Большой гайд по бесплатным публикациям в СМИ. Как пролезть в медиа без мыла [показываем на примерах]
Популярность → звездам, все клиенты → крупным компаниям? Мы в сервисе журналистских запросов Pressfeed категорически не согласны. Уверены, стать узнаваемым и получать крутые предложения может каждый, независимо от масштаба бизнеса. И самый простой способ это сделать — регулярно публиковаться в медиа. Спойлер: тратить огромные деньги не придется.
Давайте сразу расставим точки над i. Далеко не все предприниматели готовы постоянно мелькать в медиа — в силу характера, занятости и прочих причин. Но смысл публикаций в СМИ не только в медийности. Упоминания в прессе дают гораздо больше плюсов, чем может показаться на первый взгляд:
- помогают рассказать о продукте;
- повышают доверие к компании;
- привлекают клиентов и партнеров;
- улучшают позиции сайта в поисковых системах.
Скорее всего, сейчас вы скажете: «Да кто я такой, чтобы мои статьи размещали в СМИ?». Отвечаем: «Эксперт со своим уникальным опытом». И вы можете публиковаться со звездами и представителями корпораций в одних изданиях, причем без вложений в рекламу, — так почему бы этим не воспользоваться 🤷🏻♀
Наша команда работает с бизнесом и медиа более 10 лет, не говоря уже о том, что сам сервис журналистских запросов Pressfeed был создан бывшими редакторами ИД «Коммерсантъ».
Мы знаем, с какими форматами публикаций стоит заходить в СМИ и как правильно общаться с журналистами, чтобы получать бесплатные упоминания о своем бизнесе. Сейчас расскажем обо всём по порядку. Сохраните эту инструкцию в закладки — она вам точно пригодится.
Навигация по статье:
Какие виды публикаций в СМИ бывают
СМИ — это не обязательно скучные новости. Форматов публикаций много, и у каждого есть свои особенности, плюсы и минусы. Зная их, вы сможете построить стратегию продвижения бизнеса в медиа без лишних нервов и переплаты за рекламу.
Экспертные статьи в СМИ
Это большие подробные материалы от лица компании или спикера. Они могут выходить регулярно в формате колонок или разово — в виде гостевых публикаций. С их помощью автор показывает, что обладает знаниями и практическим опытом в каком-то направлении.
Экспертные материалы можно размещать в тематических и отраслевых медиа, корпоративных блогах, а также на открытых площадках вроде VC.ru — обо всех вариантах мы чуть позже еще расскажем.
Пробиться в федеральные СМИ с такими статьями сложно — для этого нужно иметь внушительный медийный вес, то есть ваше имя уже должно быть на слуху.
И еще один момент: большие экспертные статьи для СМИ требуют глубокой проработки, поэтому закладывайте время и деньги — если будете привлекать копирайтера или PR-специалиста. Плюс, а точнее минус, есть риск, что материал не будет принят редакцией медиа или не наберет хорошие охваты в открытом блоге. В общем, надеяться нужно на лучшее, но готовиться стоит ко всему.
Комментарии в СМИ
Чтобы статьи вызывали интерес у читателей, журналисты и редакторы включают в них мнения экспертов — людей, которые готовы поделиться достоверной информацией, цифрами и примерами из практики. Вы можете высказать свою точку зрения в формате комментария и получить бесплатное упоминание в СМИ.
Такой вариант работы с медиа более простой, чем первый. В этом случае вам не придется готовить большую статью и тратить много времени на общение с редакциями. Все запросы на фактуру СМИ размещают на Pressfeed. Вам нужно подготовить комментарий и, если журналисту он подойдет, дождаться публикации материала.
Попасть с экспертными комментариями можно не только в отраслевые и тематические издания, но и в крупные федеральные СМИ вроде «Коммерсанта», РБК, «Ведомостей», «Известий», «РИА Новостей» и «Эксперта».
Новости
Короткие информационные сообщения для СМИ о новых продуктах, изменениях в сфере, событиях. Такие материалы журналисты примут к публикации в двух случаях: если у вас крупная компания или вы сделали прорыв в отрасли.
Малому бизнесу и экспертам не стоит делать ставку на стандартные новости. Во-первых, вряд ли их примут в федеральных СМИ — таким изданиям нужен эксклюзив, желательно от лидеров рынка. Во-вторых, сам формат уже уходит в прошлое — читатели сегодня предпочитают материалы более интересные в плане подачи. Вспомните, как часто вы открываете официальные пресс-релизы? Вот и мы о том же 🙈
Исследования
Отличная альтернатива обычному пресс-релизу с новостями. Вы можете провести опрос в своих соцсетях, на сайте или через сервисы анкетирования, а затем поделиться результатами в медиа. Здесь важны три вещи: актуальность темы, цепляющий заголовок и точечная, прицельная рассылка по изданиям.
Еще один способ подготовить классное исследование — использовать внутренние данные компании. Команда Pressfeed делает так уже несколько лет. Каждый год мы анализируем запросы СМИ, которые поступают к нам на сервис, и вытаскиваем интересные инсайты. Например, составляем рейтинги медийных профессий.
Если с подбором изданий и рассылкой результатов исследований есть сложности, можете поручить всю работу Pressfeed. Мы сформируем список СМИ, которым будет интересен ваш материал; сделаем так, чтобы информация не выглядела рекламной; отправим пресс-релиз журналистам и соберем обратную связь.
Аналитические материалы
Это глубокие исследовательские статьи с экспертными выводами и прогнозами. Обычно они касаются ситуации на рынке в какой-то определенной сфере или тенденций в обществе. Самое главное здесь — разбираться в теме и не напортачить с отчетами.
Интервью
Истории успеха вдохновляют, потому интерес читателей к такому формату никогда не угаснет. Вы можете рассказать о том, как создали компанию или выпустили продукт на рынок. Если про «успешный успех» говорить пока рано, можно в формате интервью разобрать вопросы, которые волнуют читателей. Например, о том, что будет с курсом доллара через год, или как маркировать нативную рекламу.
Важно: скучные рассказы и сухие факты из биографии не возьмет ни одно издание. Вряд ли кого-то вдохновит история Васи П., который открыл шиномонтажку в гараже. Тут нужно делать акцент на уникальный опыт, инновационные идеи, социальное предпринимательство или интересные обстоятельства, которые побудили вас основать бизнес или создать продукт.
P.S. У Васи есть шансы, если он, например:
- часть прибыли передает на благотворительность;
- предлагает услуги по утилизации старых шин — это уже экологическая повестка;
- единственный в городе использует передовые системы для диагностики неисправностей;
- бесплатно и успешно обучает молодежь ремонту шин;
- открыл бизнес в гараже, в котором когда-то ставил авто Генри Форд.
Кейсы
Формат публикаций, который служит для других образцом, как нужно или не нужно делать. Идеален для продвижения бизнеса в медиа, потому что позволяет показать экспертность на конкретных примерах — с цифрами и фактами. А еще из него сложно убрать упоминание о бренде, так как в этом случае пострадает качество материала.
Чтобы кейс понравился читателям, он, как и интервью, должен быть конкретным, честным и без откровенной рекламы. То есть просто расхваливать себя не нужно — это вызовет у читателей негатив. Покажите крутые результаты, дайте пользу. Если похвастаться пока нечем, поделитесь факапом — такие статьи в СМИ тоже отлично заходят. Только не жестите. Ошибки нужно подавать аккуратно.
Подборки и инструкции
«Топ-100 лучших сервисов…», «Как сделать…» — такие материалы несут практическую ценность для читателей. Их чаще сохраняют и репостят. Но чтобы статья заинтересовала аудиторию издания и вышла в топ поисковиков, проблема должна быть актуальной для пользователей. Ориентируйтесь на запросы по Вордстату.
Плюс подборок и гайдов для бизнеса в том, что в таких статьях можно нативно упомянуть о своем продукте. Только ссылка не должна быть одинокой, иначе редакция расценит ее как рекламную и не пропустит публикацию. Лучше аккуратно прятать интеграции в списки инструментов, комментарии коллег и кейсы — тогда их не вырежут.
Как сделать публикацию в СМИ бесплатно
Итак, мы выяснили, что вне зависимости от формата контент для медиа должен быть качественным, только тогда он заинтересует журналистов. Теперь перейдем к главному — как сделать так, чтобы материал опубликовали бесплатно. Есть 3 способа. Расположили их по степени сложности — от трудоемкого до более легкого.
Способ 1. Гостевые статьи. Потребуют много времени и сил
Некоторые медиа принимают материалы от экспертов и публикуют их бесплатно. Для них это дополнительный источник контента. Так часто делают отраслевые издания и крупные корпоративные блоги вроде «Тинькофф журнала», «Медиа Нетологии» и мы в Pressfeed.Журнале. Кстати, если хотите опубликовать статью о маркетинге, PR и продвижении — присылайте ее нам в редакцию blog@pressfeed.ru.
Кажется, всё просто — напиши да отправь, но не торопитесь с выводами. Во-первых, писать нужно уметь. Во-вторых, только представьте, сколько времени займет согласование темы, составление тезисного плана, подготовка статьи и отработка правок.
Если у вас есть время на подготовку контента и общение с редакцией или вы можете делегировать эти задачи пиарщику, тогда продвижение через гостевые материалы вам подойдет. У нас в журнале как раз есть статья на эту тему — «19 лучших ресурсов для бесплатного размещения статей». Забирайте и пользуйтесь 🙌
Где можно опубликовать гостевую статью (несколько примеров):
- Бизнес-темы — Деловой мир, Инвест-Форсайт, Cossa;
- Маркетинг — UniSender, TexTerra, Pressfeed.Журнал;
- Образование — Нетология, МЕЛ, Skillbox Media;
- Разное — Тинькофф Журнал, Лайфхакер, Life.Akbars.
Способ 2. Чуть проще — блог-платформы
Блог-платформы — это площадки, на которых авторы свободно размещают свои материалы. Как раз на одной из таких мы с вами сейчас и находимся. Опубликовать статью на VC.ru может каждый — для этого не нужно общаться с редакциями, согласовывать тему и отрабатывать 100 500 правок. Достаточно подготовить полезный и интересный контент.
Хотя нет, недостаточно. Еще нужно сделать цепляющий заголовок, подобрать визуал, побудить читателей писать комментарии и ставить реакции, плюс разместить статью в подходящее время и проанонсировать ее выход в своих соцсетях. Если всё это не учесть, публикация не наберет просмотры и пропадет в ленте — увы, алгоритмы на блог-платформах беспощадны.
На каких блог-платформах можно разместить статью:
- IT — Хабр, TProger, DTF;
- Бизнес — Sostav, Spark;
- Разное — VC.ru, Пикабу, Дзен, Teletype.
Способ 3. Самый простой и эффективный — запросы СМИ
Откликаться на предложения СМИ. Мы уже говорили, что сделать это можно на Pressfeed 🤔 Именно здесь авторы топовых изданий, отраслевых медиа и крупных корпоративных блогов ищут фактуру для своих материалов, героев для интервью и авторов для статей.
Как выстраивается работа: журналисты размещают запросы → эксперты отправляют комментарии → журналисты выбирают подходящие ответы, публикуют статьи → эксперты получают бесплатные упоминания в медиа.
3 комментария в месяц можно делать бесплатно, питчи без ограничений доступны на pro-аккаунтах.
Чтобы получать упоминания в медиа, отвечать на запросы нужно емко и по делу. Всем журналистам требуется экспертная информация из первых уст, но никто не станет читать огромные полотна текста. Второй важный момент — скорость. Чем быстрее вы будете откликаться на предложения СМИ, тем выше шансы, что именно ваши питчи возьмут в работу.
В базе Pressfeed 13 000 журналистов и более 5200 СМИ. Для примера несколько изданий, в которые можно попасть:
- Федеральные — «Ведомости», РБК, «Известия», «Коммерсантъ», Forbes, «Комсомольская правда», ТАСС, Lenta.ru, МИР 24, РИА Новости, Газета.Ru;
- Отраслевые — Retail.ru, Banki.ru, Sport24, IT- Manager, Компьютерра, Hi-Tech, RB.ru;
- Корпоративные медиа — Тинькофф Журнал, TexTerra, PPC.world, «Контур», «Дело», Блог ЭКСМО, Metro, Pressfeed.Журнал, РЖД Партнер.
Чек-лист, подойдет ли статья для СМИ
Не переживайте, пересказывать «Пиши, сокращай» мы не будем — у нас нет цели научить вас правильно писать тексты. Предполагаем, что вы и так это умеете😉 Просто после подготовки статьи пройдитесь по нашему чек-листу. Наберете 9 баллов, значит, с материалом всё ок, и он точно понравится журналистам. Если отправляете комментарий на запрос, ваши пункты — с 5 по 9.
Чек-лист проверки материала для СМИ:
- Тема актуальная — пользователи ее гуглят.
- Заголовок не желтушный и отражает суть статьи.
- Текст не выглядит как полотно, есть структура.
- Есть визуал, который не разбавляет, а дополняет статью.
- В материале есть польза для читателей издания.
- Кейсы, факты, примеры, статистика с пруфами — что-то должно быть.
- В тексте нет прямой рекламы и одиночных ссылок.
- Контент уникален — вы проверили его через антиплагиат.
- Вы указали информацию о себе и добавили фото.
Если вы хотите попасть в «Известия», «Ведомости», Forbes и другие медиа, приходите к нам в Pressfeed. Наша лента запросов не останавливается даже в выходные, потому что журналистам постоянно нужны эксперты.
И, конечно, будет странно, если мы не скажем о своем Телеграм-канале. Вот он → @pressfeed. Заходите, располагайтесь. Там мы каждый день делимся горящими запросами от журналистов, интересными кейсами по продвижению брендов и лайфхаками, как делать вирусный контент и бесплатно пиариться в СМИ.