Не отправляйте отклики на hh: как я устроилась продактом в Авито за 60 дней
- Как ускорить поиск работы?
- Как эффективно привлекать внимание рекрутеров с помощью резюме?
- Через какие каналы заходить?
Расскажу о том, как у меня в этом году получилось выйти на новую работу в крупную компанию в два раза быстрее, чем пару лет назад.
Всем привет! Меня зовут Аннушка. Я продакт с опытом 5+ лет в EdTech и HR-консалтинге.
Я искала работу в 2022 и в 2024 году. Первый раз путь от старта поиска до оффера занял ~100+ дней. Второй раз -- 60 дней.
В этой статье расскажу, какие решения помогли ускорить процесс почти в 2 раза и привели меня ровно туда, где я хотела быть.
Как готовилась:
- Консультации с экспертами по проработке резюме;
- Отправка резюме через hh (шляпа) и рефералки (осмысленно);
- Участие в кейс-клубах;
- Прохождение 3-х мок-интервью (ниже расскажу, что это).
Результат: прошла до конца по воронке в Т-Банк, Авито и Островок.
Давайте подробнее.
Проработка резюме
Вы будете удивлены, насколько адекватный профессионал может быть не в состоянии упаковать свой опыт в резюме. Ему очень хочется рассказать о себе побольше, но переизбыток информации так же плох, как ее недостаток.
В 2022 году путь от первого апдейта резюме до более-менее рабочей версии занял больше 30-ти дней.
В 2024 году я сразу купила сопровождение в Карьерном Цехе, в итоге с учетом переносов и тупняка с расписанием экспертов первая рабочая версия резюме появилась за 6 дней, она была уже достаточно хороша, чтобы протащить меня в воронку Авито.
Программа простая:
- 2 встречи по часу с HR-экспертом;
- 2 встречи по часу с продактом, который нанимает продактов.
Резюме и сопровод ты делаешь сам своими руками. Если забиваешь и сачкуешь, получается плохо. Если стараешься, получается хорошо.
Можно ли добиться результата за 1 встречу вместо 4-х? Я уверена, что да.
Вот основные знания, которые я вынесла из этой истории:
- Формат резюме на hh все эйчары хейтят. Для откликов не на hh надо делать версию в PDF с обязательным блоком "О себе" в самом начале документа;
Нещадно вычищать то, что не нужно в классической работе продакта, например, "проведение продающих встреч" (это работа сейлза) или "организацию командировок". Исключение составляет только случай, если резюме будет отправлено в сервис помощи сейлзам или сервис по организации бизнес-трипов;
При указании компании давать пояснение, чем именно она занимается;
Итеративный подход: после каждой встречи с консультантом сразу вносить изменения в активное резюме. Не ждать, когда все привлеченные эксперты дадут комментарии и резюме станет идеальным -- чем быстрее оно будет обновляться, тем быстрее его увидит кто-то нужный;
Писать в опыте про результат, а не про процесс: “Увеличила удовлетворенность клиентов с 3.8 до 4.5 за счет внедрения новой системы работы менеджеров сопровождения” вместо “Настраивала работу менеджеров сопровождения”;
Писать про результаты так, чтобы было понятно, как он измеряется: “Увеличила продажи х2 год к году” вместо “Увеличила продажи”.
Отправка резюме
В 2022 году я отправляла отклики только через hh, результат был плачевным. Рекрутеры даже не открывали мое резюме. О причинах, почему это может происходить, hh сами писали вот в этой заметке.
В 2024 году я зачем-то тоже всю первую неделю отправляла отклики на hh и снова получила конверсию 0%.
«Безумие – делать то же самое и надеяться на другой результат»
Осознав ошибку, я переключилась на другие каналы:
Карьерные сайты принесли мне только игнор и отказы. Вероятно, я очень плохо пишу сопроводительные письма или у них там такой поток входящих, что не успевают обработать.
Лучше всего сработали рефералки – конверсия в приглашение на собеседование была 50%!
Как работать с рефералками
Рефералка (реферальная программа) – это процесс, который позволяет уже трудоустроенному в компанию сотруднику рекомендовать своего друга/свата/брата на открытую вакансию и получить денежный бонус, если этот человек устроится и пройдет испытательный срок.
Итак, действуем. Составьте список из тех компаний, которые вам подходят по важным критериям (корп. культура, офис/удаленка, отрасль, продукт и др.).
Составьте список красных флагов, с которыми нельзя примириться (оформление по ТК/СЗ/ИП, офис с 9 до 6, черты характера начальника, др.)
Найдите людей, которые могут вас зареферить:
- среди своих знакомых;
- в телеграм-чатах по вашей профессии;
- на тусовках по вашей профессии;
- на конференциях.
Лучше, если вас будет рекомендовать кто-то, кто в компании занимает более-менее серьезный ранг. Я не проверяла, но слышала мнение, что рефер от руководителя рассмотрят быстрее, чем рефер от джуна.
Как готовиться к интервью
Базово воронка в крупных компаниях сейчас выглядит так:
- Встреча с рекрутером с общим рассказом кандидата о себе и рекрутера о вакансии;
- Квалификационная встреча (скоринг с простыми блиц-вопросами или проверка soft skills);
- Кейс-собеседование на 1-1,5 часа;
- Знакомство с командой или командами.
Шаг 1. Проходим этап с рекрутером
Первое, что понадобится - это подготовленный стройный рассказ о себе, в котором вы знаете значение каждого произносимого слова, понимаете расшифровку и расчет каждой упоминаемой метрики и можете привести кейс на каждый из обозначенных результатов. С помощью такого рассказа вы быстро пройдете и этап с рекрутером, и зададите хорошую планку на встрече с нанимающим менеджером.
Вот рыба, которой пользовалась я:
Я работаю продакт-менеджером больше 5-ти лет. Последние полтора года я занималась b2b, а до этого b2c.
В b2b я работала в бутиковом консалтинге, который помогает крупным ритейлерам выстраивать клиентский опыт. Среди основных результатов хочу отметить следующие: 1) …. 2) ….
В b2c я работала в EdTech, запускала и развивала продукты, проводила исследования, а также отвечала за метрики сопровождения и retention. Среди основных результатов хочу отметить следующие: 1) …
В результаты я включала то, что было актуально моему собеседнику. Если в вакансии указано, что важно уметь управлять командой, я рассказывала подробнее про то, как нанимала, увольняла, обеспечивала текущую деятельность и разрабатывала систему мотивации. Если было важно уметь проводить исследования, рассказывала про многочисленные глубинные интервью, опросы и наблюдения.
Лайфхак: для того, чтобы чувствовать себя уверенно, я подготовила себе шпаргалку -- написала все нужные тезисы на маркерной доске, которая рядом с моим рабочим местом. Ее задача была поддержать меня в стрессовый момент, если все вылетит из головы.
Вы можете тоже подготовиться: положить рядом листы с заметками, держать заметки в блокноте, повесить заметки рядом с рабочим местом.
Шаг 2. Проходим кейс-собеседования
Это встреча, на которой вам предложат решать разные кейсы про клиентов, метрики, неоднозначные ситуации.
Это самая сложная и стрессовая часть. Пройти ее без репетиции, на мой взгляд, практически невозможно.
Я была горделива в начале и не закладывала это в мой план, поэтому перед кейс-собеседованием в Авито я бегала с горящей жопой и искала хоть какую-то помощь. На мое счастье замечательные девушки Юля и Леся из Карьерного Цеха оперативно помогли найти продактов из Авито, которые провели мне мок-интервью.
Мок-интервью -- это самое полезное, что со мной произошло. Только так можно по-настоящему понять свои пробелы -- при личном общении с опытным продактом, который задает вопросы персонально про тебя.
Если не знаете, что это такое, посмотрите видеозапись на канале Окейси с Владом Носковцом.
Вот примерный список вопросов, с которыми может столкнуться продакт:
- Как посчитать retention [название продукта]?
- Как выбрать наушники?
- Что такое корреляция?
- Какие методы исследований и проверки гипотез знаешь?
- У тебя упала конверсия в покупку на 2 п.п., что будешь делать?
- Ты узнал(а) из качественника, что 3/5 респов не смогли пройти сценарий, одновременно аналитик нашел падение конверсии на 1 п.п., какую проблему будешь решать первой? Почему?
- Саппорт принес запрос от клиентов, что нужна новая фича, что будешь делать?
- У тебя продукт [описание бесплатного продукта], нужно ли его закрывать?
- Какие основные метрики у [продукта] ты бы обозначил(а) в дереве метрик?
К сожалению, невозможно угадать, что вас спросят, но можно насмотреться достаточно, чтобы узнавать тип вопроса и понимать, что именно он проверяет.
Очень помогает сходить на несколько встреч в кейс-клубы – их отличие от мок-интервью в том, что кейс решает не один человек, а команда из нескольких участников.
Я попробовала кейс-клубы в Карьерном Цехе и в Окейси, мне понравились оба варианта. Вероятно, если еще какие-то кейс-клубы, просто я о них не знаю.
Резюме
Поиск работы – это тоже работа. Я слышала о людях, которые без стресса и подготовки уходят из компании сразу в другую компанию, но у меня так никогда не было. Думаю, если вы читаете эту статью, у вас тоже не так.
Основной вывод статьи – нужно ресерчить и готовиться. В какой-то момент у меня было ощущение, что я снова поступаю в универ и хожу на экзамены, но считаю, что такой формат лучше, чем тонна тестовых заданий, которые кто-то там еще и невнимательно может прочитать.
Благодаря стратегии захода по рефералке со мной связались три крупные компании (Т-Банк, Островок и Авито), которые игнорировали мои отклики на hh.
Благодаря подготовке во всех трех компаниях мне удалось пройти до последнего этапа воронке и оказаться в точке, где это я уже оценивала и выбирала.
Бонус! Сколько все эти мероприятия стоили
Ответ на этот вопрос я написала в посте в моем телеграм-канале, куда приглашаю вас подписаться.
В канале я пишу про мой путь в продакт-менеджменте, делюсь инсайтами, размышляю и приглашаю читателей обсуждать неоднозначные ситуации.
Спасибо за то, что дочитали до конца.
Ниже приложу список видео и статей, который помогли мне в подготовке.
Видео:
- Найм в Авито: какие вопросы задают менеджерам продукта на собеседованиях и как к ним готовиться.
- Собеседование на Product Manager. Владислав Носковец, ex-ProductStar и ex-Т-Банк
- Собеседование на Product Manager / Глеб Кудрявцев (Skyeng) и Илья Грубер (Яндекс.Еда)
- Airbnb Product Manager Mock Interview: Increase Airbnb Bookings
- Дерево метрик. Продуктовый кейс из собеседования на продакта
- The Top 10 Product Manager Interview Questions (And How To Answer Them)
Статьи:
Отличная статья, все по факту!)
Огонь статья. Ещё убрать упоминание телеграмм канала и близко к идеалу.