Искусственный интеллект и автоматизация: почему не стоит бояться восстания машин

В Sidorin Lab (SL) мы экономим время, бюджет и снижаем нагрузку на персонал благодаря ИИ-автоматизации. Качество работы при этом становится только лучше, а эксперты вовлечены в более сложные и интересные процессы. Это можно сделать не только в диджитале, как — расскажу на примере нашего агентства.

Искусственный интеллект и автоматизация: почему не стоит бояться восстания машин

За последние недели я уже дважды затрагивала тему искусственного интеллекта — сначала в беседе с основателем SL Димой Сидориным, затем в статье про тренды управления репутацией на 2025 год. Теперь заглянем на внутреннюю кухню нашего агентства, где мы уже год успешно автоматизируем процессы с помощью ИИ и советуем всем делать так же.

Зачем мы вообще решили автоматизировать процессы

Если коротко: чтобы снизить издержки и зависимость от постоянного поиска сотрудников.

Если подробнее: наше агентство растет, последние три года мы наблюдаем стабильные +30% к выручке. Количество сотрудников растет соответственно, как и потребность в расширении команды, и все это на фоне увеличения зарплат в отрасли и острого дефицита кадров.

Мы провели аудит внутри компании и выявили:

  • самые трудозатратные направления;
  • где задействовано больше всего сотрудников;
  • где есть риск нехватки ресурсов.

На основе данных провели оптимизацию. Выяснили, какие рутинные процессы занимали у сотрудников больше всего человеко-часов — например, ежедневное заполнение отчетов. Определили, какие из этих процессов можно автоматизировать без потери качества, и передали их ИИ.

Сразу уменьшился риск человеческого фактора вроде ошибок или замылившегося взгляда. Сотрудники теперь занимаются модерацией, проверяют и уточняют уже подготовленную информацию. Команда работает быстрее, выполняет больше интересных задач. Освободились ресурсы для персонализированных процессов, которые нельзя автоматизировать полностью, например клиентский сервис и продажи.

Автоматизация процессов через ИИ нужна большинству бизнесов и не только в диджитале.

Внедрение ИИ поможет:

1) оставаться конкурентоспособными;

2) удерживать расходы и эффективность на нужных уровнях.

Какие именно процессы мы автоматизируем с помощью ИИ

Внутри агентства SL пока выделю три.

1. Аналитические задачи

Аналитика — базовый инструмент в ORM. Мы автоматизируем сбор и обработку данных в интернете, чтобы быстрее собрать картину и понять, какой шаг будет следующим. ИИ не просто ускоряет принятие решений, но и делает их точнее.

Например, нейросети могут:

  • собирать общий информационный фон клиента;

  • анализировать конкурентов;

  • парсить данные с различных каналов коммуникаций;

  • предсказывать поведение пользователей.

Далее дам слово нашему аналитику Жене Рыбаковой. Она поделится инсайтами о работе с ИИ в своем отделе.

«Я каждый день использую ChatGPT для создания семантического ядра. Прописала для бота правила, которые со временем совершенствую.

Как это работает: когда нужно изучить определенную тему, требуется подобрать как можно больше ключевых запросов. И часто не хватает идей: определенные термины просто не приходят в голову. Тут и помогает ChatGPT. На основе моего промпта он собирает все возможные вариации тематических запросов, включая написанные с ошибками, на русском, английском и других языках.

Пример такого промпта: “Составь на русском и английском языках список ключевых запросов по теме childfree и смежным темам. Подбери также запросы с распространенными грамматическими ошибками”.

Когда проект нетипичный, например исследование, где требуется глубокий анализ, а не классические теги, я могу использовать ChatGPT для брейншторма. Еще он помогает с визуалом — подскажет, какой тип диаграммы лучше использовать, чтобы показать определенные данные.

Глубокую аналитику данных мы все же делаем через Brand Analytics, а не через ИИ, но я уже пробовала делать описательные выводы с помощью ChatGPT. Он хорошо справляется с поверхностными анализами: даешь ему диаграмму с распределением тегов, а он выявляет самые популярные и наименее популярные теги».

Кейс: как мы внедрили ИИ в медиааналитику

Мы провели исследование «Чего хотят беременные женщины?» и заняли II место в конкурсе «Хрустальный шар 2024» в номинации «Продвижение и инфлюенс-маркетинг». Для исследования активно использовали искусственный интеллект и вкратце об этом расскажем.

Цель: исследование аудитории беременных (I–III триместры) через анализ форумов и соцсетей для создания эффективного инфлюенс-маркетинга и рекламных месседжей.

Задачи:

  • Классифицировать обсуждаемые темы, страхи и переживания.

  • Определить популярные форумы и группы.

  • Составить портреты аудитории по триместрам.

  • Подобрать микроинфлюенсеров для продвижения.

  • Разработать рекламные месседжи на основе данных анализа.

Инструменты: ChatGPT, Brand Analytics, Excel, Яндекс Вордстат

Период: 28 июня — 27 августа 2024 года

С чем работали: собрали 17 436 релевантных сообщений от 10 697 уникальных авторов об опыте беременности.

Какие из задач помог решить ИИ

Составил портрет аудитории — конкретно, медиаактивной женщины на первом триместре беременности. Мы собрали в Excel темы, которые обсуждает ЦА, и отдали таблицу ИИ.

Что сделал алгоритм:

  • прочел таблицу, где мы собрали страхи и переживания, которые обсуждают женщины на первом триместре — вопросы здоровья, психоэмоционального состояния, лайфстайла, отношений;

  • учел возраст, стиль жизни, географию.

Итог — получили портрет, который можно считать экспериментальным, если не полностью рабочим решением
Итог — получили портрет, который можно считать экспериментальным, если не полностью рабочим решением

Также протестировали с ИИ другой сценарий. Показали алгоритму запросы из Вордстат: например, что женщины ищут в поисковике про беременность и какие продукты в связи с этим упоминают. Затем попросили алгоритм придумать рекламные месседжи вроде слоганов для брендов еды, аксессуаров, одежды, БАДов из соответствующих продуктовых категорий. Получилось прилично.

2. Задачи по контент-маркетингу

А именно:

  • Тексты — статьи и посты. Ни в коем случае не генерируем их с нуля, но используем нейросети как ассистентов редактора. ИИ помогает собирать фактуру, создавать планы и даже набрасывать сценарии, но дальше подключаются копирайтеры, редакторы и создают итоговый текст.
  • Переводы на русский и с русского. Сейчас SL вышел на рынок Центральной Азии, где часто нужен перевод на локальные языки — например, в Казахстане. Искусственный интеллект отлично справляется с аутентичными переводами, учитывает специфические термины, идиомы. Естественно, финальный текст тоже проверяет редактор.

«Нейросети используем для генерации идей и борьбы с белым листом. Отмечу два чат-бота:

1. ChatGPT. Заменяет сессию мозгового штурма, неплохо набрасывает структуры статей, помогает собирать базовую фактуру и статистику, найти исследования.

2. Claude. Прилично пишет черновики и заготовки. Креативен, что особенно полезно для коротких форматов типа постов в Телеграме.

Все сгенерированные результаты, конечно, фактчекаем. За человеком все равно остается самая творческая и интересная часть работы».

Саша Табакаев, редактор направления AI в агентстве SL

3. Реагирование

Тренд этого направления — персонализация. Люди устали от обезличенных ответов вроде «приносим извинения» или «обратитесь позже».

Бороться с шаблонами нам помогает ИИ Сервис SL, разработка агентства, которая работает по такому алгоритму:

  1. Загружаем в систему информацию о типичных запросах и проблемах клиентов, сами прорабатываем карты реакций.

  2. ИИ Сервис предлагает варианты ответов.

  3. Специалисты проверяют, соответствуют ли эти ответы политике компании и правильно ли передают смысл, и берут в работу. Так растут и скорость, и качество обратной связи с аудиторией.

Что еще умеет ИИ Сервис SL 
Что еще умеет ИИ Сервис SL 

Этика и безопасность в работе с ИИ

Нейросети — это прекрасно, но есть и «но», о которых нужно помнить.

1. Обработка и безопасность данных. Данные, которые пользователи предоставляют популярным нейросетям вроде GPT, отправляются на сервера за рубежом. А теперь представим, что речь идет о данных крупных российских компаний. Пересылка такой информации за границу — не просто риск для отдельной организации, а потенциальный вопрос суверенитета и безопасности национального масштаба.

2. Конфиденциальность. Здесь примерно в том же ключе — когда используешь ИИ, не знаешь до конца, где и как обрабатываются эти данные, кто может получить к ним доступ и что с ними будет дальше.

Внутри агентства мы помним, что большинство наших клиентов работают в условиях строгой конфиденциальности, поэтому соблюдаем превентивные меры относительно возможной утечки персональных данных, когда работаем с ИИ. Никогда не передаем нейросетям закрытую информацию.

3. Манипуляция данными и дискриминация. ИИ может использовать некорректные и предвзятые данные и выдавать соответствующий результат. Приведу два кейса.

  • В 2018 году Amazon внедрил ИИ в рекрутинг. Система начала отдавать предпочтение кандидатам мужского пола. Причина — исторические данные компании, на которых она обучалась, сами по себе содержали перекос в сторону мужчин.
  • В 2019 году UnitedHealthcare, крупнейшая компания в области медицинского страхования США, разработала ИИ-алгоритм для одобрения страховых случаев. Но оказалось, что система принимала решения не по состоянию здоровья пациентов, а по их истории платежей за медуслуги. Результат — ИИ стал отдавать приоритет более обеспеченному белому населению, а чернокожие и малоимущие пациенты были дискриминированы.

В 2021 году крупные российские компании, включая Сбер и Ozon, подписали кодекс этики использования искусственного интеллекта. В нем прописаны важные принципы: недопущение дискриминации, защита персональных данных и другие аспекты. Кодекс — отличный ориентир для ответственного использования нейросетей, и мы опираемся на него в работе.

Что остается за человеком

Искусственный интеллект в нашем агентстве — помощник, а не замена людям. Это наша принципиальная позиция. Мы доверяем системе рутинные задачи, но ключевые аспекты работы планируют и контролируют специалисты, особенно управленческие процессы. Мы не передаем такие задачи ИИ, поскольку это может негативно повлиять на качество нашего продукта и сервиса.

Я абсолютно уверена: ИИ не заменит людей, его не нужно бояться. Он — палочка-выручалочка, которая удерживает расходы на определенном уровне. Учитесь этой палочкой управлять.

Еще больше интересного про агентство SL, управление репутацией и диджитал в Нельзяграме и Тенчате.

7
4 комментария

Хорошо что написали про этику и главенствующую роль людей, это важно. А то есть ощущение что сейчас многие бездумно делают всё через нейронки..

1

Полностью согласна с тем что ии - помощник, а не замена!

1

А у вас в компании есть кто-то, кто отвечает за составление промптов? Интересно, как это работает в бизнесе, потому что без нормального промпта тот же gpt иногда сомнительные вещи выдаёт

Да, есть человек, пока один, в следующем году будет больше + обучили ряд ребят в разных отделах, чтобы хотя бы по 1 человеку в отделе знающему было