Как мы цифровизируем курьерскую службу

У нас в компании довольно долго отдел закупок работал по-старинке. Заявки для курьеров на бумажках, работа с поставщиками ведется в Excel и никакого планирования.

А недавно ряд внутренний происшествий заставил двигаться в сторону увеличения эффективности. Все поняли, что жить так как жили раньше больше не получится. Пришлось выбирать между улучшением и гибелью.

Начали с очевидного и наболевшего - работа курьеров. У них есть три основные проблемы:

  • Бумажные заявки на доставку
  • Отсутствие планирования
  • Отсутствие аналитики у руководителя

Меня зовут Руденко Вячеслав, я являюсь руководителем развития производства. В этой статье я расскажу как мы цифровизовали работу внутренней курьерской службы нашего предприятия. Мне нравится моя работа и я люблю рассказывать о приключениях с проектами, с которыми имею дело в своем телеграм канале: https://t.me/RudenkoStrategy

Как происходит работа с заявками к курьерам

Когда кому-то в компании нужно что-то доставить, они заполняют бумажку и относят в специальных курьерский уголок. Курьеры, когда в офисе, берут эту бумажку и едут исполнять. У такой заявки нет статуса и планируемых сроков исполнения. Если есть вопросы к автору заявки, курьер решает их через руководителя.

Таким образом, автор заявки не знает, когда задача будет сделана. Мало того, даже руководитель курьера не знает, чем он занимается и где бывает. Да, он может спросить и узнать, но ему есть чем еще заниматься. Поэтому отсутствует аналитика по количеству выполненных заявок, средней дальности поездок и тд.

Но самая большая боль курьеров - срочные заявки. Бывает, что кому-то потребовалось что-то срочно доставить. Прямо день в день. Желательно сейчас. И в таком случае начинается суета, этот сотрудник приходит к руководителю, они пытаются что-то двигать и перепланировать. Это приводит к сбоям в графиках и полному хаосу.

Сбор требований

Первым этапом я собрал руководителя отдела закупок и курьера и провел с ними беседу. Моя цель была сформировать требования с их стороны и затем описать это в понятное ТЗ.

Да, обычно это куча работы, но у меня здесь есть свои лайфхаки. Перед общением я провел небольшой анализ вообще существующих решений, которые теоретически могут подойти. Это позволило мне быть в теме и задавать вопросы, которые бы возникли в процессе разработки решений.

Всю беседу я записал на диктофон, а потом обработал с помощью нескольких нейросетей. Первоначальное ТЗ формировала нейросеть, я его в конце только отсмотрел и отредачил, добавив свои требования к системе.

Для расшифровки аудио в текст использовал https://speechlogger.appspot.com/ru/

Для дальнейшей обработки, выделения требований, исправления ошибок и структурирования использовал GigaChat.

Обзор решений

С грамотным ТЗ можно подбирать решение. Следующий шаг: собрать как можно больше действующих решений в таблицу и провести анализ их релевантности по требованиям.

Получилась вот такая таблица

Обзор представленного на рынке ПО
Обзор представленного на рынке ПО

Каждому требованию назначил ценность от 1 до 2, где 1 - не важно, но будет приятно, а 2 - важно и нужно. Количество баллов просуммировал и выделил самые подходящие по функционалу. Ими оказались: YouGile / Weeek, Мобифорс / Планадо.

YouGile и Weeek - это канбан доски. Никакого отношения к курьерской доставке не имеют, но оказались чрезвычайно удобны для организации их работы в связи со своей гибкостью настройки и высокой функциональностью.

Мобифорс и Планадо - сервисы для организации работы выездных мастеров. Да, для доставки тоже подходит, но все таки предназначены для решения Большего количества задач.

Презентация с обзором решений
Презентация с обзором решений

Сервисы, такие как умная логистика или Maxoptra, предназначенные именно для автоматизации работы курьеров, оказались не совсем подходящими для нас по нескольким причинам:

  • Они делают ставку на оптимизации маршрутов, поэтому не оставляют функции курьерам самим распределять заявки.
  • Их целевая аудитория - логистические / курьерские службы, поэтому они рассчитаны для большого грузового автопарка. А у нас 3 курьера и только 1 с авто.
  • Они подразумевают, что у их клиентов есть логисты, занимающиеся управлением логистикой. У нас таких людей нет и заводить никто не будет рад.

Формируем варианты решений

Я остановился на двух вариантах решения: YouGile и Мобифорс. Дальше мы стали глубже копать в сервисы, представлять как это будет реализовано у нас с учетом имеющегося функционала и наших бизнес процессов.

Надо добавить, что мы поняли про Мобифорс и YouGile важную вещь - нас не устраивает порядок составления заявок в этих сервисах. У нас основное требование к подаче заявок - чтобы любой сотрудник мог без проблем оставить заявку, отследить её статус и чтобы все это было конфиденциально (чтобы у не сотрудников не было доступа к этому).

Заводить под всех сотрудников Мобифорс или YouGile при том, что они им будут пользоваться раз в месяц - плохая затея. А открыть доступ к доске в YouGile всем прохожим - это прощай конфиденциальность.

Для решения этой проблемы мы решили делать отдельный сервис подачи заявок и отслеживания статуса в формате веб-сервиса. Интегрироваться с курьерским сервисом он будет по API, а авторизация по имеющимся учеткам сотрудников. Пользовательский функционал простой:

- Авторизация

- Возможность создания и редактирования заявки курьерам по заданной форме

- Возможность отслеживания своих заявок на доставку

Решение 1 - Мобифорс

Алгоритм подачи заявок в сервисе Мобифорс
Алгоритм подачи заявок в сервисе Мобифорс
Вид веб-сервиса Мобифорс
Вид веб-сервиса Мобифорс
Вид мобильного приложения
Вид мобильного приложения

Плюсы Мобифорс:

+ Умеет прокладывать маршрут к адресу в картах

+ Возможность календарного планирования

+ Возможность отслеживать статус заявки, местоположение курьера и принимать фотоотчеты от курьеров

Минусы Мобифорс:

- Нет возможности обсудить заявку с другими курьерами или автором внутри сервиса

- Требует разработки внутреннего веб-сервиса для сотрудников для создания заявок и отслеживания статуса

Стоимость:

899 руб. в месяц за 1 сотрудника

4 (3 курьера + 1 руководитель) х 12 месяцев = 43 152 руб. в год

Решение 2 - YouGile

Алгоритм подачи заявок в сервисе YouGile
Алгоритм подачи заявок в сервисе YouGile
Канбан-доска в веб-сервисе YouGile по работе с заявками
Канбан-доска в веб-сервисе YouGile по работе с заявками
Вид мобильного приложения YouGile
Вид мобильного приложения YouGile

Плюсы YouGile:

+ Возможность календарного планирования

+ Курьеры могут обсудить, кто возьмет заявку в комментариях к карточке

Минусы YouGile:

- Не очень удобно вписывать всю информацию по заявке в описание к карточке

- Требует разработки внутреннего веб-сервиса для сотрудников для создания заявок и отслеживания статуса

Стоимость:

Бесплатно, так как входит в бесплатный тариф до 10 пользователей

Последовательность внедрения

Шаги внедрения сервисов Мобифорс или YouGile
Шаги внедрения сервисов Мобифорс или YouGile

Вывод: оба сервиса похожи по возможностям для решения поставленных задач. Оба требуют доработки в виде внутреннего веб-сервиса для создания задач и отслеживания их статусов (в обоих случаях одно и то же, будем делать своими силами). Сильно различаются по интерфейсу, а также имеют мелкие функциональные различия.

Что в итоге. Вся описанная мною выше информация была передана мной в формате презентации руководителю отдела закупок для дальнейшего принятия решения. Они посмотрели, им презентация понравилась, они посовещались и решили оставить право выбора сервиса за мной))

Лично я остановился на YouGile, потому что считаю его более функциональным и привычным для себя, так как активно пользуюсь канбан-досками уже лет 5-7. А значит внедрять будет проще.

33
1 комментарий

интересно было почитать про опыт выбора таск-менеджера, хоть им не стал WEEEK 😀

в чём вы такую классную визуализацию процессов сделали?

Ответить