Новые блокировки и ограничения банковских переводов по 161 ФЗ в 2024. Как снять ограничения? Инструкция.

Столкнулся лично. Удивился дважды. Рассказываю, почему произошло и какие варианты решения есть. Итог — всё заработало.

Новые блокировки и ограничения банковских переводов по 161 ФЗ в 2024. Как снять ограничения? Инструкция.

История

Делаю я, значит, перевод со своего счета в банке на открытый в этом же банке накопительный счет и .... "вуа-ля, денег нет". Ну а точнее: "Ваш перевод заморожен на 48 часов по 161 ФЗ, ожидайте поступления".

Для меня это было большое удивление, т.к. клиентом в этом банке являюсь больше 7 лет, ежедневно использую карту по прямому назначению: покупки по карте, оплата билетов и топлива внутри приложения, бывают переводы по карте на разные суммы. А тут заморозка перевода внутри моих счетов, то есть это был даже не перевод другим лицам. А дальше... так, стоп.

Давайте пробежимся сначала по 161 ФЗ, что это такое вообще.

Кратко по 161 ФЗ

Закон регулирует использование электронных средств платежа (например, банковские карты, электронные кошельки и мобильные платежи) и устанавливает права и обязанности физических лиц при использовании таких систем. Основная цель таких блокировок – защита платежной системы и предотвращение мошенничества.

Основные причины блокировки:

1. Подозрение на мошеннические операции:

  • Необычные крупные транзакции или транзакции, несоответствующие обычной активности клиента.
  • Операции, связанные с кибермошенничеством (например, переводы с использованием скомпрометированных карт или аккаунтов).

2. Несанкционированные операции:

  • Если есть подозрение, что доступ к счету был получен незаконным путем (например, через хищение данных или взлом аккаунта), банк может временно заблокировать счет для предотвращения потери средств.
  • Блокировка также может произойти, если клиент сам сообщит о подозрительных транзакциях.

3. Нарушение условий пользования платежными системами:

  • Клиент может быть заблокирован, если нарушает условия использования банковских карт или электронных платежных систем. Например, если банк подозревает, что клиент использует счет для операций, связанных с нелегальной деятельностью, или систематически нарушает правила платежной системы, он может применить меры согласно ФЗ-161.

Казалось бы, был и есть 115 ФЗ, который банки активно применяют по отношению к физ. и юр. лицам. Так зачем 161 ФЗ? Теперь, если банк не может прямым текстом сказать, что вы попадаете под 115 ФЗ, то в качестве подозрений может оперировать 161 ФЗ.

Новые блокировки и ограничения банковских переводов по 161 ФЗ в 2024. Как снять ограничения? Инструкция.

"Это не мы блокируем! Это ЦБ вас блокирует по результатам их скорринга (оценка клиента по разным факторам)."

именно так мне ответили в банке, когда я спросил: "Почему?"

При этом, почему или из-за каких операций это произошло, у банка информации конечно же нет.

Чуть ранее (за месяц "до"), у меня был перевод денежных средств в долг по расписке. Банк отреагировал быстро (респект!) — позвонили, долго расспрашивали, точно ли я сам перевожу, понимаю ли я, есть ли у меня основание, знаю ли я человека и т.д. С одной стороны, их это не должно касаться, с другой стороны — супер гуд, что такая забота.

Удостоверившись, что всё "ок", перевод тогда был выполнен. Но я не знал, чем это обернется в моей ситуации дальше, хотя может это просто совпадение? Риторический вопрос.

Что делать? Как решить блокировку?

1. Позвонил на горячую линию банка и попросил составить обращение, а также с их стороны составить запрос на исключение из базы данных Банка России по 161 ФЗ.

2. Зашел на сайт Банка России и составил обращение в специальном разделе, который касается именно снятия ограничений по 161 ФЗ, вот здесь. Там всё просто, минут 10 надо потратить, указав всю информацию.

Источник: www.cbr.ru
Источник: www.cbr.ru

Далее ждем 15 дней и получаем интересный ответ от Банка России о том, что я и не был в их списках:

Новые блокировки и ограничения банковских переводов по 161 ФЗ в 2024. Как снять ограничения? Инструкция.

"Интересно", — подумал я литературным языком и решил узнать у банка еще раз. Позвонил в банк, спросил, получил ответ: "Банк России вас исключил из списков".

Запросил предоставить ответ об исключении, который я, конечно же, не получил, а моё обращение в банке закрыто. Тут я немного поторопился, т.к. сказал, что у меня информация, что в списках я и не был. Они попросили скинуть им ответ от ЦБ, который я и отправил.

ИТОГ

Где-то что-то как-то работает, но приходится доказывать, что ты честный и пушистый.

Больше никаких ограничений я не испытывал с того периода (были другие открытия счетов, траты и переводы).

Кстати, лотерея!

Выбрав один из трех вариантов вы попадете в мой ТГ-канал. Там будут авторские публикации на интересные темы.

1212
11
11
11
19 комментариев

Далее ждем 15 дней и получаем интересный ответ от Банка России о том, что я и не был в их списках:

А теперь представляю что происходит с юр лицом. От ожидания 15 дней в списках...

3

соотношение блокировок от банков и жертв мошенников сильно отличается.
99% блокировок на 1% реальных случаев.
окей.

3

Меня пока не блокировали и, надеюсь, не будут.
Ибо я, как завещал классик, "берегу честь смолоду" :)

1

Хочу поделиться своим опытом с Т-Банком, абсолютно некомпетентным и непрофессиональным. На протяжении 2-х месяцев кидают отписки, каждый раз звонки по 40 минут, где идет чуть ли не допрос с пристрастием (на мой вопрос, давайте я вам все доказательства пришлю на почту или еще куда-то отвечали - не нужно)!!! И только сегодня через слезы и просто попытку понять, ЧТО М НЕ ДЕЛАТЬ В МОЕЙ СИТУАЦИИ, я услышала это заветное «пришлите доказательства! НО если мы сами. Тут посчитаем, что суммы не совпадают - мы не виноваты и ваши доказательства не считаются (ах да, в качестве доказательств требуют НЕ переписки или скрины которые отправитель мне прислал в диалоге…, а общую сумму, которую как несложно догадаться - посчитать у меня нет возможности, ибо доступа к банку нет)

По итогу по статье 161 фз, Банк России ссылается на Т-банк, что не могут меня исключить из списка… а т-банк просто вертит на карусели «вот такого-то числа рассмотрим ваше заявление», которое скорее всего никто даже не смотрит. Потому что звоню и пишу к назначенному времени им я сама (а это между прочим 2 месяца уже тянется). Удерживают мои деньги, не дают конкретного ответа, что мне делать. Я чувствую себя сумасшедшей, где с одной стороны т банк - мы действуем в рамках закона, а с другой стороны - центр банк, который не может исключить по вине т банка!!!

Служба поддержки полный шлак, каждый раз одни и те же вопросы, каждый раз одни и те же комментарии, которые НИКАК НЕ помогают решить мою проблему!!!!

По этой причине заблокировали остальные счета, которыми я даже не пользовалась!!!!! И все потому что сам т банк не хочет адекватно помочь решить ситуацию, просто тянет неопытная для чего и почему

Здравствуйте.

По ситуации написали вам в личные сообщения. Все проверим.

Здравствуйте.

Мы приостановили дистанционное банковское обслуживание на основании 161-ФЗ, поскольку ваш счет попал в базу данных Банка России. Полное название этой базы — «О случаях и попытках осуществления переводов денежных средств без добровольного согласия клиента».

Банк обязан выполнять положения 161-ФЗ и информировать Банк России о случаях и попытках осуществления переводов денежных средств без добровольного согласия клиента.
В случае выявления негативной информацию о счете, банк вправе рекомендовать не исключать клиента из базы Банка России.

Хотим обратить внимание, что реквизиты находятся в части базы, которая составляется на основании данных от МВД, повлиять на наполнение или исключение этой базы не можем. Окончательное решение об исключении из базы принимает Банк России.

Сколько уже можно блокировать!) надоели )