Зачем бизнесу экзит-стратегия и как она помогает заработать больше

Давайте начнём вот с какого примера: около 60% браков в течение первых трёх лет заканчиваются разводом.

Зачем бизнесу экзит-стратегия и как она помогает заработать больше

Согласитесь, что если какое-то событие имеет такую вероятность, то хорошей практикой было бы подумать о возможных сценариях. При этом практически 100% пар, начинающих отношения, уверены, что именно они — те самые 40%, у которых всё будет хорошо.

Тут самое время спросить: а при чём здесь стратегия и экзиты?

В мире бизнеса действуют живые люди с такими же особенностями: они верят, что у них всё будет хорошо. Но что, если всё пойдёт не так, как планировалось? Именно в такие моменты приходит понимание необходимости экзит-стратегии — плана, который позволяет выйти из бизнеса с наибольшей выгодой.

Экзит-стратегия — это заранее разработанный план действий, который помогает основателям бизнеса, совладельцам или инвесторам завершить участие в проекте, получив при этом максимальную отдачу от своих вложений. Это может быть полный выход из бизнеса или частичная продажа доли.

Экзит-стратегия подразумевает осознанное планирование финальной точки бизнес-деятельности, а не ожидание того, что бизнес будет «жить вечно».

Важно понимать, что стратегическое планирование выхода — это не только о том, как и когда продать бизнес, но и о создании условий, при которых продажа или выход из проекта будут наиболее выгодными.

Зачем бизнесу экзит-стратегия и как она помогает заработать больше

Почему экзит-стратегия важна?

Основное открытие нобелевского лауреата Даниэля Канемана — цифровая логика и простройка долгосрочных связей слабо пересекаются с принятием повседневных решений. Не было такой нужды в процессе эволюции, не сформировалась такая способность у нашего вида.

В мире бизнеса и предпринимательства встречаются схожие представления: бизнес будет жить вечно, друзья-кофаундеры 50/50 никогда не поссорятся, продукт настолько уникальный, что конкуренты его точно не скопируют, и так далее.

Это просто факт: принимать решения на уровне чувств и интуиции — естественно и просто, иметь долгосрочную цель и последовательно к ней двигаться — тяжело и противоестественно. Однако реальность такова, что бизнес — это организованная деятельность, и ему присущи свои циклы: старт, развитие и завершение. Поэтому экзит-стратегия — это не опция, а необходимость.

Основные тезисы о бизнесе и экзит-стратегии

Тезис №1

Бизнес — это организованная деятельность, созданная основателем и для целей этого основателя (основателей). Повторяемая и отделённая от самого фаундера. Если я парикмахер и работаю на себя — это самозанятость, но ещё не бизнес. Бизнес начинается, если я открыл сеть парикмахерских или оформил и продвигаю франшизу.

Тезис №2

Бизнес создаётся с одной из трёх мотиваций:

  • Зарабатывать долго и, возможно, передать своим наследникам, продолжая извлекать прибыль.
  • Заработать много на продаже.
  • Как занятие для души, а не для заработка.

Тезис №3

У любых отношений и организаций есть свой жизненный цикл: старт — развитие — завершение. Но, в отличие от человеческой жизни, бизнес может продлевать свою жизнь теоретически неограниченное количество раз.

При всём уважении, ни хобби, ни самозанятость к теме отношения не имеют.

Зачем бизнесу экзит-стратегия и как она помогает заработать больше

Для того, чтобы войти в тему экзит-стратегии с позиции основателя, нужно:

  • Согласиться с тезисом №1: владелец — это не бизнес. А бизнес — это продукт владельца. Звучит просто, но на практике, особенно если речь идёт о «деле всей жизни», осознание этой мысли может занять месяцы или даже годы. Тут есть ещё культурная особенность — относиться к бизнесу как к своему ребёнку, а не к продукту продажи.
  • Задать себе вопрос: «Где мой бизнес закончится?» И честно ответить на него. Если ответ — «Будет жить вечно», вы обманываете себя.
  • Ответить себе на вопрос: чего я хочу от этого бизнеса? Что он должен принести лично для меня?

Экзит — это кульминация всех усилий по развитию бизнеса, момент, когда основатель или инвестор может получить максимальную выгоду, при этом покидая проект либо полностью, либо частично. И эта точка может быть как реальной, так и потенциальной — лежащей далеко в будущем.

Так уж получилось, что члены нашего коллектива были по разную сторону баррикад и со стороны большого капитала и со стороны проектов для инвестирования, и у нас есть 3 вывода:

  • Денег больше, чем проектов. В мире существует огромное количество свободного капитала, который ищет, куда быть инвестированным. Но хороших проектов не так много.
  • Инвесторам не важны стартапы и идеи. Большинство владельцев капитала не интересуются идеями и фаундерами стартапов. Их главная цель — сохранить и приумножить свои деньги.
  • Управление сложнее, чем инвестирование. Вложить средства в проект легко, но управлять им после инвестиций и выйти на правильной стадии — это настоящее искусство.

Думать о сценариях кульминации на старте бизнеса, как уже упоминалось, — контринтуитивная практика. Но именно она приносит больше всего денег.

Экзит-стратегия — это неотъемлемая часть успешного бизнеса. Она требует продуманного подхода и осознания того, что завершение бизнеса — естественная часть его жизненного цикла. Проектирование сценариев выхода может показаться противоречивой практикой, но именно оно позволяет извлечь максимальную выгоду и избежать возможных рисков.

Смелые решения принимаются на старте, но настоящая прибыль приходит тогда, когда вы умеете правильно выйти из игры.

66
2 комментария

А есть какой-то чеклист, чтобы оценить насколько актуально уже начать готовить свой бизнес к продаже?

Ответить

Чеклист скорее нужен для того, чтобы сверить не настал ли подходящий момент выхода из бизнеса. Об этом в следующих статьях поговорим. А начинать готовить бизнес к продаже нужно в идеале на этапе составления бизнес-плана, либо чем раньше, тем лучше.

2
Ответить