Низкий сезон — всем приготовиться! Что делать отелям и базам отдыха после новогоднего подъема?

Низкий сезон — всем приготовиться! Что делать отелям и базам отдыха после новогоднего подъема?

Разбираемся, как увеличить спрос на услуги в низкий сезон и поднять выручку отеля в периоды низкой загрузки. Кейсы, механики, идеи и лучшие инструменты и решения для отелей, санаториев, глемпнгов, турбаз и их гостей.

Привет! Я Федор Киреев, директор по продукту Хотбот. Мы помогаем отелям развивать продажи дополнительных услуг и автоматизировать сложные процессы. Нашим сервисом пользуются Radisson, УК Гост, Мантера, Сафмар, Accor, Cosmos и другие известные и крутые отели.

Сегодня я расскажу о том, как подготовить отель к спаду после праздников. Коротко о стратегии, работе с гостями и доступных IT-решениях для управления и продаж, которые не требуют больших вложений. Покажу реальные примеры разных по масштабу брендов и поделюсь парой лайфхаков для тех, кто отдыхает и живет в отелях.

🙁 Стандартные проблемы отелей в периоды низкой загрузки: заполняемость падает, номера простаивают, продажи услуг резко снижаются, доходы отеля становятся меньше, а налоги, коммунальные платежи и прочие расходы — нет.

Сложно сориентироваться в моменте и понять, как исправить ситуацию, когда горят планы, нужно контролировать десятки параллельных процессов, а операционка и регулярные задачи не оставляют времени на аналитику и стратегические решения. Поэтому готовиться следует заранее.

💡 До Нового года остались считаные дни. Самое время построить и скорректировать планы и стратегию для роста прибыли в 2025. Смотрите суперсодержательный вебинар от Хотбот и TravelLine «Как увеличить прибыль отеля в 2025 году: кейсы, тренды, инновации‎». Начинаем завтра 26 декабря в 11:00 (мск). Регистрируйтесь заранее, чтобы получить уведомление перед началом.

Стратегию управления продажами и маркетингом в низкий сезон следует разделить на 2 этапа (цель и оптимизация процессов), чтобы вам было проще построить план и добиться целей:

  • привлекать больше гостей в периоды, когда падает спрос
  • оптимизировать операционные и маркетинговые процессы
  • управлять ресурсами и загрузкой персонала в зависимости от ситуации и показателей
  • найти новые инструменты и идеи для увеличения дохода отеля

1 Поставьте точные цели по выручке и подготовьте план

Важно ставить точные цели, чтобы подготовить реалистичный план и расти.

🔎 Например: повысить доход отеля в период низкой загрузки (условно с 1 по 15 февраля) на 20% по сравнению с прошлым годом.

Точность в расчетах поможет управлять процессами, видеть проблемные места и собирать актуальную аналитику для их «лечения», ставить понятные задачи сотрудникам отеля и замерять их KPI.

Так, для маркетинга, исходя из цели «+20% выручки за период‎» встает глобальная задача (epic) — привлечь на 15% больше новых гостей и повысить возвращаемость на 20% за счет запусков и активностей (прямые задачи — рекламная кампания, упаковка предложений, подключение сервисов, маркетинговых инструментов, каналов и т.д.).

Задача для продаж — увеличить конверсию в бронь при звонке на 20% с помощью кросс-информирования (сайт, виджет, QR-коды), оптимизации скриптов продаж и коммуникаций по сценариям, маркетинговых запусков и новых предложений.

💡 В материале «Система управления доходами в отеле: как построить достоверный прогноз и увеличить выручку отеля на 10-15% за год‎» мы подробно рассказали, что нужно учитывать при разработке плана на короткий и длинный период, и какие процессы следует настроить в-первую очередь, чтобы увеличить количество продаж отеля.

Какие метрики использовать для постановки целей, оценки результатов и запусков в низкий сезон?

Общие метрики для постановки целей и оценки результатов:

  • OCC — показатель загрузки отеля (соотношение занятых номеров к общему количеству номеров за выбранный период)
  • MPI — индекс загрузки отеля в сравнении с конкурентами за выбранный период
  • ADR — средний тариф продажи номера
  • ARI — средняя цена продажи в сравнении с ценами конкурентов
  • RGI — индекс выручки на номер в сравнении с конкурентами
  • RevPAC — доход на гостя

Метрики влияния в периоды с низкой загрузкой

  • TRevPAR — общий доход на номер. С помощью дополнительных продаж (услуги, товары, партнерские предложения) можно увеличить средний чек на номер в 2-3 раза
  • САС (GAC) — стоимость привлечения гостя. Соотношение расходов на запуски и инструменты в низкий сезон (реклама, платные сервисы, работа специалистов) к доходам на одного гостя.
  • Retention rate — показатель возврата гостей (рассылки, уведомления в мессенджерах)
  • CLV — пожизненная ценность гостя

Сегодня с помощью специальных сервисов и маркетинговых механик, можно улучшить показатели ключевых метрик и достичь целей. Например, в Хотбот есть виджет с витриной, который можно установить на сайте, разместить в любой соцсети или мессенджере по ссылке, или и на стойке с QR-кодом.

Витрина похожа на маркетплейс, только для отелей. По опыту гостей, это самый удобный формат, чтобы узнавать об услугах отеля и самостоятельно заказывать их. А для отеля — один из самых эффективных инструментов для работы с продажами и пакетными предложениями.

Низкий сезон — всем приготовиться! Что делать отелям и базам отдыха после новогоднего подъема?

Кроме того, услуги и товары на витрине Хотбот связаны с шахматкой с расписанием и ресурсами.

С помощью простых настроек можно привязать нужного сотрудника отеля к карточке услуги в виджете, установить рабочие часы с возможностью выбора времени для гостя и эффективно управлять ресурсами (вовремя пополнять запасы, оптимизировать расходы, ставить ограничения и т.д.).

Низкий сезон — всем приготовиться! Что делать отелям и базам отдыха после новогоднего подъема?

Плюсом с Хотбот вы можете ставить сотрудникам задачи в таск-менеджере и объединить их с карточками и страницами виджета, расписанием с таймслотами, базой ресурсов и другим функционалом и настройками сервиса. Для удобства, экономии времени и эффективной коммуникации между сотрудниками и руководителями в отеле, чат с историей по задаче можно вести в мессенджерах. Push-уведомления на телефоне помогут своевременно получать информацию об изменениях в задачах и процессах.

Низкий сезон — всем приготовиться! Что делать отелям и базам отдыха после новогоднего подъема?
Низкий сезон — всем приготовиться! Что делать отелям и базам отдыха после новогоднего подъема?

2 Автоматизируйте и упрощайте процессы и сокращайте расходы

Разбираемся, какие задачи можно автоматизировать с помощью витрины с шахматкой и таск-менеджера.

🔥 Управление ресурсами и нагрузкой на сотрудников в зависимости от ситуации и коммерческих задач

  • Опишите процессы и подготовьте стандарты

Короткие понятные инструкции по ключевым операционным процессам (SOP) помогут сэкономить время как новичков, так и опытных сотрудников.

Количество потерь и расходов снизится благодаря четким скриптам. У сотрудников и персонала появится больше времени и возможностей для решения задач и работы над качеством сервиса. С другой стороны — ошибок по вине «человеческого фактора» станет меньше, поскольку шахматка с расписанием, быстрая онлайн-оплата, и виджет с витриной снимут с сотрудников отеля значительную часть операционных задач.

Румсервис Мойка, 22. Заказ блюд из ресторана в номер.
Румсервис Мойка, 22. Заказ блюд из ресторана в номер.

👉 Виджет с витриной сделает услуги доступнее и поможет улучшить качество информирования гостей в отеле.

  • Обучайте сотрудников и персонал

Обновленные автоматизированные процессы управления и продаж принесут результат быстрее, если обучить сотрудников работе с новыми скриптами и инструментами. В Хотбот мы разрабатываем персональные инструкции для каждого отеля, ведем онлайн-обучение его сотрудников до необходимого уровня подготовки, а наша тех-поддержка отвечает на запросы от 5 до 45 минут в зависимости от сложности.

Очевидный плюс единого сервиса — все данные по продажам и процессам для учета, управления и коммуникаций в одном окне. Интуитивно понятный интерфейс и настройки доступа для разных сотрудников делают Хотбот доступным даже для тех, кто далек от «компьютерных программ».

Низкий сезон — всем приготовиться! Что делать отелям и базам отдыха после новогоднего подъема?
  • Контроль качества и четкое распределение задач

Аналитика данных поможет управлять отелем эффективнее. Вы сможете видеть, как обрабатываются заявки, анализировать, почему гости не покупают услуги или ставят низкие оценки, и «лечить» проблемные места в реальном времени. Анализируйте финансовые показатели, источники трафика, популярные услуги, просмотры, оценки и обратную связь, чтобы улучшить сервис, менеджмент, маркетинг и рекламные кампании.

Низкий сезон — всем приготовиться! Что делать отелям и базам отдыха после новогоднего подъема?

Для распределения задач и контроля качества выполнения лучше всего использовать таск-менеджер с уведомлениями в мессенджеры и в личном кабинете сотрудника.

Низкий сезон — всем приготовиться! Что делать отелям и базам отдыха после новогоднего подъема?

🔗 Гибкий код Хотбот позволяет объединить сервис с другими системами: PMS, RMS, CRM. Так, например, с помощью двусторонней интеграции Хотбот и TravelLine, можно оцифровать и автоматизировать до 100% продаж в отеле благодаря модулю прямого бронирования, виджету с витриной услуг и чат-боту. Узнайте больше о возможностях Хотбот на нашем сайте.

🔥 Динамическое ценообразование

Ценообразование — один из ключевых инструментов для получения прибыли в отеле. В последние годы все больше отелей используют динамическое ценообразование, изменяя тарифы с учетом ситуации на рынке, сезонности, текущей загрузки, календаря мероприятий и других факторов. Такой формат позволяет делать цену на номера и услуги в отеле конкурентоспособной при этом не снижая, а наоборот повышая стоимость выше среднего по рынку.

Динамическое ценообразование подразумевает разные типы предложений и тарифов для разных сегментов гостей в зависимости от ключевых факторов влияния (календарь мероприятий и спроса, сезонность и т.д.)Подробнее о том, как настроить динамическое ценообразование и интегрировать процессы в систему маркетинга и управления мы писали здесь.

🔥 Упаковка услуг по сценариям и задачам

На инфографике показали, какие задачи стоят перед человеком в командировке. Отель может предложить платные услуги для решения большинства этих задач.

Низкий сезон — всем приготовиться! Что делать отелям и базам отдыха после новогоднего подъема?

Как мы уже сказали, гостей отеля можно разделить на группы и упаковать услуги и персональные предложения под каждый сегмент. Бизнес-туристы, семьи с детьми на отдыхе, пары в путешествии, участники мероприятий и т.д.

Персональная упаковка не требует больших вложений, но поможет увеличить продажи дополнительных услуг. При подключении Хотбот рост продаж в отеле может дойти до 400% в первый год после запуска.

Новогодняя витрина отеля Wawelberg  
Новогодняя витрина отеля Wawelberg  

🔥 Дополнительные источники продвижения и прибыли

✔ Доход от партнерских предложений

Низкий сезон — всем приготовиться! Что делать отелям и базам отдыха после новогоднего подъема?

Размещайте на витрине предложения, услуги и товары партнеров и зарабатывайте на реферальных ссылках, комиссии и промокодах.

Низкий сезон — всем приготовиться! Что делать отелям и базам отдыха после новогоднего подъема?

✔ Триггерные рассылки

В сочетании с виджетом и кастомными предложениями, персонализированные сообщения и письма имеют конверсию на 30-40% выше, чем стандартные продающие рассылки со ссылкой на сайт.

Низкий сезон — всем приготовиться! Что делать отелям и базам отдыха после новогоднего подъема?

Открываемость писем (Оpen Rate) Хотбот в отеле Radisson Blu Olympiyskiy в 2024 году — 63% (средний показатель стандартных рассылок 20%). Click Rate —53%(больше половины гостей, открывших письмо, перешли на витрину или сайт по кнопке или вшитой ссылке).

✔ Мерч отеля и услуг

Низкий сезон — всем приготовиться! Что делать отелям и базам отдыха после новогоднего подъема?

✔ Уникальные и необычные услуги

Низкий сезон — всем приготовиться! Что делать отелям и базам отдыха после новогоднего подъема?

В итоге должна получиться комплексная воронка продаж с картой пути клиента «до заезда — во время проживания — и после выезда‎».

Пакетные персональные предложения, прогревающие рассылки, активности в отеле, скрипты персонала с рекомендациями, рекламные кампании, контент в соцсетях и на сайте — все это должно быть связано в единую систему, которой легко управлять. Подробнее о том, как построить системную воронку продаж в отеле и увеличить продажи услуг до 400% за год, расскажем в одном из следующих материалов в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь, чтобы не пропустить .

Хотите увидеть, как используют Хотбот другие отели? Закажите онлайн-экскурсию на нашем сайте и мы подробно расскажем и покажем, что может наш сервис и как с его помощью управлять продажами услуг в отеле и в низкий и в высокий сезон.

33
13 комментариев

У меня в отеле 2 сценария: я или сплю или ем.
Однажды заказал массаж в Хаяте, но уснул.

Видимо массаж был расслабляющим )

В отеле я ценю тишину и комфорт. Реклама влияет на выбор опосредованно: я читаю отзывы, смотрю фотографии интерьеров, но решающим фактором становится соотношение цены и качества, а не яркие рекламные слоганы.

А как вы понимаете, что качество и цена подходящие?

В отеле главное расслабиться и не думать ни о чём. Реклама иногда помогает найти что-то реально стоящее, если предложение цепляет.

Какие предложения вас цепляют?