Прием оплаты в оффлайн-магазинах через QR-коды – для кого и зачем?
Татьяна Глазачева, CEO платежного сервиса Robokassa
Сегодня все меньше людей предпочитают пользоваться наличными деньгами, в связи с этим способы безналичной оплаты с каждым годом становятся все популярнее. И это логично, ведь это гораздо удобнее, быстрее и гигиеничнее, последнее сейчас наиболее актуально с учетом сложившейся в мире ситуации с пандемией. Тенденция массового перехода на безналичные платежи прослеживается уже с 2017 года, но именно за последние шесть месяцев 2020 года пандемия ускорила ее в пять раз (с 1,1 п.п. в период с октября 2019-го по март 2020-го до 5,4 п.п.). Несмотря на эти изменения в потребительском поведении, многие небольшие розничные магазины продолжают принимать к оплате только наличные или предлагают покупателям переводить средства на личную карту, что нелегально. Очевидно, что для многих предпринимателей издержки, связанные с приобретением и содержанием необходимого для безналичного расчета оборудования, оказались неподъемными. Для таких случаев есть решение – это СБП (система быстрых платежей), которая позволяет настроить мгновенные безналичные платежи с помощью QR-кодов.
Справка: QR-код (англ. Quick Response Code – «код быстрого отклика») – квадратная оптическая метка, которая распознается с помощью сканирующего устройства или приложения на смартфоне. Считывая такой код, пользователь получает доступ к зашифрованной в нем информации (например, номер телефона, геолокация, адрес веб-страницы, ссылка на загрузку приложения или электронный счет, который можно оплатить с помощью мобильного банкинга).
Какие QR-коды существуют и по какому принципу они работают?
Есть три вида QR-кодов:
- Статические (многоразовые) – у них нет фиксированной суммы, могут быть использованы неограниченное число раз. Такой код может быть размещен в распечатанном виде около кассы или отображен на экране терминала.
Как будет выглядеть процесс покупки с помощью статического QR-кода:
- Покупатель подходит на кассу с товарами, которые желает приобрести. Кассир сообщает их общую стоимость.
- Покупатель сканирует QR-код с помощью банковского приложения, вводит необходимую сумму и осуществляет платеж.
- После оплаты продавцу приходит оповещение от банка о поступивших на счет средствах.
- Динамические (одноразовые) – в этом случае необходима индивидуальная генерация кода для каждой новой покупки. В связи с тем, что это более сложная технология, такие QR-коды поддерживают не все банки. Он включает в себя сумму платежа и работоспособен всего несколько секунд. Из плюсов – процесс покупки ускоряется и исключается возможность случайной ошибки или опечатки, так как покупателю не нужно самостоятельно вводить сумму.
Процесс оплаты с помощью динамического QR-кода:
- Кассир генерирует QR-код на необходимую сумму.
- Покупатель сканирует код и осуществляет платеж.
- Продавец получает уведомление о поступившей оплате.
QR-коды такого вида более актуальны крупным торговым организациям, ведь в этом случае нужна высокая скорость обслуживания. Можно настроить автоматическую генерацию нового кода (некоторые банки предлагают интеграцию QR-платежей с ПО кассового оборудования).
- Пользовательские (одноразовые) – такие QR-коды генерируются через мобильное приложение покупателя и сканируются терминалом в магазине. На данный момент этот вариант еще не поддерживается в СБП.
Чем выгодны QR-платежи?
- Отсутствие кассового разрыва. В случае оплаты с помощью QR-кода средства поступают на счет предпринимателя в течение нескольких секунд. При платежах через банковскую карту, например, это может занять до 24 часов.
- Невысокая комиссия. При использовании СБП комиссия с платежа составляет всего 0,4-0,7% – это гораздо выгоднее эквайринга.
- Экономия на оборудовании. Для осуществления оплаты через QR-код необходим только смартфон с мобильным банкингом.
- Потенциальный рост продаж. В случае, если покупатель не имеет при себе наличных или банковских карт, оплатить товар он сможет с помощью своего телефона (без которого сегодня практически никто не выходит из дома). Также плюсом является то, что при отмене покупки средства покупателю возвращаются мгновенно.
Какому бизнесу особо актуальны QR-платежи?
- Салонам красоты
- Хостелам
- Продуктовым и вещевым рынкам
- Небольшим магазинам
- Службам доставки
- Такси
- Парковкам
- Организациям, которые предоставляют ремонтные работы и так далее
Ограничения QR-платежей
Учитывая нелюбовь населения к наличному расчету и высокий показатель проникновения мобильного банкинга (в среднем по России 51%), платежи по QR-кодам имеют огромный потенциал роста. Но в настоящий момент есть и сдерживающие факторы:
- Только 7% покупок совершаются с помощью носимых устройств (смартфонов, часов с технологией бесконтактной оплаты). Потребуется время, чтобы у россиян изменились потребительские паттерны.
- У покупателя должно быть установлено мобильное приложение банка, который подключен к СБП и поддерживает QR-платежи. На данный момент, это 20 банков.
- Часть россиян с настороженностью относится к этому способу оплаты, потому что известны случаи мошенничества с помощью вредоносных QR-кодов. Возможно, потребуются маркетинговые акции и скидки при QR-оплате, чтобы завоевать доверие клиентов.
Как магазину подключить оплату по QR-коду?
Процесс по шагам:
- Выберите банк или платежную систему с поддержкой QR-платежей. Узнайте размер комиссии и стоимость других услуг, связанных с ними.
- Откройте расчетный счет в выбранном банке или кошелек в платежной системе.
- Скачайте и установите приложение для мобильного банкинга.
- Распечатайте и наклейте QR-код на видном месте или демонстрируйте его покупателям на экране мобильного устройства.
Если ваш банк разработал собственный сервис QR-платежей независимо от СБП, выясните, какие у него ограничения. Возможно, вы не сможете получать оплату от пользователей сторонних банков, что уменьшит вашу клиентскую базу.
Комиссия СБП с QR-платежей
Комиссия, которая взимается с суммы QR-платежа, одинакова для статических и динамических QR-кодов. Ее размер зависит только от сферы деятельности предприятия.
Минимальный размер комиссии (0,4%) установлен для следующих сфер:
- благотворительность;
- товары повседневного спроса;
- медицинские и образовательные услуги;
- оплата ЖКХ, почтовые и транспортные услуги;
- телекоммуникационные и информационные услуги;
- страховые услуги;
- переводы средств на счета брокеров и управляющих компаний инвестиционных фондов.
Во всех прочих случаях комиссия составит 0,7%. Подробнее ознакомиться с тарифами можно на сайте ЦБ России.
«Плати QR» от Сбербанка
После долгого сопротивления Сбербанк присоединился к системе быстрых платежей, но не стал участником платежей по QR-кодам. Вместо этого он развивает собственный сервис оплаты по QR, который не является частью СБП и имеет ряд серьезных отличий:
- банк удерживает более высокую комиссию с суммы каждого платежа (от 0,6% для социальной сферы и до 1,5% в других отраслях);
- платить по QR-кодам этого сервиса могут только пользователи «Сбербанк Онлайн» и «Тинькофф»;
- покупатель может создавать пользовательский QR-код на своем смартфоне.
QR-платежи от Robokassa
Еще одна альтернатива СБП – это QR-оплата через платежный агрегатор Robokassa. Главное преимущество этого метода в том, что клиент может использовать практически любые способы оплаты.
Robokassa автоматически отправляет информацию о платежах в налоговую от имени торгового предприятия, формирует чек и присылает его покупателю. Это значит, что небольшой магазин вполне может работать без онлайн-кассы: не нужно покупать или арендовать контрольно-кассовую технику, платить за обслуживание и ПО.
Чтобы принимать QR-платежи через Robokassa, торговому предприятию необходимо зарегистрироваться и заключить договор с платежным агрегатором. Затем нужно сгенерировать QR-коды – это можно сделать в личном кабинете, либо с помощью бота-помощника в Telegram и VK. Если у предприятия небольшой ассортимент товаров или услуг, QR-коды можно заранее распечатать и разместить на видном месте для удобства оплаты.
Кроме того:
- не нужны банковские приложения;
- кэшбек и бонусы по карте;
- не нужно вводить пин-код;
- экономия на онлайн-кассе.
Заключение
Безналичная оплата по QR-коду выгодна как потребителям, так и бизнесу. Покупатели получают удобный и быстрый способ оплаты, а предприниматели снижают издержки благодаря низкой комиссии и простоте подключения. Возможно, уже через несколько лет QR-коды станут в России таким же повсеместным явлением, как в Китае – мы будем с их помощью покупать кофе, оплачивать такси и даже перечислять деньги уличным музыкантам. Желаю всем предпринимателям успешного и эффективного внедрения новых инструментов для оптимизации бизнес-процессов!