Что делать строительной компании в условиях кризиса? 5 шагов для захвата новой доли рынка
Экономический кризис для строительного бизнеса — это не только вызов, но и возможность захватить новую долю рынка. В условиях, когда конкуренты сокращают активность, замораживают проекты и боятся инвестировать, компании с правильной стратегией могут выйти на новый уровень.
Ниже — пять шагов, которые помогут строительной компании использовать кризис как точку роста.
Шаг 1: Пересмотреть бизнес-модель и оптимизировать расходы
Первое, что нужно сделать в условиях кризиса, — это провести аудит текущей бизнес-модели. Какие расходы можно сократить без потери качества работы? Важен детальный анализ всех проектов, чтобы определить, где компания теряет деньги или тратит их неэффективно. К примеру, перестаньте заказывать дорогие материалы у международных / федеральных производителей и переключитесь на местных там, где это возможно — так сможете сохранить конкурентные цены и переключить весь спрос на вашу компанию.
Крупная строительная фирма в Москве во время кризиса 2014 года пересмотрела свою структуру и уволила ряд неэффективных сотрудников. Но вместо того чтобы продолжить сокращения, компания вложила ресурсы в цифровую трансформацию — стала замечать все, даже малейшие случаи нехватки материалов при приемке, перестала закрывать проекты со штрафами из-за вины подрядчиков, за счет увеличения контроля над ними с помощью системы задач и отчетов по ним.
Скачайте бесплатно шаблон бюджета строительных работ, журнал проведения инспекций, оценка строительных работ, а также:
– Диаграмма Ганта, с этапами строительства
– Перечень поданных коммерческих предложений
– Шаблон формы зарплаты/почасовой оплаты сотрудникам
– Шаблон отслеживания, контроля документации субподрядчиков
Получите шаблоны бесплатно по ссылке
Шаг 2: Сосредоточиться на проектах с высокой маржинальностью
В кризис важно сконцентрироваться на тех проектах, которые приносят максимальную прибыль. Это могут быть как малобюджетные заказы, так и масштабные контракты, но с высокой рентабельностью. Работать нужно с клиентами, которые готовы платить за качество, надежность и своевременность. Также стоит избегать сложных, дорогих или рискованных проектов, которые могут "съесть" ресурсы и повредить финансовой стабильности компании.
Совет: Анализируйте не обороты и престижность(за чем иногда гонятся собственники — кризис не время для этого, важно сохранить темпы роста), а прибыль каждого проекта и сосредоточьтесь на тех, что дают наибольший эффект с минимальными вложениями. Это особенно актуально в строительстве объектов для государственных и корпоративных заказчиков.
Шаг 3: Укрепить связи с существующими клиентами
Во время кризиса лояльные клиенты, база контактов, прошлые заказчики становятся основным источником продаж. Строительная компания должна сфокусироваться на удержании текущих клиентов и предложить им что-то уникальное, чтобы они не только не перешли к конкурентам, но и стали делать гораздо больше /чаще новых покупок. Экспериментируйте, предлагая индивидуальные скидки, улучшенные условия оплаты или дополнительные услуги. К тому же, если есть запасы ресурсов, можно предложить отсрочку платежа — что еще поднимет вашу ценность в их глазах.
Субподрядчик по лифтам из Санкт-Петербурга предложил льготные условия обслуживания для заказчиков за рекомендацию, что позволило не только удержать их в период кризиса, но и получить новые заказы по сарафану.
Шаг 4: Освоить новые технологии и инновации
Внедрение технологий — это не только способ сократить расходы, но и возможность предложить клиентам более качественные и быстрые решения. Понимаю, что не очень хочется вкладывать деньги, когда они так нужны для исполнения текущих обязательств. Но взгляните на это под другим углом — вы вкладываете деньги в тот актив, который точно запустит позитивные изменения. Не зря компании по всему миру так много об этом говорят. К тому же можно получить моментальный эффект. После внедрения системы «онлайн-офис» в бизнесе — практически сразу исчезать потребность в офис-менеджере, сокращается нагрузка на менеджеров проектов, которые могут вести не 1 или 2 проекта, а минимум, в 2 раза больше.
По зарплатам — это экономия 200-300 тысяч / месяц в моменте, что окупает внедрение сразу.
К примеру, контроль за процессом строительства будет сигнализировать вам, что есть риск получить штраф за нарушения сроков сдачи этапа — компания экономит на ненужных тратах.
Шаг 5: Активная работа на новых рынках
Когда многие компании сокращают активность, это открывает возможность для экспансии на новые сегменты. Например, в условиях кризиса многие девелоперы могут выйти на рынок бюджетного жилья или капитального ремонта, который не так сильно зависит от экономических колебаний. Другие возможности — строительство инфраструктурных объектов, социальных зданий. Всегда есть сферы бизнеса, которые находятся в фазе активного роста в любой ситуации.
Во время пандемии 2020 года строительные компании, работающие на рынке коммерческой недвижимости, столкнулись с падением спроса. Те, кто смог оперативно переключиться на строительство складов и логистических центров для e-commerce, смогли сохранить объемы и захватить новые сегменты.
Возможности для коллаборации
Поскольку моя команда занимается автоматизациеи строительного бизнеса — от обработки входящих заявок, до учета строительства объектов, проектной работы – мы можем стать вашими партнерами на выгодных условиях!
Давайте знакомиться и общаться, напишите в личные сообщения Telegram, проведем встречу / звонок знакомства, особенно, если вы занимаетесь или связаны со строительством(или есть клиенты — строительные компании).
Наверное, во всех нишах так можно действовать
Для большинства ниш подходит – но для строительства в первую очередь статья создавалась
Рынок строительства очень консолидирован
Всегда есть возможность расти и захватывать новые куски
Советы в кассу
Никита, спасибо
Цифровизации реально экономит деньги.