Who is a copywriter? I am who.. A, это из другой оперы. Ну в общем, за что копирайтер получает деньги??
Да, я смотрю Comedy Club и не считаю его быдло юмором, как утверждал Данила Козловский, в не помню каком уже фильме. Но об этом позже.
Зачем читать? Ну смотрите, я работаю в одном небезызвестном рекламном агентстве и могу рассказать, кто есть копирайтер, на самом деле. Имя агентства не рассекречу, так как мне хочется продолжать иметь возможность себя обеспечивать. Вот теперь и думаете, кто такая Анастасия Энковская.
Вдруг она работает у вас или у вас и сейчас расскажет всю подноготную: как, например, кто-то не захотел давать премию копиру из-за того, что его текст был «невкусным» 🫤
Ну и WHO все-таки?
Представление о копирайтере размытое. Легкая профессия, которую сможет выполнять каждый. Любой, кто умеет составлять из букв предложения, уже копирайтер.
Да? А вот и ни хрена подобного. Я глубоко убеждена, что копирайтер не пишет тексты. Он их составляет. В чем разница? Пришел ко мне однажды заказчик.
Напиши мне N-нное количество текстов на тему, почему мой роман о том, как девушка из простой семьи вышла замуж за миллиардера, хорош. Тексты закину себе в соцсети, дзен-канал и телегу. Понятно, что аудитория не обладает высоким интеллектом, ну ориентируемся, собственно на женщин, которые отчаялись выйти замуж или несчастливы в браке.
Я, как копирайтер, начинаю даже не с нуля, а с отрицательных каких-то чисел. До отправной точки еще далеко.
Бегло читаю роман. Ну не «лапа» же? Определенно лапочка
Да, знакомлюсь с продуктом, читаю роман, благо он там относительно небольшой. Роман - неплох. Очень даже.
Начинаю разговор с заказчиком: мне нужно понять, откуда идет такое неуважение к аудитории, которая будет покупать твой продукт.
Оказывается, у заказчика полная уверенность в том, что романы подобного характера читают исключительно глупые люди, не способные объяснить себе реальность такой, какая она есть.
Окееей, я лицом к лицу, на онлайн-звонке приступаю к долгому разговору.
Поймите, сложностей хватает и в жизни. Люди работают целый день, встают рано, приходят поздно, и последнее, что им хочется — это читать труды Ф. Достоевского на ночь. Нет, этот писатель прекрасен, но под определенное настроение. Точно не, когда ты устал(а), в твоей голове полно мыслей и ты не хочешь заливать все это еще и соусом тяжелой литературы, где нужно чистое, свободное сознание, чтобы подумать и пустить в рефлексию. Хочется пустой, ненавязчивой литературы, где мозги отдохнут, а ты посмеешься. И, поверьте, такие книги читают, в том числе и женщины, счастливые в браке.
Кто-то скажет: ты так говоришь, потому что сама читаешь такие романы. Эмм.. да, ребята. Читаю и почему мне должно быть стыдно? Это же очень весело и поучительно.
Например, перечитывая «Сумерки», я поняла, какие были психологические проблемы у Эдварда, а какие у Беллы.
Итак, с уважением к аудитории разобрались. Что нам это дало? Я отстояла TOV будущего контента и сэкономила время на правках.
А то я уже вижу, как заказчик возвращает мне тексты, говоря, что я общаюсь с аудиторией на непонятном ей языке. А все дело в том, что у заказчика неверное представление о самой аудитории.
Идем дальше. Знаю, знаю, надо ускоряться, а то статья получается слишком большой.
Анализ ЦА
Ну тут все понятно. Нужно выделить несколько сегментов, понять интересы, найти общее, выявить основной триггер. Давайте сегодня обойдем эту тему, а то я так никогда не закончу.
0% воды, 100% мяса
Да, нужно понять, о чем будем говорить. Набросать контент-стратегию, определить площадки для публикации, фиксируем TOV, держим в голове аватары ЦА и погружаемся глубже.
Цель каждой публикации: конкретная и измеримая.
Теперь «скелет» контентной единицы. Теперь расставляем триггеры.
Супер. Расставляем нативочки. Ага. Вплетаем «качели». Об этом способе расскажу в другой статье, поверьте — хороший.
Окей, проходимся по тексту: какая терминология может вызвать негатив, чем заменить.
Есть, дальше добавляем немного нлпишности: а на самом деле акценты, которые дадут понять потребителю, что автор с читателем на одной волне.
Не забываем, должна быть интрига вначале и сюжет. Идеально, если получилось как в фильме.
Хорошо, ну а теперь смысловая чистка, еще чистка и еще.
Ну и, наконец, орфография, пунктуация и т. д.
Что получается?
А получается одна единица контента, над которой работа велась усердно и целенаправленно.
Вот почему копирайтер не пишет тексты, а составляет их.
Копирайтер буквально шьет их; берет разные нити и делает классный готовый продукт, который не оценить стоимостью за 1000 символов без пробелов или метрикой «вкусно» или «невкусно».
Видите, как я поэтично рассказываю об этой специализации. А все потому, что я очень люблю свою профессию.
Что ж, мы прошлись по верхам.
Статья получилась длинной, а это еще я не вникала в каждый этап работы, не расшифровала методы и не рассматривала многие-многие инструменты.
И если вы дошли до этого момента, моя искренняя благодарность и уважение. Но еще не все, один последний на сегодня момент.
Если ты такой спец, то почему же эта статья далека от профессиональной?
А потому что это разговор. Я пытаюсь вас завлечь искренним правдивым разговором.
Мы сели с вами за столиком в баре, за кружечкой пива, и просто болтаем. Я рассказываю о наболевшем, а вы узнаете об интересном.
И прежде чем вы начнете в меня кидать саркастичными комментариями, помните: вы можете быть со мной не согласны.
Я лишь поделилась своим мнением, своим опытом. Рассказала о том, как я вижу свою профессию.
Но мнение у каждого свое. Мир у каждого свой.
До встречи! Ваша Анастасия Энковская.
Р.S. Босс, вы уже догадались, что это я?..