Как отбить трафик у агрегаторов для небольшого интернет-магазина с ограниченным ассортиментом
Первое, что нужно сделать при продвижении проектов с помощью SEO — разобраться в особенностях рынка. У каждого сегмента есть свои проблемы и возможности, которые нужно учитывать при проработке стратегии. Ниша доставки воды — не исключение.
Одной из основных проблем является конкурентная среда, поскольку небольшие компании здесь сталкиваются с крупными маркетплейсами и агрегаторами. Сезонный фактор тоже может затруднить рост трафика.
В этом кейсе мы расскажем о продвижении сайта чистой питьевой воды бренда Farwater truewater.ru. Компания предлагает доставку воды своего бренда и нескольких партнеров. Цель проекта — повышение видимости компании в интернете и привлечение клиентов через органический поиск.
Сотрудничество построено на фиксированном ежемесячном платеже (абонентской плате). С точки зрения работы это значит, что мы отслеживаем видимость по небольшой группе запросов (247 фраз). Несмотря на это, мы разработали комплексную стратегию, которая позволяет расти в поиске и решать задачи бизнеса.
Цели и KPI
Работа по абонентскому тарифу направлена на общее улучшение сайта, то есть нам нужно продвигать несколько приоритетных для бизнеса страниц. Набор задач и KPI — стандартные для SEO проекта:
- Увеличить целевой трафик.
- Вывести в ТОП-10 большую часть запросов из семантического ядра.
- Проработать сайт под низкочастотные запросы.
- Оптимизировать страницы под привлечение трафика.
Чтобы эффективно продвигать сайт, нужно понимать особенности проекта и учитывать их в работе. На примере этого кейса мы покажем, как на стыке задач бизнеса и поисковой оптимизации рождаются наиболее эффективные методы.
Расширили каталог: на стыке SEO и бизнес-задач
Первый пример, который помогает с одной стороны решить задачи SEO, а с другой стороны увеличить средний чек — расширение каталога за счет создания наборов. Как мы уже упоминали, у компании ограниченная линейка продуктов: своя вода и несколько популярных брендов партнеров, поэтому ассортимент не может сравниться с другими предложениями на рынке.
Для решения проблемы были сгенерированы комплекты и комбинации товаров. Это простая задача, которая не требует дополнительных действий от бизнеса. Разберем на примере листинга 19-литровой воды. На сайте доступно всего 5 наименований, но если объединить их в наборы, то получаются отдельные независимые карточки, которые тоже располагаются на листингах, дают объем и текстовую релевантность:
Объединять товары можно не только в наборы по количеству, но и в комбинации со смежными продуктами. Например, в каталог был добавлен комплект с помпой для кулера:
С помощью этой тактики решается сразу несколько задач:
- Каждая новая карточка дает возможность нацелиться на дополнительные ключевые слова. Это повышает вероятность ранжирования по более широкому кругу поисковых запросов.
- Расширенный каталог позволяет создать эффективную структуру внутренней перелинковки, что помогает поисковым системам распределять авторитет страниц по всему сайту.
- Хорошо продуманный каталог помогает посетителям найти то, что они ищут, что повысит удовлетворенность пользователей и может привести к росту конверсии.
- Наборы решают и задачи бизнеса: с ними можно увеличить средний чек.
Наполнили листинги информацией
Еще одна проблема сайта на старте — недостаток информации о продуктах. В карточках были простые текстовые описания без стоимости и сроков доставки, способах заказа и т.д. Этого не хватало ни поисковым системам, ни покупателям. Решить эту задачу помогли коммерческие блоки в листингах.
Что мы сделали в рамках этого направления?
1. Добавили формы обратной связи — раньше на сайте их не было совсем:
2. Разместили видео отзывы и обзоры клиентов:
3. Сделали FAQ с популярными вопросами и ответами:
Релевантные тексты двигают страницы в ТОП, а контент помогает нивелировать сомнения потенциальных покупателей и подталкивает их к заказу.
Скорректировали текстовую релевантность
В результате аудита мы выяснили, что в текстах не хватает вхождений ключевых фраз. Основа любого продвижения всегда строится вокруг текстовой релевантности. Если вхождений нет или их слишком мало, то и результатов не будет.
В классической реализации название карточки товара переносится на листинги в полном объеме. Однако если один и тот же продукт используется в разных категориях, логично немного скорректировать его заголовок под особенности раздела. Опираясь на эту логику, мы доработали функционал листинга для подмены текстовых вхождений.
Например, на сайте есть листинг с предложениями воды для офиса. С точки зрения компании офисные кулеры ничем не отличаются от домашних. Однако для поисковых систем и покупателей это попадание в конкретный запрос. Для этого в карточки листинга были добавлены альтернативные заголовки:
При этом контент внутри карточки никак не меняется: мы не затрагиваем ее внутреннюю текстовую оптимизацию, а значит это не влияет на карточный спрос:
Через некоторое время после внедрения этого инструмента начался рост видимости по группе запросов с доставкой воды в офис:
Проработали пустые карточки товаров
Начиная работать с проектом, мы столкнулись с тем, что часть карточек были не заполнены. На страницах не хватало фотографий, описаний, отзывов и других коммерческих элементов. Это ухудшало поведенческие факторы и снижало конверсию.
Решение здесь несложное, но эффективное. Мы расширили наполнение каждой карточки. В первую очередь были добавлены два блока — описание и отзывы:
Помимо стандартных описаний продукта мы добавили блоки с информацией о сроках хранения и минерализации воды. Это нужно как пользователям во время принятия решения о покупке, так и поисковым алгоритмам, оценивающим текстовую релевантность.
Внедрили дополнительные доработки сайта
На определенном этапе мы застряли на одной точке — вроде бы сделали всё, что нужно, показатели улучшаются — но рост не такой впечатляющий, как мы рассчитывали. Например, листинг воды с объемом 19 литров показал заметный рост только через несколько месяцев после внесения всех изменений.
Мы не собирались мириться с такими темпами, поэтому стали искать слабые места. В такой ситуации важно не сидеть на месте и не ждать, когда поисковые роботы все-таки улучшат позиции. Не лишним будет еще раз пересмотреть техническую оптимизацию: проверить, нет ли дублей или мусорных страниц. Обычно мы также проверяем пользовательские сценарии, связанные с заказом, поиском, навигацией.
В ожидании результатов поисковых систем мы успели:
- Разместить ссылки на приоритетные разделы и служебные страницы.
- Поменять визуал.
- Скорректировать футер сайта.
- Добавить информацию о гарантиях и возврате.
- Подготовить раздел для юридических лиц.
- Создать отдельную страницу с лицензиями и сертификатами.
- Провести технический аудит и скорректировать некоторые ошибки по результатам анализа.
Результаты
Когда страниц не так много, как в крупных проектах, а сайт ведется с ограниченным списком запросов, оценить результаты сложнее. Иногда невозможно сказать, какая именно доработка принесла больший эффект и переломила тренд. В итоге мы смогли добиться хорошей видимости по большинству продвигаемых запросов. В связи с этим, мы видим постепенный прирост трафика из поисковых систем:
За два года работ мы смогли увеличить объемы заходов в 3 раза без учета брендовых запросов. Данные с мая 2022 года по май 2024 год показывают прирост 187%:
Сейчас основной трафик на сайт приходит за счет переходов из поисковых систем. Его доля составляет 73,34%. В диаграмме мы не показываем только рекламный трафик, поскольку это конфиденциальная информация:
Доля поискового трафика по брендовым запросам составляет 40,4%. По тематическим запросам заходов больше — 59,6%.
Если оценивать показатель видимости в рамках семантического ядра, то на май 2024 года проект достиг уровня 47,6% (среднее по Google и Яндекс). В итоге truewater.ru занимает 2-е место среди своих ключевых конкурентов:
Сравнивая Google и Яндекс стоит заметить, что позиции проекта в Google выглядят очень оптимистично:
В Яндексе ситуация несколько иная:
С высокой вероятностью проблема здесь в нехватке ассортимента. В ТОП-10 Яндекс обычно находятся маркетплейсы, агрегаторы и магазины с накрученными поведенческими факторами. Мы принципиально не практикуем в своей работе «черное SEO», так как это может привести к негативным эффектам и санкциям в будущем, поэтому мы продолжаем работать и тестировать разрешенные тактики влияния на выдачу Яндекса.
Команда проекта:
Мария Бершина, ведущий менеджер проекта,
Алексей Быстрицкий, ведущий SEO-специалист проекта,
Ярослав Головачев, старший контент-редактор.