3 проверенных способа работы с иностранными заказчиками из Европы и США
Иностранный проект — это всегда интересный кейс в портфолио и дополнительный заработок для фрилансера.
В новой статье от экспертов EasyStart разберем, как работать с заказчиком из США и Европы и построить с ним крепкие отношения, а также как надежный способ оплаты влияет на сотрудничество.
Почему фрилансеры работают с зарубежными заказчиками?
Работать с клиентом из США или Европы всегда было престижно. Доступно ли это на фрилансе? Да, вполне!
Вот почему отечественные фрилансеры стремятся получить заказчиков из Европы и США:
- Более высокая стоимость часа. На европейском рынке отечественные разработчики выигрывают ценой. Но дело не в демпинге, а в объективно более низкой стоимости на рынке СНГ. За одну и ту же работу в европейском или американском проекте можно заработать больше.
- Разнообразие проектов. На Западе компании открыты к партнерствам с фрилансерами, поэтому поработать в крупной IT-компании вполне возможно. Такие партнерства не только сделают вас более опытным исполнителем, но и станут аргументом в пользу повышения ценника.
- Репутация. В отличие от маленького проекта для ООО «Ромашка», работы, выполненные для европейских компаний, существенно поднимут вашу репутацию как на внутреннем рынке, так и на зарубежном. Сотрудничество через часовые пояса и языковой барьер показывает, что вы открыты новому и умеете решать сложные задачи.
Как работать с зарубежным клиентом?
Давайте разберемся, как работать с заказчиком из США или Европы. Попробуем подойти к этому вопросу с точки зрения канала коммуникации, где вы нашли своего клиента.
Я работаю на бирже фриланса. Мои клиенты — это пользователи платформы
- Работа через зарубежную платформу — в целом наиболее понятный способ. Ключевой инструмент взаимодействия здесь — безопасная платежная сделка. К счастью, многие фриланс-биржи предлагают все инструменты для спокойного взаимодействия клиента и исполнителя.
- Для заказчика, особенно если это компания, важным будет получить закрывающие документы, чтобы отчитаться о трате перед налоговыми органами.
На что обратить внимание при работе на биржах фриланса?
- Биржа выступает как независимая сторона, которая может вступить в ваш проект в случае разногласий. Если вы работаете на фриланс-платформе, лучше все общение вести там и не переходить ни в какие другие мессенджеры, если только вас об этом не попросит сам заказчик. Но даже тогда следует внимательно присмотреться к клиенту: доверяете ли вы ему? Здесь важно уточнить, какие требования к отчетности и документам предъявляет заказчик, чтобы своевременно предоставить необходимые материалы.
Я работаю через LinkedIn и соцсети. Мои клиенты — другие пользователи, которые находят меня через сарафанное радио
- Если вы работаете напрямую с заказчиком через свои соцсети или аккаунт в LinkedIn, то платежный инструмент остается на усмотрение вас и вашего заказчика.
- Вы сами определяете, какой контент публиковать, на какие навыки и услуги делать акцент, чтобы привлекать целевую аудиторию. По сути, так вы контролируете свой личный бренд и сами ответственны за продвижение услуг.
На что стоит обратить внимание при работе через соцсети?
- Так как платежный инструмент остается на усмотрение вас и вашего заказчика, важно выбрать надежный и безопасный способ оплаты. Рассмотрите использование онлайн платежных систем, которые обеспечивают защиту транзакций.
- Несмотря на неформальность соцсетей, четко прописывайте все условия сотрудничества в виде договора или контракта. Это позволит избежать недопониманий и споров в процессе работы.
- Поскольку вы не работаете через специальную платформу, важно наладить эффективные каналы коммуникации с заказчиком. Используйте удобные мессенджеры и совместные инструменты для управления проектом, четко фиксируйте все договоренности.
- Отсутствие сторонней площадки, как в случае с биржей, делает репутацию и отзывы еще более важными. Постарайтесь собрать рекомендации и кейсы, которые будут видны вашим потенциальным клиентам в соцсетях.
Я веду трафик на собственный сайт. Мои клиенты, скорее всего, видят его впервые
- При таком способе работы с зарубежными клиентами выстроить доверие особенно важно, ведь в работе напрямую, скорее всего, нет третьих лиц, которые могли бы вас посоветовать, и стороны, которая могла бы вас рассудить.
- На сайте можно рассказать сколько угодно о своих проектах и расположить кейсы в порядке, который наиболее четко раскроет ваши опыт и историю.
На что обратить внимание при работе через сайт и соцсети?
- Если клиенты приходят к вам по сарафанному радио, это значит, что у вас достаточная база «поклонников». Но все же стоит иметь некоторое количество отзывов на виду. Под отзывами здесь понимается не скромное «Рекомендую!», а описание кейса и фронта работ, который позволит следующему клиенту понять, что было сделано и за что вас хвалят.
- Работа напрямую с вами для клиента может стать поводом для переживаний: как заплатить вам? Как сделать это безопасно, тем более если вы из другой страны. Здесь важно предусмотреть надежные способы оплаты и обеспечить прозрачность процесса для клиента.
Что «напрягает» иностранного заказчика?
Как работать с зарубежным клиентом без проблем? Никак. Ведь разница менталитетов накладывает отпечаток и на рабочие отношения. Рассмотрим, что «напрягает» иностранных заказчиков больше всего:
Культура
Иностранный заказчик, сотрудничая с вами, должен ощущать себя как дома. Не важно, приходят ли потенциальные клиенты на ваш сайт или на ваш профиль на бирже фриланса — вам следует знать, как работать с иностранцем. Например, можно почитать статьи коллег-предпринимателей об их опыте работы с зарубежными клиентами.
Иностранные клиенты могут иметь свои культурные особенности и ожидания, которые важно учитывать. Например, в некоторых культурах важна формальность и уважение иерархии, в других — неформальность и прямолинейность. Изучайте культурные традиции и нормы поведения клиентов из разных стран. Это поможет вам общаться и взаимодействовать с ними более эффективно. Мы уже писали о психологии работы с зарубежными заказчиками. Советуем ознакомиться!
Язык и общение
К необходимости говорить на одном языке с заказчиком (или lingua franca) добавляется также важное качество: говорить так, чтобы ваш клиент вас понимал. И дело далеко не в акценте! А в выборе слов, количестве профессионального сленга в вашей речи, частоте и каналах общения, поэтому важно адаптировать свою речь, избегать сложных терминов и сленга, говорить ясно и конкретно.
Чтобы иностранцу было приятно и безопасно с вами общаться, вам нужно быть готовым работать в привычных для него каналах — согласуйте с клиентом наиболее удобные для него каналы коммуникации (email, мессенджеры, видеозвонки и т.д.).
Деньги
Платить исполнителю не так уж и просто, особенно если вы находитесь в СНГ, а исполнитель — юрлицо. Тут достаточно сложностей с обеих сторон. Заказчику сложно платить физлицу из другой страны, потому что его компания должна отчитываться за каждую трату. С корпоративного счета невозможно вывести деньги на карту физлица. Наконец, в случае с СНГ многие платежные сервисы вроде PayPal и вовсе не работают.
Учитывайте различия в налогообложении, банковских системах и платежных сервисах разных стран и предлагайте клиенту удобные для него варианты оплаты — например, банковский перевод, платежные системы, криптовалюты.
EasyStart — основа доверия
Все ошибки в коммуникации, будь то неточно выбранная манера общения, перепутанное время встречи ввиду разных часовых поясов – можно «перебить» построенным доверием. Важно понимать, что основа доверия с иностранными заказчиками — простой и надежный платежный инструмент.
EasyStart – это решение для фрилансеров, работающих с заказчиками по всему миру. Полноценный инвойс поможет организовать оплату как от физлиц, так и от компаний. Любая страна, любая сумма и любое количество переводов – теперь можно сфокусироваться на проекте, а не на сложностях с оплатой.