Новые блокировки и ограничения банковских переводов по 161 ФЗ в 2024. Как снять ограничения? Инструкция.

Столкнулся лично. Удивился дважды. Рассказываю, почему произошло и какие варианты решения есть. Итог — всё заработало.

Новые блокировки и ограничения банковских переводов по 161 ФЗ в 2024. Как снять ограничения? Инструкция.

История

Делаю я, значит, перевод со своего счета в банке на открытый в этом же банке накопительный счет и .... "вуа-ля, денег нет". Ну а точнее: "Ваш перевод заморожен на 48 часов по 161 ФЗ, ожидайте поступления".

Для меня это было большое удивление, т.к. клиентом в этом банке являюсь больше 7 лет, ежедневно использую карту по прямому назначению: покупки по карте, оплата билетов и топлива внутри приложения, бывают переводы по карте на разные суммы. А тут заморозка перевода внутри моих счетов, то есть это был даже не перевод другим лицам. А дальше... так, стоп.

Давайте пробежимся сначала по 161 ФЗ, что это такое вообще.

Кратко по 161 ФЗ

Закон регулирует использование электронных средств платежа (например, банковские карты, электронные кошельки и мобильные платежи) и устанавливает права и обязанности физических лиц при использовании таких систем. Основная цель таких блокировок – защита платежной системы и предотвращение мошенничества.

Основные причины блокировки:

1. Подозрение на мошеннические операции:

  • Необычные крупные транзакции или транзакции, несоответствующие обычной активности клиента.
  • Операции, связанные с кибермошенничеством (например, переводы с использованием скомпрометированных карт или аккаунтов).

2. Несанкционированные операции:

  • Если есть подозрение, что доступ к счету был получен незаконным путем (например, через хищение данных или взлом аккаунта), банк может временно заблокировать счет для предотвращения потери средств.
  • Блокировка также может произойти, если клиент сам сообщит о подозрительных транзакциях.

3. Нарушение условий пользования платежными системами:

  • Клиент может быть заблокирован, если нарушает условия использования банковских карт или электронных платежных систем. Например, если банк подозревает, что клиент использует счет для операций, связанных с нелегальной деятельностью, или систематически нарушает правила платежной системы, он может применить меры согласно ФЗ-161.

Казалось бы, был и есть 115 ФЗ, который банки активно применяют по отношению к физ. и юр. лицам. Так зачем 161 ФЗ? Теперь, если банк не может прямым текстом сказать, что вы попадаете под 115 ФЗ, то в качестве подозрений может оперировать 161 ФЗ.

Новые блокировки и ограничения банковских переводов по 161 ФЗ в 2024. Как снять ограничения? Инструкция.

"Это не мы блокируем! Это ЦБ вас блокирует по результатам их скорринга (оценка клиента по разным факторам)."

именно так мне ответили в банке, когда я спросил: "Почему?"

При этом, почему или из-за каких операций это произошло, у банка информации конечно же нет.

Чуть ранее (за месяц "до"), у меня был перевод денежных средств в долг по расписке. Банк отреагировал быстро (респект!) — позвонили, долго расспрашивали, точно ли я сам перевожу, понимаю ли я, есть ли у меня основание, знаю ли я человека и т.д. С одной стороны, их это не должно касаться, с другой стороны — супер гуд, что такая забота.

Удостоверившись, что всё "ок", перевод тогда был выполнен. Но я не знал, чем это обернется в моей ситуации дальше, хотя может это просто совпадение? Риторический вопрос.

Что делать? Как решить блокировку?

1. Позвонил на горячую линию банка и попросил составить обращение, а также с их стороны составить запрос на исключение из базы данных Банка России по 161 ФЗ.

2. Зашел на сайт Банка России и составил обращение в специальном разделе, который касается именно снятия ограничений по 161 ФЗ, вот здесь. Там всё просто, минут 10 надо потратить, указав всю информацию.

Источник: www.cbr.ru
Источник: www.cbr.ru

Далее ждем 15 дней и получаем интересный ответ от Банка России о том, что я и не был в их списках:

Новые блокировки и ограничения банковских переводов по 161 ФЗ в 2024. Как снять ограничения? Инструкция.

"Интересно", — подумал я литературным языком и решил узнать у банка еще раз. Позвонил в банк, спросил, получил ответ: "Банк России вас исключил из списков".

Запросил предоставить ответ об исключении, который я, конечно же, не получил, а моё обращение в банке закрыто. Тут я немного поторопился, т.к. сказал, что у меня информация, что в списках я и не был. Они попросили скинуть им ответ от ЦБ, который я и отправил.

ИТОГ

Где-то что-то как-то работает, но приходится доказывать, что ты честный и пушистый.

Больше никаких ограничений я не испытывал с того периода (были другие открытия счетов, траты и переводы).

Кстати, лотерея!

Выбрав один из трех вариантов вы попадете в мой ТГ-канал. Там будут авторские публикации на интересные темы.

1010
11
11
11
12 комментариев

Далее ждем 15 дней и получаем интересный ответ от Банка России о том, что я и не был в их списках:

А теперь представляю что происходит с юр лицом. От ожидания 15 дней в списках...

3
Ответить

Меня пока не блокировали и, надеюсь, не будут.
Ибо я, как завещал классик, "берегу честь смолоду" :)

1
Ответить

соотношение блокировок от банков и жертв мошенников сильно отличается.
99% блокировок на 1% реальных случаев.
окей.

1
Ответить

Сколько уже можно блокировать!) надоели )

Ответить

О нас заботятся, ведь с одной стороны с учетом активности мошенников закон может и полезный. Главное, чтобы работал как надо. А пока не очень...

Ответить

Меня Тинькоф по 115 фз заблокировал за поступления денег с фин услуг (бывшего росбанка), запросили документы я им предоставил на которых пополнение финуслуг было произведено тинькоф, но так и не разблокировал запрашивал всё новые и новые документы поснения

Ответить

Добрый день.

По 115-ФЗ мы обязаны проверять все операции по счетам клиентов. Если часть из них осталась для нас непрозрачной, можем запросить документы для анализа.

Хотим дополнительно проверить ваш случай. Написали вам в личку для уточнения данных.

Ответить