Невероятное IPO "Совкомфлота" — а надо ли участвовать?

ПАО "Совкомфлот"
ПАО "Совкомфлот"

Вчера Совкомфлот заявил о планах разместить свои акции на Мосбирже и привлечь не менее $500 млн. Когда госкомпания такого уровня выходит на IPO — это всегда событие. Но, надо сказать, что большим событием его делает еще и тот факт, что Совкомфлот обещал выйти на IPO на протяжении последних 10 лет.

Андеррайтерами и букраннерами IPO выступают ВТБ, Citigroup, Сбербанк, J.P. Morgan и BofA.

Сейчас 100% акций СКФ принадлежит государству. После IPO государство остается контролирующим акционером, а значит, рынку могут предложить от 5% (мин) до 25% - 1 акция. Вырученные средства планируется направить на покупку флота и снижение долга.

Стоит-ли участвовать в IPO?

Совкомфлот — это фактический монополист в России на рынке морской перевозки углеводородов. По сути — это “плавучая” Транснефть — еще один государственный генератор денежного потока.

Преимущества:

— Пока Россия добывает нефть и газ — Совкомфлот будет обеспечена контрактами. Сохранение за государством мажоритарной доли, как бы это не смешно звучало 5-10 лет назад — теперь является гарантией для минорных акционеров в получении компанией контрактов и получения дивидендов.

— По заявления менеджмента, размер законтрактованной выручки составляет ~ $20 млрд, а оставшийся срок действия договоров — 23 года.

— Тарифы компании, как и любого другого морского судовладельца, номинированы в USD — в случае девальвации рубля, доходы компании, и соответственно ее котировки — не пострадают.

Риски:

— Возможные санкции со стороны США против судов компании, или компании в целом, могут сделать невозможным захождение и обслуживание ее судов в портах иностранных государств, что приведет к потере доходов. Данный риск присутствует, но крайне маловероятен.

Ключевые метрики:

1. На балансе компании 147 судов валовой грузоподъемностью 12,74 млн тонн, из них:

— Танкерный флот — 118 судов,

— Газовый флот — 15 судов,

— Специализированный флот — 12 судов,

— Сухогрузный флот — 2 судна.

2. > 7700 численность персонала в море и на берегу,

3. 83 судна ледового класса,

4. 10,8 лет — средний возраст флота.

В число ключевых фрахтователей флота компании входят Газпром, Лукойл, Сахалин Энерджи, Shell, Total, Новатэк, Exxon, Сибур, Neftegas и пр. Компания обслуживает все крупные энергетические проекты страны: Ямал-СПГ, Сахалин-1, Сахалин-2, Приразломное, Новый порт, Варандей, Тангу и другие.

Динамика баланса

Если смотреть на баланс в рублях, то сложится впечатление, что последние 5 лет компания активно развивалась, но в долларовом измерении — активы компании медленно “дрейфовали”. Но это не значит, что все плохо: остаться “на плаву” с учетом быстро девальвирующего рубля — задача не из легких для бизнеса в России, тем более менеджмент смог увеличить прибыль компании на 242% (среднегодовой GAGR = 17%)

Динамика доходов, 2015 — 2020:

<p>Источник: консолидированная финансовая отчетность ПАО Совкомфлот по МСФО (долл.США) <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fdrive.google.com%2Ffile%2Fd%2F1wUF2Cpshb-S9E3ytLZUviBg2J6FlVp8b%2Fview%3Fusp%3Dsharing&postId=158765" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">за 2014 г.</a>, <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fdrive.google.com%2Ffile%2Fd%2F1GzmLi9-pfEwp9rQIeksmHD-wTjhddsyM%2Fview%3Fusp%3Dsharing&postId=158765" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">за 6 месяцев 2020 г.</a>, <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fdrive.google.com%2Ffile%2Fd%2F111Jq67y1NvhmVTPiIB4iA9Fi_Ss83u_X%2Fview%3Fusp%3Dsharing&postId=158765" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">3</a> и <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fdrive.google.com%2Ffile%2Fd%2F1qSYcMW5bOBlxvl5wgLjqoOqS-r6VDP5U%2Fview%3Fusp%3Dsharing&postId=158765" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">4 кв. 2019 г</a>.<span></span></p>

Источник: консолидированная финансовая отчетность ПАО Совкомфлот по МСФО (долл.США) за 2014 г., за 6 месяцев 2020 г., 3 и 4 кв. 2019 г.

Примечательно, что прибыль компании значительно выросла на фоне фактически неизменной выручки — значит, компания смогла сократить расходы и оптимизировать транспортную логистику, а также получила преимущество за счет девальвации рубля в части рублевых расходов (зарплата, наземные операции, ремонтные работы и отечественные детали).

Ну и что?

— Если оценивать компанию по ее балансовой стоимости (Р/В 1х), то мультипликатор Р/Е составит 27х — что вряд ли заинтересует инвесторов. Считаю, эту оценку маловероятной, поскольку основные морские шипперы торгуются с Р/В = 0,5х и EV/Sales (LTM) = 1,3х-1,5х.

— Если эти ориентиры будут приняты для IPO, то Р/Е Совкомфлота составит 8-10, что будет уже очень привлекательной оценкой. В таком случае, не сомневаюсь, что книга заявок будет не единожды переподписана и итоговая оценка будет дороже.

44
23 комментария

Крутой разбор, спасибо
Белгород просмотрел за 5 лет компании годовые отчеты по МСФО. Если я не ошибаюсь - там были 2 года без прибыли и немного возрос долг. Никто не знает причин этого?

Ответить

очень много строек новых кораблей.

1
Ответить

Спасибо за оценку, а о каком Белгороде Вы пишите?

Ответить

Все же помнят, что происходило с мировым танкерным флотом, когда фьючерс на нефть ушёл в минус. Все морские и береговые хранилища были забиты под пробку, отсюда и небывалая прибыль в этом году. А вы про какую-то девальвацию рублёвых расходов на запчасти пишите.

Ответить

Ваша версия не состоятельна - выручка выросла не значительно

Ответить

выручка за 5,5 лет + 28,2%, а прибыль за те-же 5,5 лет: + 232%
кроме того, ситуация с ростом ставок фахты была в марте-мае 2020, а данные за 5,5 лет

Ответить

Суда Южнокорейские-какая экономия на запчастях?

Ответить