Осторожно - зумеры! Как собрать команду из молодых специалистов и не сойти с ума
Последние несколько лет рынок Digital-специалистов растет быстрее, чем сами специалисты. Поэтому работодателям часто приходится брать на работу новичков. Но не стоит бить тревогу – это не проблема, а точка роста как для молодого специалиста, так и для компании. В этой статье – полная инструкция: как отбирать новых кандидатов, обучать их и, наконец, перестать быть предвзятыми к зумерам.
Меня зовут Наталья, я руководитель SEO-отдела Rocket Business. Проверка тестовых, онбординги, стажировки новичков – для меня это уже давно стало рабочей рутиной. И сегодня я могу поделиться своими лайфхаками, которые помогают мне и коллегам эффективно обучать молодых сотрудников. Многие из них за несколько месяцев заняли позиции джун+ и выше.
Эта статья родилась сама собой после того, как я выступила с похожей темой на WorkShop by Rocket Business. А тема действительно актуальная: согласно данным Службы исследований hh.ru, в последние три года увеличивалась доля резюме соискателей без опыта или с опытом до 3 лет: с 19% в I кв. 2021 г. до 39% в I кв. 2024 г.
Средний возраст сотрудников Rocket Business – 25,5 лет. Половина из них – молодые специалисты 19-22 лет. Это норма для Digital, но мы с командой выявили ряд проблем, с которыми нам регулярно приходится разбираться при поиске кандидатов.
- Не все профессиональные навыки можно получить в ВУЗах. Например, то же SEO до сих пор не включено в университетские программы. Что делают люди? Обучаются на онлайн-курсах, а за практикой идут к работодателю. Но есть нюанс: не все курсы могут похвастаться высоким уровнем подготовки.
- У молодежи свои представления о работе в Digital. Соглашусь, у нее есть своя романтика, которую транслируют медиа, но в реальной жизни все немного сложнее.
- Молодые специалисты нередко отрицают классические инструменты для работы, бегая за трендами, которые еще не доказали свою эффективность.
Интернет переполнен мемами про найм зумеров. У нового поколения диджитальщиков действительно специфический подход к работе, к которому нужно быть готовым. Мы с коллегами, конечно, посмеялись, но решили заранее продумать план адаптации и обучения новичков.
Давайте прямо сейчас вместе с вами пройдем путь новичка от собеседования до стажировки по инструкции Rocket Business.
Но перед этим обратите внимание на 3 закона непредвзятости:
- Почти никто из кандидатов без опыта не выполняет задания безупречно.
- Не оценивайте кандидатов только по правильности выполнения заданий – смотрите на совокупность других качеств и черт.
- Тестовое задание часто может не соответствовать вашим личным ожиданиям.
Зафиксировали? Идем дальше!
1. Тестовое задание
После отклика на вакансию мы по классике рассылаем кандидатам тестовые задания. У нас их должны выполнить все – от программиста до PR-менеджера. Тестовое для SEO у нас включает в себя следующие задачи:
- подобрать ключевые фразы для страницы;
- составить мета-теги для этой страницы;
- составить ТЗ для копирайтера;
- проанализировать коммерческие факторы сайта;
- дать общие рекомендации по работам над сайтом.
Тестовое готово. Чтобы было легче оценить работу, берем за основу базовые маркеры и смотрим:
- как оформлен документ;
- каким языком написаны ответы на вопросы;
- грамотная ли письменная речь;
- по какой логике выполнялись задания.
И сразу выявляем красные флаги, которые отдалят кандидата от работы мечты:
- файл сделан единым полотном, никак не оформлен;
- не соблюдены условия заданий;
- слишком сложные предложения, неестественные конструкции (привет, GPT);
- текст написан слишком неформально;
- задание отправлено поздно вечером или рано утром.
Посмотрите на эти тестовые задания. Очевидно, что на первое тестовое вряд ли обратят внимание: сплошное полотно текста, отсутствует оформление, не выделены смысловые блоки, ссылки не кликабельны.
Лайфхак: чтобы этих ошибок было как можно меньше, пропишите в письме требования к оформлению тестового – формат документа, порядок выполнения заданий, правила оформления текста/ссылок и т.д.
2. Выбрали лучшие тестовые, теперь переходим к собеседованию
Мой ТОП-5 вопросов, которые помогают определить, каким человек будет в работе:
- Как много времени заняло тестовое задание?
- Какими сервисами пользовались?
- Использовали ли какие-то готовые чек-листы?
- Просим рассказать о процессе выполнения тестового?
- Почему именно это направление?
Последний вопрос кажется слишком простым. Но, поверьте, ответы могут вас удивить. И именно этот вопрос будет решающим.
Например, я всегда говорю на собеседовании, что SEO – не самая захватывающая профессия в мире. Если кандидату во время выполнения тестового было скучно, то стоит рассмотреть другие профессии. Мне нужно понимать, что человек действительно знает, чем он будет заниматься. Если слышу что-то в духе: «Нууу... сейчас это востребовано», – у меня появляются сомнения, что сотрудник сможет стабильно выполнять рутинные задачи, которых в SEO много.
Какие выводы делаем на основе ответов:
- Как человек работает: занимается ли поиском дополнительной информации, использует ли инструменты, как быстро разбирается в малознакомой нише.
- Как кандидат разговаривает и держит себя, как умеет подавать информацию.
Эта информация поможет понять, впишется ли новичок в коллектив, сможет ли поймать общий вайб. Нормально, если новичок на собеседовании волнуется. Не будьте слишком предвзятыми. Как показывает практика, уже через неделю он освоится и начнет раскрываться.
3. «Поздравляем, вы приняты!» или как провести онбординг
Онбординг – это комплекс мер, которые предпринимает компания чтобы помочь новому сотруднику успешно адаптироваться на рабочем месте.
Бывало у вас такое, что стажер приходил в первый день, уходил на обед и пропадал в закат? В лучшем случае он отписывался, что ему было непонятно и сложно разобраться в работе. В худшем – кидал контакт вашего HR в черный список.
Снизить вероятность такого исхода поможет стартер-пак новичка, основа которого – персональная карта развития. Ее готовит HR и выдает новичку в первый рабочий день.
Что закладываем в карту?
- Регламенты, в которых прописаны философия компании и общие правила.
- Доступы к необходимым ресурсам и хранилищам данных.
- Первые практические задачи и их дедлайны.
За каждым стажером закрепите ментора, который будет направлять его на каждом этапе стажировки. Но важно понимать, что тотальный контроль не равен эффективности – у новичка должна быть возможность раскрыть свои таланты самостоятельно.
Так мы добились того, что 90% стажеров комфортно и успешно проходят обучение и остаются с нами надолго.
4. Обучение новичка
По своему опыту я выделила два типа сотрудников:
- быстро схватывает, но не погружается в детали – из-за этого может сложиться впечатление, что он очень быстро во всем разбирается;
- долго разбирается – как раз потому, что сразу старается разобраться во всем. На фоне предыдущего типа может казаться слишком медленным.
У каждого их этих типов есть свои плюсы и минусы. Задача ментора грамотно использовать сильные стороны сотрудников.
Распределяем задачи с учетом темперамента и стиля работы сотрудников. В проекты, где важна скорость принятия решений или частое переключение между задачами – идеально впишется первый тип. Задачи с глубокой аналитикой стоит отдавать второму.
В течение месяца наблюдайте, какие результаты выдает сотрудник, и какие вопросы он при этом задает ментору. Думаю, вам не стоит объяснять, что нужно делать, если результатов нет, а простейшие вопросы повторяются из раза в раз ;)
5. Не хардами едиными. Зачем новичку развивать Soft Skills?
Какой же он, этот базовый набор Soft Skills в любой сфере деятельности?
- Грамотная речь – умение корректно и развернуто ответить или аргументировать свои рекомендации.
- Умение выгодно преподнести себя – подтверждать экспертность, сохранять лицо, отвечать на сложные вопросы, контролировать свои эмоции.
- Здоровая уверенность в себе – не бояться общаться с клиентами и коллегами, уметь вовремя проявить инициативу.
- Умение вести диалог, навык активного слушания.
Хорошо, когда стажер пришел с этим набором, но при необходимости навыки можно развить уже в компании.
Как развиваем?
Учтите, что начинать прокачку софтов непосредственно перед созвонами и планерками – поздно. Это то же самое, что и тренировки перед спортивными соревнованиями – чем раньше вы начнете, тем увереннее будет чувствовать себя стажер в дальнейшей практике. Вот несколько советов:
- Начните с себя. Транслируйте внутри команды правила внешней коммуникации, ценности, которые несете клиенту.
- Делитесь с новичками собственными лайфхаками по развитию Soft Skills: опытом, книгами, обучающими видео и т.д.
- Подключайте новичков к проектам в качестве помощников, проводите планерки по итогам работы, интересуйтесь, что нового стажер для себя узнал.
Вывод
Зумер – это не диагноз. Это крутые молодые специалисты, у которых есть большой потенциал. А задача работодателя и старших коллег – увидеть его и грамотно прокачать. Берите на заметку эти рекомендации, и команда будет работать как часы.
А у вас есть свои лайфхаки по работе с молодежью? Можете написать здесь или обсудить эту тему со мной в чате WorkShop by Rocket Business.
Я еще не дочитала, но сразу вопрос: а что не так с тестовыми, которые отправляют рано утром или поздно вечером...почему это ред флаг вообще?))))))
я тоже хотела это спросить ахахаха. Ну вот работал человек весь день или учился, и время на тестовое было у него только вечером. Пока выполнил - уже ночь. Отправил ночью/утром. У меня прям вопросики, в чем проблема)))
А представьте, что такой умник присылает файлы по важному проекту в 23:59:59 в день дедлайна
Или в четыре утра следующего дня — и ждет похвалу, он ведь так упахивался...
Хорошо, что стали появляться компании, которые нанимают людей без опыта. Все хотят опытных, но где-то же человек должен этот опыт наработать. Респект всем компаниям, которые берут молодежь и дают возможность раскрыть свой потенциал
полностью согласна) вышел из универа - ищешь работу - нужен опыт 15 лет или не возьмут. очень много умных и обучаемых молодых людей просто нуждаются в хорошем руководителе, который направит в нужное русло. всем выгодно)
Дочитала. Вроде и классная статья, полезная, а вроде и навалили немного кринжа)
Вы таки не зумер случайно?