Не отправляйте отклики на hh: как я устроилась продактом в Авито за 60 дней

Не отправляйте отклики на hh: как я устроилась продактом в Авито за 60 дней

- Как ускорить поиск работы?
- Как эффективно привлекать внимание рекрутеров с помощью резюме?
- Через какие каналы заходить?
Расскажу о том, как у меня в этом году получилось выйти на новую работу в крупную компанию в два раза быстрее, чем пару лет назад.

Всем привет! Меня зовут Аннушка. Я продакт с опытом 5+ лет в EdTech и HR-консалтинге.

Я искала работу в 2022 и в 2024 году. Первый раз путь от старта поиска до оффера занял ~100+ дней. Второй раз -- 60 дней.

В этой статье расскажу, какие решения помогли ускорить процесс почти в 2 раза и привели меня ровно туда, где я хотела быть.

Как готовилась:

  • Консультации с экспертами по проработке резюме;
  • Отправка резюме через hh (шляпа) и рефералки (осмысленно);
  • Участие в кейс-клубах;
  • Прохождение 3-х мок-интервью (ниже расскажу, что это).

Результат: прошла до конца по воронке в Т-Банк, Авито и Островок.

Давайте подробнее.

Проработка резюме

Вы будете удивлены, насколько адекватный профессионал может быть не в состоянии упаковать свой опыт в резюме. Ему очень хочется рассказать о себе побольше, но переизбыток информации так же плох, как ее недостаток.

В 2022 году путь от первого апдейта резюме до более-менее рабочей версии занял больше 30-ти дней.

В 2024 году я сразу купила сопровождение в Карьерном Цехе, в итоге с учетом переносов и тупняка с расписанием экспертов первая рабочая версия резюме появилась за 6 дней, она была уже достаточно хороша, чтобы протащить меня в воронку Авито.

Программа простая:

  • 2 встречи по часу с HR-экспертом;
  • 2 встречи по часу с продактом, который нанимает продактов.

Резюме и сопровод ты делаешь сам своими руками. Если забиваешь и сачкуешь, получается плохо. Если стараешься, получается хорошо.

Можно ли добиться результата за 1 встречу вместо 4-х? Я уверена, что да.

Вот основные знания, которые я вынесла из этой истории:

  • Формат резюме на hh все эйчары хейтят. Для откликов не на hh надо делать версию в PDF с обязательным блоком "О себе" в самом начале документа;
Блок "О себе" в самое начало
Блок "О себе" в самое начало
  • Нещадно вычищать то, что не нужно в классической работе продакта, например, "проведение продающих встреч" (это работа сейлза) или "организацию командировок". Исключение составляет только случай, если резюме будет отправлено в сервис помощи сейлзам или сервис по организации бизнес-трипов;

  • При указании компании давать пояснение, чем именно она занимается;

Пояснение даем, потому что читающий может не знать, что за компания.
Пояснение даем, потому что читающий может не знать, что за компания.
  • Итеративный подход: после каждой встречи с консультантом сразу вносить изменения в активное резюме. Не ждать, когда все привлеченные эксперты дадут комментарии и резюме станет идеальным -- чем быстрее оно будет обновляться, тем быстрее его увидит кто-то нужный;

  • Писать в опыте про результат, а не про процесс: “Увеличила удовлетворенность клиентов с 3.8 до 4.5 за счет внедрения новой системы работы менеджеров сопровождения” вместо “Настраивала работу менеджеров сопровождения”;

  • Писать про результаты так, чтобы было понятно, как он измеряется: “Увеличила продажи х2 год к году” вместо “Увеличила продажи”.

Отправка резюме

В 2022 году я отправляла отклики только через hh, результат был плачевным. Рекрутеры даже не открывали мое резюме. О причинах, почему это может происходить, hh сами писали вот в этой заметке.

В 2024 году я зачем-то тоже всю первую неделю отправляла отклики на hh и снова получила конверсию 0%.

«Безумие – делать то же самое и надеяться на другой результат»

Типа Эйнштейн, как говорят в интернетах

Осознав ошибку, я переключилась на другие каналы:

Карьерные сайты принесли мне только игнор и отказы. Вероятно, я очень плохо пишу сопроводительные письма или у них там такой поток входящих, что не успевают обработать.

Лучше всего сработали рефералки – конверсия в приглашение на собеседование была 50%!

Как работать с рефералками

Рефералка (реферальная программа) – это процесс, который позволяет уже трудоустроенному в компанию сотруднику рекомендовать своего друга/свата/брата на открытую вакансию и получить денежный бонус, если этот человек устроится и пройдет испытательный срок.

Итак, действуем. Составьте список из тех компаний, которые вам подходят по важным критериям (корп. культура, офис/удаленка, отрасль, продукт и др.).

Составьте список красных флагов, с которыми нельзя примириться (оформление по ТК/СЗ/ИП, офис с 9 до 6, черты характера начальника, др.)

Найдите людей, которые могут вас зареферить:

  • среди своих знакомых;
  • в телеграм-чатах по вашей профессии;
  • на тусовках по вашей профессии;
  • на конференциях.

Лучше, если вас будет рекомендовать кто-то, кто в компании занимает более-менее серьезный ранг. Я не проверяла, но слышала мнение, что рефер от руководителя рассмотрят быстрее, чем рефер от джуна.

Как готовиться к интервью

Базово воронка в крупных компаниях сейчас выглядит так:

  • Встреча с рекрутером с общим рассказом кандидата о себе и рекрутера о вакансии;
  • Квалификационная встреча (скоринг с простыми блиц-вопросами или проверка soft skills);
  • Кейс-собеседование на 1-1,5 часа;
  • Знакомство с командой или командами.

Шаг 1. Проходим этап с рекрутером

Первое, что понадобится - это подготовленный стройный рассказ о себе, в котором вы знаете значение каждого произносимого слова, понимаете расшифровку и расчет каждой упоминаемой метрики и можете привести кейс на каждый из обозначенных результатов. С помощью такого рассказа вы быстро пройдете и этап с рекрутером, и зададите хорошую планку на встрече с нанимающим менеджером.

Вот рыба, которой пользовалась я:

Я работаю продакт-менеджером больше 5-ти лет. Последние полтора года я занималась b2b, а до этого b2c.

В b2b я работала в бутиковом консалтинге, который помогает крупным ритейлерам выстраивать клиентский опыт. Среди основных результатов хочу отметить следующие: 1) …. 2) ….

В b2c я работала в EdTech, запускала и развивала продукты, проводила исследования, а также отвечала за метрики сопровождения и retention. Среди основных результатов хочу отметить следующие: 1) …

В результаты я включала то, что было актуально моему собеседнику. Если в вакансии указано, что важно уметь управлять командой, я рассказывала подробнее про то, как нанимала, увольняла, обеспечивала текущую деятельность и разрабатывала систему мотивации. Если было важно уметь проводить исследования, рассказывала про многочисленные глубинные интервью, опросы и наблюдения.

Лайфхак: для того, чтобы чувствовать себя уверенно, я подготовила себе шпаргалку -- написала все нужные тезисы на маркерной доске, которая рядом с моим рабочим местом. Ее задача была поддержать меня в стрессовый момент, если все вылетит из головы.

На моей доске структурированы знания, которые уже есть в моей голове. Ее задача не дать мне ударить в грязь лицом, если я переволновалась.
На моей доске структурированы знания, которые уже есть в моей голове. Ее задача не дать мне ударить в грязь лицом, если я переволновалась.

Вы можете тоже подготовиться: положить рядом листы с заметками, держать заметки в блокноте, повесить заметки рядом с рабочим местом.

Шаг 2. Проходим кейс-собеседования

Это встреча, на которой вам предложат решать разные кейсы про клиентов, метрики, неоднозначные ситуации.

Это самая сложная и стрессовая часть. Пройти ее без репетиции, на мой взгляд, практически невозможно.

Я была горделива в начале и не закладывала это в мой план, поэтому перед кейс-собеседованием в Авито я бегала с горящей жопой и искала хоть какую-то помощь. На мое счастье замечательные девушки Юля и Леся из Карьерного Цеха оперативно помогли найти продактов из Авито, которые провели мне мок-интервью.

Мок-интервью -- это самое полезное, что со мной произошло. Только так можно по-настоящему понять свои пробелы -- при личном общении с опытным продактом, который задает вопросы персонально про тебя.

Если не знаете, что это такое, посмотрите видеозапись на канале Окейси с Владом Носковцом.

Вот примерный список вопросов, с которыми может столкнуться продакт:

  • Как посчитать retention [название продукта]?
  • Как выбрать наушники?
  • Что такое корреляция?
  • Какие методы исследований и проверки гипотез знаешь?
  • У тебя упала конверсия в покупку на 2 п.п., что будешь делать?
  • Ты узнал(а) из качественника, что 3/5 респов не смогли пройти сценарий, одновременно аналитик нашел падение конверсии на 1 п.п., какую проблему будешь решать первой? Почему?
  • Саппорт принес запрос от клиентов, что нужна новая фича, что будешь делать?
  • У тебя продукт [описание бесплатного продукта], нужно ли его закрывать?
  • Какие основные метрики у [продукта] ты бы обозначил(а) в дереве метрик?

К сожалению, невозможно угадать, что вас спросят, но можно насмотреться достаточно, чтобы узнавать тип вопроса и понимать, что именно он проверяет.

Очень помогает сходить на несколько встреч в кейс-клубы – их отличие от мок-интервью в том, что кейс решает не один человек, а команда из нескольких участников.

Я попробовала кейс-клубы в Карьерном Цехе и в Окейси, мне понравились оба варианта. Вероятно, если еще какие-то кейс-клубы, просто я о них не знаю.

Резюме

Поиск работы – это тоже работа. Я слышала о людях, которые без стресса и подготовки уходят из компании сразу в другую компанию, но у меня так никогда не было. Думаю, если вы читаете эту статью, у вас тоже не так.

Основной вывод статьи – нужно ресерчить и готовиться. В какой-то момент у меня было ощущение, что я снова поступаю в универ и хожу на экзамены, но считаю, что такой формат лучше, чем тонна тестовых заданий, которые кто-то там еще и невнимательно может прочитать.

Благодаря стратегии захода по рефералке со мной связались три крупные компании (Т-Банк, Островок и Авито), которые игнорировали мои отклики на hh.

Благодаря подготовке во всех трех компаниях мне удалось пройти до последнего этапа воронке и оказаться в точке, где это я уже оценивала и выбирала.

Бонус! Сколько все эти мероприятия стоили

Ответ на этот вопрос я написала в посте в моем телеграм-канале, куда приглашаю вас подписаться.

В канале я пишу про мой путь в продакт-менеджменте, делюсь инсайтами, размышляю и приглашаю читателей обсуждать неоднозначные ситуации.

Спасибо за то, что дочитали до конца.

Ниже приложу список видео и статей, который помогли мне в подготовке.

Видео:

Статьи:

1515
2 комментария

Отличная статья, все по факту!)

1
Ответить

Огонь статья. Ещё убрать упоминание телеграмм канала и близко к идеалу.

Ответить