Что подарить маркетологам на Новый год? А бухгалтерам и разработчикам?
Собрали и проанализировали 3500 мнений о корпоративных подарках.
В преддверии крупных праздников (Новый год, 23 февраля, 8 марта) подарки покупают не только частные лица, но и организации. Мы выяснили, что в среднем по стране подарки партнерам по бизнесу дарят 77% компаний, а сотрудникам — около 30%. По каким поводам работники компаний из разных сфер хотят получать подарки, какие именно, и что получают на самом деле — рассказываем в этой статье.
Содержание статьи
Что дарить
Самым популярным и желанным подарком для сотрудника оказались подарочные карты и сертификаты. 43% респондентов когда-либо получали сертификаты от компании, а 67% ответили, что хотели бы. На втором месте — электроника: её предпочтут 33% опрошенных, а получали — 11%. На третьем месте — товары для дома, одежда и брендированная продукция: хотят — 25%, получали — 16-21%.
Какие подарки от работодателя хотят получать сотрудники российских компаний:
ТОП-5 подарков для представителей разных профессиональных сфер (указали процент респондентов, выбравших этот вариант ответа в качестве желанного подарка от работодателя):
- Маркетинг, реклама, PR: подарочные карты (81%), электроника (41%), брендированные подарки (30%), корпоративный мерч (30%), товары для спорта или хобби (30%).
- Финансы и бухгалтерия: подарочные карты (79%), электроника (34%), товары для дома (22%), брендированная продукция (22%), одежда (21%).
- Розничная торговля: подарочные карты (78%), образцы продукции (22%), одежда (21%), товары для дома (19%), брендированная продукция (19%).
- Административный персонал: подарочные карты (73%), электроника (28%), товары для дома (24%), брендированная продукция (19%), одежда (19%).
- Высший и средний менеджмент: подарочные карты (71%), электроника (38%), товары для дома (33%), корпоративный мерч (29%), одежда (20%).
- Медицина, фармацевтика: подарочные карты (70%), товары для дома (24%), брендированные подарки (34%), корпоративный мерч (23%), образцы продукции компании (20%), товары для спорта и хобби (20%).
- Продажи и обслуживание клиентов: подарочные карты (68%), электроника (36%), брендированная продукция (31%), товары для дома (29%), корпоративный мерч (22%).
- IT: подарочные карты (67%), электроника (49%), одежда (37%), брендированные подарки (32%), товары для спорта и хобби (30%).
- Наука, образование: подарочные карты (64%), электроника (42%), товары для дома (34%), одежда (25%), корпоративный мерч (23%).
- HORECA (гостинично-ресторанный бизнес): подарочные карты (64%), образцы продукции (32%), одежда (28%), электроника (23%), товары для спорта и хобби (23%).
- Транспорт, логистика: подарочные карты (59%), электроника (33%), одежда (31%), товары для дома (23%), корпоративный мерч (23%).
- Производство, сервисное обслуживание: подарочные карты (57%), электроника (35%), брендированная продукция (33%), одежда (26%), товары для дома (23%).
28% респондентов считают, что нужно обязательно брендировать подарки от компаний. Чем крупнее компания, тем выше процент HR-специалистов, которые «за» брендированные корпоративные подарки — 38% от компаний с численностью сотрудников 1000 и выше. В среднем 65% опрошенных считают, что это зависит от подарка, и только 7% категорически против брендированных сувениров от компании.
Как бизнес использует подарочные карты
Мы провели собственный опрос и выяснили, для каких целей представители компаний приобретают именно подарочные карты (указали процент респондентов, выбравших эту цель приобретения сертификатов):
- Корпоративные подарки сотрудникам — 43%
- Мотивация сотрудников (конкурсы, призы, системы лояльности, достижение показателей) — 24%
- Клиентам компании (акции, конкурсы, бонусные системы, подарки) — 17%
- Подарки партнерам — 9%
- Для себя и личных целей (жене, друзьям, покупка товара на карты) — 6%
По какому поводу дарить
Чаще всего сотрудники получают презенты от работодателей по случаю крупных государственных праздников (Новый год, 8 Марта, 23 Февраля) и по личным поводам (день рождения, свадьба, рождение детей) — об этом сказали 75% и 41% опрошенных соответственно. Реже подарки дарят по случаю Дня рождения компании (21%), юбилея работы конкретного сотрудника (9%), завершения крупного проекта (9%). При этом сами работники последние два повода ценят выше — подарки по такому случаю хотел бы получать каждый четвертый.
HR-специалисты в целом согласны с остальными респондентами: 83% считают важным дарить подарки на крупные государственные праздники, 68% — по личным поводам, 46% — на день рождения компании, 47% — на юбилей работы, 23% — к завершению крупного проекта. 3% считают, что дарить подарки не обязательно, а 2% высказались в пользу других поводов (выход на работу, прохождение испытательного срока, победа в конкурсе и прочее).
Интересно, что чем крупнее компания, тем меньше HR-специалистов поддержали идею дарить подарки на крупные и личные праздники, но больше респондентов высказались «за» подарки по корпоративным поводам (день рождения компании, юбилей работы или крупный проект).
Сколько компании готовы тратить на подарки
Оптимальная для бизнеса стоимость подарка — от 1000 до 3000 рублей: с этим согласны 41% HR-специалистов. 27% предпочли бы уложиться в 1000 рублей. 15% готовы потратить до 5000, а 8% — до 10 тысяч рублей. Более дорогие подарки могут позволить себе не более 3% компаний. 6% отмечают, что стоимость подарка не универсальна — к примеру, бюджет на детские подарки меньше, чем на сюрпризы для работников.
Кто отвечает за подарки в компаниях
Главный по подаркам в половине российских компаний — HR-отдел (54%). На втором месте — маркетинг (17%). Реже вопросом подарков занимается административно-хозяйственный отдел (11%), лично генеральный директор (9%), секретарь (7%) и PR-отдел (6%). Чем меньше компания, тем чаще в подготовке подарков участвует генеральный директор и секретарь. В более крупном бизнесе заметно вырастает участие маркетинга и PR-отдела.
Где больше подарков
В среднем 89% HR-специалистов по России позитивно относятся к практике дарить подарки. Этот показатель выше в малых компаниях с численностью персонала менее 50 человек и в крупных со штатом от 101 до 500 человек (90% и 91% соответственно). Самый низкий процент HR-специалистов, которые приветствуют корпоративные подарки, в компаниях со штатом от 501 до 1000 человек — здесь таких 86%.
При этом только 30% опрошенных сотрудников российских компаний подтвердили, что на текущем или последнем месте работы получали подарки от компании. Лидер страны по доле компаний, в которых сотрудники получают подарки — Свердловская область (38%). В Москве и Санкт-Петербурге этот показатель ниже среднего: 28% и 29% соответственно.
Распределение корпоративных подарков неравномерно не только в географическом, но и в профессиональном плане. Чаще всего подарки от компании получают работники таких сфер, как закупки, IT, средний и топ-менеджмент, розничная торговля, продажи, административный персонал, маркетинг и образование (31-43%). Реже всего — медработники, рабочие, персонал сфер HORECA и строительство, а также юристы (до 21%).
Отношение к подаркам
Подавляющее большинство опрошенных (94%) рады подаркам. 34% считают, что работодатель не обязан что-то дарить, так что любой сюрприз будет приятен. 20% ответили, что подарки, конечно, здорово, но лучше бы давали деньгами или подарочными картами. 15% респондентов отметили, что гордятся своей работой и будут рады брендированной продукции: наибольшее число компаний, сотрудники которых так считают, оказалось в Воронежской области (24%) и Республике Башкортостан (21%). 13% предпочли бы что-то полезное в подарок вместо корпоративных сувениров: наименьшая толерантность к корпоративным сувенирам — в Республике Татарстан (против высказались 26%), Иркутской области (19%), Краснодарском крае (18%), Свердловской (17%) и Новосибирской (15%) областях, а также в Москве и Санкт-Петербурге (по 15%).
Лишь 5% сотрудников российских компаний остались равнодушны к теме подарков, а 2% высказали негативное отношение. Самыми ярыми антагонистами подарков оказались сотрудники отдела закупок (7%) и юристы (4%). Реже всего отрицательное отношение к корпоративным подаркам встречается среди рабочих, маркетологов, административного персонала, финансистов и бухгалтеров, а также работников логистической сферы — менее 1%.
Это подтверждает и опрос HR-специалистов. 65% респондентов подтвердили, что получают в основном позитивную обратную связь от сотрудников по поводу подарков: чем меньше компания — тем чаще сотрудники благодарны. Доля компаний, в которых сотрудники чаще недовольны подарками, колеблется в пределах 3-5% (в зависимости от масштаба бизнеса).
Подарки партнерам: дарить или не дарить
Опрос показал, что в среднем лишь 23% российских компаний не дарят подарков своим партнерам. В малом и самом крупном бизнесе этот показатель выше — 29% и 25% соответственно. А в компаниях с численностью от 501 до 1000 сотрудников партнеров не одаривают лишь 17%.
Самые популярные виды подарков партнерам — брендированная продукция, приуроченная к конкретным событиям (ее дарят 33% компаний), корпоративный мерч (31%), продукты питания, в том числе кондитерские изделия и деликатесы (20%), а также подарочные карты или сертификаты (14%). Тренд на мелкую электронику в качестве подарка партнерам (флешки, пауэрбанки и др.) пошел на спад — в среднем их дарят лишь 8% компаний, а малый бизнес прибегает к такому виду подарков еще реже. Товары для дома дарят 9% компаний, одежду — 6%, товары для спорта или хобби — 5%, благотворительные подарки — 2%.
Мы провели это исследование совместно с сервисом по поиску работы и сотрудников hh.ru. Опрос проводился методом онлайн-анкетирования в октябре 2024 года. В исследовании приняли участие 3,5 тыс. работников и 440 представителей компаний.
Если компания решила дарить подарочные карты, остается выбрать — какие именно. Можно обратиться к результатам исследования Tiburon Research и «Золотого Яблока», в ходе которого компании выясняли, каких подарков россияне ждут от своих близких и что планируют дарить сами.
Самые востребованные подарочные карты — на косметику и парфюмерию: их предпочтет 41% опрошенных. Затем идут сертификаты в магазины электроники (39%) — такой подарок хотели бы получить 45% мужчин и 33% женщин. Подарочную карту в магазины одежды и аксессуаров выбирают 38% опрошенных (46% женщин и 29% мужчин). Треть россиян будут рады сертификатам на товары для дома. Все эти товарные категории представлены в «Золотом Яблоке».
Теперь есть хотя бы базовые ориентиры, чтобы выбрать что-то действительно уместное, а не просто стандартные универсальные подарки. А то уже сломала голову, что подарить коллегам-маркетологам :D
Реально полезная инфа, теперь хоть есть вектор, куда идти за презентами коллегам на НГ.
Считаю, что на зарплаты большинства HR-ов не следует тратить более 50т.р., в независимости от региона.
И выдавать ее подарочными сертификатами
.