Хранение товара на складах: свой склад или площадки маркетплейса?

В 2025 году торговля на маркетплейсах станет одним из ключевых направлений для развития бизнеса. В статье мы разобрали ключевые особенности хранения товаров на собственных складах и складах маркетплейсов, их преимущества и недостатки. Вы узнаете, какой вариант лучше подойдет вашему бизнесу и как оптимизировать логистику для повышения прибыли.

Хранение товара на складах: свой склад или площадки маркетплейса?

С появлением маркетплейсов в таких сегментах, как недвижимость, промышленные и строительные товары, вопрос эффективного хранения и логистики становится особенно актуальным. Что выгоднее: организовать собственный склад или доверить хранение маркетплейсу? Разберем все «за» и «против» каждого подхода.

Содержание:

Организация продаж и хранения товаров на маркетплейсах

Стоит отметить, что любое решение по хранению, будь то на собственном складе или на складе маркетплейса, сопровождается как определенными преимуществами, так и возможными недостатками. Например, если вы используете собственный склад для хранения товаров, тогда получаете возможность продавать их через внешние каналы, снижаете затраты на услугах маркетплейса. Второй вариант – хранение на складе торговой площадки. В данном случае можно существенно ускорить доставку и сэкономить на комиссиях.

Казалось бы, на этом этапе можно остановиться и сделать выбор. На самом деле выбор той или иной схемы зависит от нескольких факторов, поэтому для начала нужно оценить особенности каждого варианта.

В 2025 году популярные маркетплейсы Wildberries и Ozon предлагают магазинам выбор:

  1. Хранение товаров на складе маркетплейса – речь о полноценных логистических услугах за определенную плату (фулфилмент). Схема продаж относится к FBO, когда товары хранятся только на складе торговой площадки.
  2. Хранение на собственных складах – предприниматель может арендовать склады или использовать собственные площадки под хранение товаров. В данном случае работает схема продаж «витрина и доставка». При этом покупатель понимает, что товар с карточек магазина будет доставляться со склада продавца.

К слову, вторая модель относится к FBS, то есть продажи с собственного склада. Как правило, ее выгодно использовать на старте развития магазина. Например, если вы еще не знаете, каким будет спрос на товары и планируете оценить риски.

От схемы хранения товаров для маркетплейса зависит не только скорость доставки, но и лояльность некоторых клиентов. Например, при выборе товара по схеме «витрина и доставка» сроки могут смещаться на несколько дней. При этом сейчас маркетплейсы позволяют комбинировать разные схемы.

На заметку: обратите внимание, что на маркетплейсе Ozon появились товары, которые фактически не находятся на российских складах. Их доставляют напрямую из Китая, Турции и других стран. Если вы хотите воспользоваться такой схемой, обратитесь за помощью к нашим специалистам в компанию TTL.

Итак, основные схемы пояснили, поэтому рассмотрим минусы и плюсы работы со склада маркетплейса и самостоятельное хранение товаров.

«За» и «против» работы со складом маркетплейса

Хранение товара на складах: свой склад или площадки маркетплейса?

Схема продаж FBO (Fulfillment by Operator, доставка со склада маркетплейса) довольно распространенная среди предпринимателей. Точной статистики нет, но можно предположить, что более половины магазинов на «Озон» и «Вайлдберриз» работают по схеме фулфилмент. По сути, это означает, что всеми логистическими процессами будет заниматься торговая площадка: хранением грузов, распределением и сортировкой товаров, решением спорных вопросов.

При входе на любой маркетплейс вам предлагают именно такую схему. Товары будут размещаться на витрине МП (маркетплейса), а храниться на складе с последующей сортировкой, упаковкой и прочими услугами. Данная схема может показаться очень удобной, но не спешите с выводами.

Плюсы работы по схеме фулфилмента:

  • Вам не нужно заниматься логистикой, модернизировать и расширять склад;

  • Ускоряется процесс отгрузки товаров, так как МП имеют налаженные системы для сортировки, упаковки и отгрузки;

  • Комплексные услуги маркетплейса избавляют вас от многих проблем и дополнительных расходов.

Звучит выгодно. А теперь представьте, что ваш товар попадает в руки клиента в грязном виде, порванной коробке или поврежденный. Как правило, покупатели грешат на работу магазина, даже если понимают, что отгрузкой занимается МП.

Отсюда можно сделать несколько выводов:

  • Загрузка крупных маркетплейсов огромная, поэтому сотрудники складов не всегда бережно относятся к товарам. Разумеется, вы сможете компенсировать убытки, но на это потребуется время;
  • Все МП берут комиссии за хранение и доставку товаров. Обычно речь идет о небольших суммах, которые могут быть фиксированными;
  • Если магазин работает с дешевыми товарами в небольшом объеме, тогда хранить их на складе маркетплейса затратно. Иногда комиссия за доставку превышает стоимость продукции;
  • Маркетплейсы позволяют снимать с хранения невостребованные товары. Однако вам придется заплатить за услуги хранения, доставку и отгрузку;
  • Торговые площадки «Озон» и «Вайлдберриз» обычно назначают конкретные даты, когда товары можно загружать на склад не от партнеров.


Еще один момент связан с услугами длительного хранения. В частности, если товары лежат без движения более 2-3 месяцев, тогда МП берет дополнительную плату. По сути, вам предлагают два варианта: вернуть неликвидные товары или платить комиссии за каждый день (от 50 копеек и до 5-10 рублей в сутки).

«За» и «против» хранить товары на своем складе

Хранение товара на складах: свой склад или площадки маркетплейса?

Хранение товара на складе предприятия позволяет минимизировать некоторые траты, связанные с логистикой. В данном случае предприниматель выбирает схему работы «витрина и доставка» или FBS (Fulfillment by Seller — доставка со склада продавца). Суть в том, что маркетплейс выступает в роли «витрины», где вам удобно позиционировать товары, рекламировать и продавать. При этом вся продукция (или часть) будет храниться на собственном или арендованном складе.

Обратите внимание, что маркетплейсы часто отговаривают от выбора схемы FBS, так как теряют деньги на комиссиях. Но такой вариант будет предпочтительным в ряде случаев:

  • Если магазин продает крупногабаритные строительные товары (строительные материалы, напольные покрытия, древесина, в том числе столярные изделия).
  • Если магазин занимается продажей опасных (легковоспламеняющихся) товаров. Речь идет о строительной химии, аккумуляторах для машин, химических реагентах и прочей продукции.

Маркетплейсы не принимают на склады водопроводные трубы, ванны, душевые кабины, некоторые категории материалов для строительства и ремонта. Рекомендуем заранее уточнить на «Озон» и «Вайлдберриз», какие товары находятся в стоп-листе. Подобного рода продукция должна храниться в особых условиях.

«Магазин выставляет продукцию в карточках маркетплейса. При оформлении заказа вам нужно организовать поиск, сборку и доставку по указанному адресу или на ПВЗ (пункт вывоза заказа). Иногда маркетплейсы предлагают свои услуги доставки, но обычно такие схемы применимы для продуктовых площадок».

Как работает схема «витрина и доставка»

К плюсам схемы FBS можно отнести:

  • Полный контроль своей продукции без необходимости платить комиссии.
  • Схема подходит для регионов, где нет централизованного хранения от маркетплейсов.
  • Если речь идет о собственном складе, тогда вам не нужно переплачивать за услуги транспортировки, сборки и сортировки.

  • Неликвидные позиции можете без проблем убрать с хранения или вынести на продажу через внешние каналы.

  • Товары всегда находятся в шаговой доступности. Если магазин прекращает работу, вы сможете распродать товары или хранить длительное время без оплаты за услуги МП.

Идеальных схем продаж не существует, поэтому нужно учитывать несколько минусов, связанных с дополнительной ответственностью.

К основным минусам схемы FBS можно отнести:

  • Сортировать, собирать и упаковывать товары будут ваши сотрудники, которым нужно платить деньги.
  • Поступающие на сортировку товары должны быть упакованы с учетом всех норм и правил маркетплейса.
  • Вам придется самостоятельно организовать доставку до покупателя или же воспользоваться услугами маркетплейса.

Мы рекомендуем выбирать схему «витрина и доставка» для начинающих предпринимателей, а также поставщиков, которые имеют возможности для хранения товаров на собственных складах. При этом перейти на вариант фулфилмента будет проще и выгоднее, чем возвращать товары со склада маркетплейса по схеме FBO.

Как работают популярные маркетплейсы

Хранение товара на складах: свой склад или площадки маркетплейса?

Популярные маркетплейсы предоставляют продавцам удобные инструменты для хранения товаров и организации логистики. Их особенности зависят от выбранной модели работы, включая услуги собственного склада или возможность отправки товара напрямую покупателю.

Для примера рассмотрим несколько особенностей организации хранения и доставки на популярных маркетплейсах:

  1. Wildberries – предлагает хранение по схеме «микс» и «моно». То есть у вас будет возможность выбрать комплексный вариант. Средний размер комиссии около 10-15% в зависимости от категории товаров. Также есть тарифы от 0.15 рублей в сутки за единицу, зависит от категории товара. Стоимость хранения товаров с типом поставки «монопаллета» составляет 7 рублей в день (за каждую паллету). Платформа имеет большие складские мощности и несколько крупных центров сортировки в регионах РФ.
  2. Ozon – также предлагает работу по двум схемам хранения и доставки. Товары можно хранить на складах Ozon или в собственных помещениях. В зависимости от категории товара взимается плата в размере от 0.05 рубля в сутки за единицу товара. В среднем комиссия за размещение составляет от 5% до 20%. При этом маркетплейс самостоятельно организовывает доставку заказов. Продавцу нужно лишь упаковать продукцию и передать в доставку.

Менее крупные маркетплейсы ориентируются на тарифы популярных площадок. Например, Lamoda и Яндекс Маркет, берут за хранение от 0.5 до 10 рублей в день. Конечно условия оплаты могут меняться, поэтому стоит уточнить их перед сотрудничеством.

Как лучше работать: FBO или FBS

В целом предприниматели отдают предпочтение комплексному хранению и доставке. То есть схеме FBO , когда вам не нужно думать о дополнительных рисках, планировать сортировку и прочие важные процессы. Но с хранением товаров можно и даже нужно экспериментировать.

Вам как предпринимателю следует на начальном этапе определиться со своей бизнес-моделью, после чего планировать продажи с учетом оборота и получаемого дохода.

Например, если речь идет о небольших партиях товара, которые продаются по 2-3 позиции, то вряд ли стоит тратить деньги на хранение. Можно завести партию товаров из Китая, самостоятельно упаковать, а дальше продавать через маркетплейс.

Например если вы занимаетесь сборкой персональных компьютеров или продаете товары ручной работы. В таком случае оставлять их на складе маркетплейса будет невыгодно и опасно. Такие товары лучше упаковывать и отправлять самостоятельно.

В 2025 году многие предприниматели стараются торговать сразу на двух популярных маркетплейсах «Озон» и «Вайлдберриз». Можно воспользоваться альтернативной схемой, когда часть товара остается на своем складе (неликвидные позиции), а ходовая продукция отправляется на склад маркетплейса.

Комплексный подход также имеет свои плюсы:

  • Во-первых, вы сможете быстро отправлять ходовые товары со склада маркетплейса. Соответственно, магазин получает более высокий рейтинг, поднимаются карточки товаров. Особенно этот способ будет актуален для мегаполисов (Москва и Санкт-Петербург).

  • Во-вторых, можно сэкономить на сезонных товарах. В частности, зимней и летней одежде, обуви и прочей продукции. Она будет храниться на вашем складе без дополнительной финансовой нагрузки.

Недостатки заключается в том, что вам придется тратить больше времени на сортировку и упаковку. С другой стороны, полностью переходить на собственное хранение могут только крупные поставщики, у которых есть для этого возможности.

Как выбрать оптимальную схему хранения товаров

Прежде чем определиться с форматом складирования, предпринимателю важно оценить собственный опыт, объемы продаж и наличие пунктов приема заказов в регионе.

В крупных городах проще экспериментировать со схемами хранения, так как там уже есть развитая инфраструктура и пункты приема заказов. Если же речь идет о периферии, мы советуем использовать большие склады маркетплейса, чтобы минимизировать риски и быстро обрабатывать заказы. Однако окончательный выбор всегда зависит от ваших целей, ассортимента и логистических возможностей. Следует помнить, что неверные решения могут привести к серьезным ошибкам вплоть до закрытия магазина.

Работа в мегаполисах дает возможность тщательно отследить спрос, оценить эффективность выбранной схемы и при необходимости оперативно внести корректировки. Такой подход помогает понять сильные и слабые стороны каждой логистической модели, чтобы, опираясь на реальные данные, определить наиболее выгодный вариант хранения и дистрибуции.

Наша логистическая компания TTL не только занимается доставкой товаров из Китая и стран ЕС, но и предлагает услуги фулфилмента, а также экспертизу в вопросах логистики и складского учета.

В нашем распоряжении есть собственные склады на территории РФ, ЕС и Китая, а опыт работы с маркетплейсами позволяет нам грамотно решать любые логистические задачи.

Готовы вывести свой бизнес на новый уровень? Свяжитесь со специалистами TTL и получите полноценную поддержку в организации эффективного хранения и доставки ваших товаров.

1 комментарий

Хранить товар на складах маркетплейса, это как хранить свои деньги у соседа.......