Кроме того, судами не учтено следующее.
Отказывая в удовлетворении требований истца в праве на доведение до потребителей полной и достоверной информации об условиях начисления миль за перелеты по определенным направлениям, суды исходили из того, что начисление бонусных миль по правилам программы является бесплатным и не подпадает под действие статьи 10 Закона о защите прав потребителей, предусматривающей обязанность изготовителя (исполнителя, продавца) своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах).
Между тем, этот вывод сделан без учета и оценки того обстоятельства, что программа «Аэрофлот Бонус», как установил суд, является маркетинговым мероприятием ПАО «Аэрофлот», то есть мероприятием, направленным на выявление и удовлетворение потребностей неопределенной группы потребителей путем создания, продвижения и представления продукта или услуги покупателям, а также управления взаимоотношениями с ними с целью получения прибыли.
Неприменение и неправильное толкование законов, подлежащих применению при рассмотрении данного дела, повлекло за собой вынесение решения, не отвечающего требованиям статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Допущенные нарушения норм права являются существенными, поскольку привели к неправильному разрешению спора. Принимая во внимание изложенное, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит нужным решение Пресненского районного суда г. Москвы от 10 февраля 2020 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 9 декабря 2020 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 15 июня 2021 г. отменить, а дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
--------------------------------------------------------
Обзор документа Организация по защите прав потребителей обратилась с иском к авиакомпании "Аэрофлот". Как указал истец, ответчик массово обманывал потребителей при начислении миль по бонусной программе и сообщал недостоверную информацию о них. Три инстанции посчитали, что правила бонусной программы не могут ущемлять права неопределенного круга потребителей. Мили неверно начислили лишь некоторым участникам, ошибку исправили после их обращения. ВС РФ не согласился с такой позицией. Упомянутые правила - публичная оферта авиакомпании, адресованная всем, кто заинтересован. Поэтому авиакомпания должна правильно и своевременно начислять мили всем участникам бонусной программы, а не только тем из них, кто впоследствии этого потребовал. Такая обязанность безусловна. Поэтому несостоятельна ссылка на то, что ошибки в доначислении миль исправили после обращения отдельных граждан. Это не служит основанием, чтобы отказать в удовлетворении требований, заявленных в защиту неопределенного круга лиц, которые могли оказаться в такой же ситуации. Ошибочен вывод о том, что бонусные мили начисляются бесплатно и поэтому не применяется Закон о защите прав потребителей. Подобная программа - маркетинговое мероприятие, т. е. она направлена на получение прибыли.
--------------------------------------------------------
Определение Верховного Суда РФ от 8 февраля 2022 г. № 5-КГ21-191-К2
Здравствуйте.
Программы лояльности банка направлены на поощрение клиентов за использование карт. Бонусы по программам лояльности предоставляем за совершение операций по картам банка, а не за приобретение товаров или услуг банка. К тому же, бонусы предоставляем на безвозмездной основе.
Условия, содержащиеся, в пункте 6.3 не являются для клиентов банка обременительными, так как не накладывают на них обязанности и не ограничивают их права. Поэтому пункт 6.3 Общих условий программ лояльности не нарушает закон о защите прав потребителей и Гражданский кодекс Российской Федерации.
Проценты за пользование кредитными деньгами – это плата, которую клиенты вносят в обмен на предоставленный банком кредит. Вносить плату, если она предусмотрена договором за пользование заемными деньгами — основная обязанность клиента, прямо предусмотренная банковским законодательством. Поэтому проценты за пользование кредитными деньгами никак не могут быть отнесены к убыткам клиентов.
В своей работе мы руководствуемся законодательством Российской Федерации и трепетно относится к правам и интересам клиентов.
Здравствуйте.
Мы обслуживаем клиентов в соответствии с условиями договора, а бонусы начисляем по правилам программы лояльности. Условия обслуживания и бонусные правила не нарушают законодательство РФ. Проверим некоторые моменты из вашего поста и позже вернемся с ответом.
Круто. У вас там очень большой отдел придумщиков, наверное. "Как ещё нагнуть клиента"
Каким образом пункт 6.3 Общих условий программ лояльности улучшает права и учитывает интересы Клиентов?
Очередной рывок, толкоч, скачок поТанин банка