов
  • Растут издержки. Кто-то начинает работать меньше, а его задачи перекидываются на других. В итоге учащаются ошибки, упускаются возможности. Порой в попытке решить эту проблему даже нанимают коучей или консультантов
  • Атмосфера в команде становится напряжённой. Начинаются текучка кадров, явные и скрытые конфликты

Почему появляется социальная лень

На примере каната особенно заметно — чем больше группа, тем ниже чувство личной ответственности за общий результат. Зачем стараться конкретно мне, если над задачей уже потеют много человек?

Примерно так происходит, когда человек падает в обморок в толпе. Люди обходят его с мыслью: «Ему помогут»

Вторая причина — в большом коллективе сложнее координировать людей: помогать им, обучать, контролировать статусы работы, быстро отвечать на вопросы. Те сотрудники, которым нужна и важна координация, просто не понимают, что им делать.

Этот тезис хорошо иллюстрирует модель Ричарда Хекмана. Согласно ей, чем больше людей в коллективе, тем сложнее сеть взаимосвязей между ними. Логично.

Чем больше людей, тем больше звеньев коммуникации. Это модель Ричарда Хекмана. Красивый узор, фиг разберёшься
Чем больше людей, тем больше звеньев коммуникации. Это модель Ричарда Хекмана. Красивый узор, фиг разберёшься

Следующая причина — снижение мотивации отдельных людей на фоне усилий остальных. Тут как раз ситуация с канатом: «Зачем мне стараться, если мои усилия ничего не меняют».

💡Здесь важная система мотивации команды. Если она слабая или её вовсе нет, то коллектив затухнет, а «социально лениться» будут даже те, кто обычно не требует поощрения и поддержки от руководителя.

Ещё вызвать социальную лень могут плохо выстроенные процессы (а отсюда и плохо поставленные задачи).

Перетягивание каната — задача простая, и правила ясны сходу, а на работе всё сложнее. Если процессы происходят непрозрачно и хаотично, то сотрудники могут чувствовать себя дезориентированными, не знать, с чего им начинать и что делать. Итог — прокрастинация, что тоже проявление социальной лени.

Расплывчатые роли и зоны ответственности — сюда же. Человек не знает, что от него ждут и зачем он тут = фрустрация и лень.

Есть ещё одна причина, хоть и неоднозначная. Это расфокус внимания, который возникает, если рядом много других людей. Возможно, это актуально для многолюдных офисов крупных корпораций.

Как лечится социальная лень

Возьмём футбольную команду. Это относительно большой коллектив людей — 11 игроков на поле и ещё запас. Какие инструменты в футболе лечат социальную лень? (хотя даже там, как мы видели по Евро-2024, не всегда лечится)

  • Чёткие цели и распределение задач. Ты защитник — твоя часть поля у ворот, ты последний рубеж перед вратарём, защищай его. А вот ты атакующий в центре — ты последний должен рваться к собственным воротам, зато всегда целься на ворота противника.
  • Внимание ко всем членам команды. Тренировки, восстановление, форма, мониторинг каждого на поле во время игры.
  • Командные игры. Футболисты должны сыграться — то есть много тренироваться вместе, учиться координировать согласованные усилия. Чтобы потом вместе выйти на соревнования высокого уровня, где ответственность распределяется на всех.

Если твоя команда — не футбольная, то не всё потеряно. Что можно сделать для обычного офисного коллектива:

  • Уменьшить количество людей в команде. Те же Agile и Scrum лучше работают в небольших командах: 5–10 человек, максимум 20. Если в отделе человек больше, можно поделить его на команды по проектам или тимлидам — чтобы было по одному тимлиду на 7–10 человек
  • Вкладываться в развитие. Спрашивать, что интересно изучать и куда расти — и давать людям возможность это сделать. Поверь, выйдет дешевле, чем нанимать консультантов и коучей
  • Всё-таки играть в футбол. Или периодически вывозить людей на корпоративы. Или на квесты. В общем, устраивать командные активности вне работы. Ещё вариант — проводить совместные брейнштормы, это и в работе пригодится
  • Следить за состоянием, статусами задач, ошибками и проблемами. Если ты руководитель, то твоя задача — выстроить прозрачный процесс работы. Это когда ты знаешь, кто и чем сейчас занят, как идут дела с задачами, какие проблемы возникают — и решаешь их.
Первые три пункта — в руках руководителя. А для остального есть таск-менеджер WEEEK 💙

Ещё немного по теме

88
44
2 комментария

Интересно узнать, как эта проблема решается в реальных рабочих условиях

1
Ответить

ещё интереснее понять, как руководители замечают и правильно распознают. а то легко спутать с микроменеджментом или банальным токсичным ощущением, что просто никто не работает :)

Ответить