SEO оптимизация для нетоварных сайтов
О SEO сегодня пишут довольно много: по запросу «SEO продвижение» в Яндексе 11 миллионов результатов. Проблема в том, что большинство авторов этих статей продвигали онлайн-магазин или поставщика b2c услуг. И если с оптимизацией товарных сайтов все понятно, то продвижение сложных и дорогих b2b продуктов — тема нераскрытая. В этой статье я расскажу, как собирала семантическое ядро для дорогого b2b продукта и оптимизировала сайт.
В компаниях, где главная движущая сила — это отдел продаж, а маркетинг дает входящий поток лидов, SEO оптимизацию часто рассматривают как вспомогательный инструмент. Зачем тратить деньги на SEO, если у нас и так сейлзы стабильно продают? Во-первых, никто не отменял входящие заявки, которые конечно конвертируются гораздо хуже, чем контакты отдела продаж. Однако если продукт действительно дорогой, даже одна конверсия с маркетинга может окупить все затраты. Во-вторых, присутствие сайта компании в поисковой выдаче — это имиджевый показатель. Многие маркетинговые инструменты, которые работают на репутацию бренда, влияют на продажи лишь косвенно. Опытный руководитель знает это и видит связь между имиджем бренда и потоком клиентов.
Маркетинг — это интеллектуальная основа продаж
Лично я считаю, что для оптимизации b2b продуктов не обязательно привлекать seo-специалиста. С базовым набором seo-инструментов может справиться и штатный маркетолог. Я работаю маркетологом в небольшом дизайн-агентстве со средним чеком 1 миллион рублей и курирую все направления маркетинга, включая SEO оптимизацию сайта и контента. Оптимизацией занимаюсь сама и легко покрываю базовые задачи. Возможно, sео-специалистам эта статья покажется наивной: тут нет никаких новых методик или секретов. Я просто делюсь своим опытом, как инхаус маркетологу работать с SEO оптимизацией нетоварного сайта.
Итак, моя задача — вывести сайт в первую десятку по профильным низкочастотным запросам. Обеспечить 30% органического трафикана сайт.
Начинаю с анализа конкурентов. Сервис Букварикс позволяет бесплатно собирать ключевые слова по доменам конкурентов. Тут сразу становится понятно, что наши ближайшие соседи по рынку — средние и крупные дизайн агентства с хорошей базой клиентов и классными работами — не слишком утруждают себя SEO оптимизацией. Это как раз тот случай, когда владелец бизнеса полностью положился на отдел продаж.
Тогда я решила вбить в гугл целевой запрос и изучить выдачу. На первых местах — мелкие конторы, которые продают услуги плохого качества по минимальной цене.
Я проанализировала эти сайты в Буквариксе и получила огромный список целевых кейвордов, по многим ключам сомнительные компании занимают первые места. Это обратный случай — когда нет хороших кейсов, репутации и лояльных клиентов, компании берут качественным SEO.
Я выбираю золотую середину. Мне кажется, что крутое портфолио и репутация компании не должны исключать seo-продвижение, но и слишком глубоко закапываться в оптимизацию не стоит. Вот мое пошаговое руководство по seo-оптимизации сайта b2b компании.
- С помощью Букварикса собираем подходящие нам запросы.
- Группируем их по структуре сайта. Например, для главной страницы подойдут кейворды типа «дизайн агентство в Петербурге”, а для страницы «услуги” — «анимационный ролик на заказ». Еще мы развиваем HR направление, сюда пойдут самые низкочастотные запросы — “заказать видео о компании» или “книга нового сотрудника пример».
- Отправляем группы в Key Collector и собираем выдачу. Здесь авторы статей рекомендуют перемножить анкоры — составить как можно больше вариантов запросов из слов «продукт”, «цена”, “город», “купить». Я этим не занимаюсь — это товарная история. В каждой группе у меня получается около 10 запросов. Сначала я прогоняю их по левой колонке Вордстата, получается от 100 до 500 значений.
- Чистим выдачу. Я чищу вручную, потому что из 500 значений подходящими мне окажутся максимум 30. Мне проще прокликать их вручную, чем вносить все стоп-слова. Очистка списка не занимает много времени. Пока у тебя собирается новая группа, ты чистишь предыдущую.
- Получившийся список прогоняем по правой колонке Вордстата. Это помогает найти похожие запросы, которые мы упустили из виду. Большая часть оказывается мусором, но некоторые я оставлю.
- Итак, у меня получилось 13 групп, в среднем по 20 ключей в каждой. Ключи отсортированы по частотности. Выгружаю список в Excel и дальше по нему буду оптимизировать страницы.
Кому-то покажется, что это мало, но моя задача — не набить текст ключами под завязку, а взять только самые подходящие (и желательно частотные) кейворды и аккуратно распределить их по сайту.
Теперь важно грамотно использовать ключи и не скатиться к страницам, которые мы так часто видим у товарных сайтов. В первую очередь — смысл, только потом SEO. Из своих списков я выбираю ключи, которые максимально подходят по смыслу к тому, что я хочу сказать. Беру только подходящие ключи, даже если они менее частотны. Не гонюсь за точным вхождением ключа, текст должен выглядеть так, будто он написан для человека, а не для поискового робота. Помните, что полезный качественный контент гораздо лучше бестолкового текста, набитого ключами.
Важный этап продвижения нетоварного сайта — это блог. Про сбор семантического ядра для блога отлично написала Елена Чуланова из Лидмашины. Самое главное в блоге — писать интересно, по делу и для людей. Собрать ключевые слова для блога или идеи для статей можно в Вордстате, из поисковых подсказок, Google Trends. Я советую изучить сообщества людей, для которых вы пишете. Почитайте тематические сайты, вступите в Телеграм каналы, посмотрите темы выступлений на конференциях. Так вы поймете, какие темы сейчас волнуют этих людей, и о чем они говорят. Можно пошпионить в блогах ваших конкурентов с помощью Screaming Frog Spider — программа бесплатно парсит сайты и собирает кейворды из заголовков H1 и H2.
Вот такой путь к оптимизации сайта дизайн агентства у меня получился. Если интересно, о результатах буду рассказывать в новой статье.
Оптимизируете ли вы сайты сложных и дорогих товаров и услуг? Привлекаете специалистов или пользуетесь своими силами? Буду рада прочитать о вашем опыте.