По данным EdMarket, в 2019 году 63% взрослых из крупных городов учились дополнительно. Любите онлайн-курсы или хотите получить digital-профессию — тогда вам будет интересно. На основе исследования 882 курсов от 22 школ России в Datmark отвечаем на вопросы:На кого учиться и какие специалисты нужны рынку?Сколько денег нужно, чтобы получить профессию, и как скоро вложения окупятся?Сколько часов в неделю занимает учеба и нужно ли будет делать домашку?В каких школах искать курсы для профессионалов, а кто учит новичков?Что дороже: получить базу или совершенствовать навыки?Мы выбрали 5 основных направлений для исследования: маркетинг, программирование, аналитика, дизайн и управление. Данные собирали с:сайта-агрегатора онлайн-курсов Tutortop;платформы для поиска онлайн-курсов Mooc;собственных сайтов образовательных платформ;агрегатора работных сайтов Trud.com.В исследовании не участвовали маркетплейсы курсов вроде Coursera и Udemy, так как они не отвечают за качество контента, а также курсы на английском языке. Данные по курсам актуальны на сентябре 2020 года, по количеству вакансий и средним зарплатам — на 16 октября 2020.В результате мы разработали интерактивный дашборд, который полностью адаптирован для мобильных устройств (не забудьте перевернуть экран в альбомную ориентацию). Кому будет интересен дашборд? Есть несколько вариантов:Вы осознали, что хотите стать программистом, аналитиком, дизайнером, маркетологом, аналитиком (нужное подчеркнуть) и готовы учиться с нуля;Вы давно в профессии, но чувствуете, что пора обновить навыки и ищете углубленный курс;Вы — руководитель, хотите найти развивающие курсы для сотрудников.Кроме исследовательского дашборды есть дашборд-агрегатор: переходите к нему, если уже готовы выбрать курс на основе 9 фильтров (цена курса, длительность, уровень подготовки и прочие).Но все же прочтите сначала наши 15 советов.Как выбрать направление?1. Выбирайте направление с перспективой трудоустройстваБудете учиться с нуля? Заранее выбирайте направление, в котором много вакансий.Так, вы будете уверены, что легко найдете работу. Почему важно делать это на основе данных: например, профессия data-scientist сейчас на слуху, но вот вакансий мало. По данным агрегатора работных сайтов Trud.com есть более востребованные профессии, например, data-engineers.2. Рассчитайте срок окупаемости вашего обученияУчеба требует вложений, поэтому важно оценить: через сколько окупится ваше вложение в обучение?Мы рассчитали отношение средней стоимости курса к средней зарплате специалиста в России по данным агрегатора работных сайтов Trud.com. График показывает, через сколько месяцев окупится курс.Вывод: не бойтесь вкладываться в программирование и аналитику — курс окупится уже с первой зарплаты. Спрос на специалистов высокий, зарплаты выше среднего, а стоимость не отличается от других направлений.По другим направлениям все не так радужно. Например, чтобы вернуть деньги за обучение в сфере маркетинга и дизайна, придется поработать дольше 1 месяца. Но это всё в идеальном мире, где вы сразу найдете работу.3. Будьте готовы уделять время учебеМы сравнили недельную нагрузку по разным направлениям: в среднем будете тратить 4-5 часов на уроки. Но не обольщайтесь — будет домашнее задание.Минимум времени отнимут дизайн и маркетинг, можно учиться параллельно с основной работой и не страдать от недостатка времени. А вот если вы решили стать программистом или аналитиком, будьте готовы погрузиться в учебу и выделять более 5 часов неделю. В минуты трудностей можете вспоминать, что эти профессии окупятся быстрее всего.Недельная нагрузка и средняя длительность курсов по разным направлениям4. Будьте терпеливыОбучение требует не только денег, но и времени. Быстро можно освоить маркетинг и прокачаться в менеджменте: скорее всего потратите на учебу меньше 3 месяцев. Но учтите, что с нуля управленцем не стать. Вам понадобится базовая специализация, которую усилят управленческие навыки. Самый длинный путь к первой зарплате у дизайнеров и программистов: большинство будет учиться около 6 месяцев, а кто-то и дольше года. В дашборде можно изучить длительности по каждому направлению и специальности более подробно в режиме таблицы.Длительность курсов по разным направлениям5. Выбирайте выгодный курсЧем длиннее курс, тем больше за него нужно заплатить. Логично? Логично.Логику подтверждает корреляция: в 4 из 5 направлений есть зависимость цены от длительности. Выше всего показатель в направлении дизайна, здесь корреляция видна даже на графике.В других направлениях все не так прозрачно. На стоимость влияет что-то извне: востребованность курса, имя преподавателя или что-то другое. Самый сильный разброс цен в управлении, коэффициент корреляции составляет всего 0,48.Если вам попался на глаза курс с явно завышенной стоимостью, внимательно изучите отзывы, репутацию преподавателей и другие особенности, которые предлагают организаторы за эти деньги. Возможно, он ничем не отличается от аналогов, а стоит дороже. Такое бывает.6. Выбирайте удобный формат обученияВыбирайте курсы в записи, если хотите учиться в своем режиме, или онлайн, если хотите задавать вопросы и быстро получать ответы. А не сможете определиться — берите комбинированный курс, благо есть и такие. Невероятно, но факт: по маркетингу и программированию занятия в записи самые дорогие. Наверно для школы дороже качественно записать урок, чем выйти с ним в прямой эфир в Zoom. В остальных случаях за онлайн придется заплатить больше, особенно в курсах по управлению. 7. Приготовьтесь делать домашнее заданиеБез домашнего задания не обойтись: в среднем поработать самостоятельно придется в 90% случаев. Чуть больше свободы у программистов: в 1 случае из 4 можно учиться без домашнего задания.При этом за домашнее задание нужно заплатить: курсы с ним значительно дороже. В конце концов, домашнее задание — работа не только для ученика, но и для учителя.Куда пойти учиться?8. Выбирайте школу, которая специализируется на вашем направленииСуществует несколько гигантов: нетрудно догадаться, что это Geekbrains, Skillbox и Нетология. Небольшие школы, как правило, специализируются на одном-двух направлениях. Выбирайте школу, в которой курсов по вашему направлению больше всего. В таком случае платформа с большей вероятностью будет озабочена качеством.Количество курсов разных направлений по школам9. Ищите выгодные предложения от школВ одной школе могут быть дорогие курсы по одному направлению, но выгодные по другому. Например, в Нетологии можно найти длительные курсы по программированию по приемлемой цене, а вот по маркетингу курсы короткие и дорогие.10. Изучайте цены на курсы в разных школахКак формируется цена в каждой школе — секрет. Одно точно: она не напрямую зависит от длительности.Хотя, например, Geekbrains отличается сравнительно честным ценообразованием: чем дольше курс, тем он дороже (за единичными исключениями). +2А вот раскрыть секрет Skillbox нам не удалось. Распределение цен кажется случайным, но можем предположить, что на суммы влияют имя преподавателя, величина спроса и затрат на маркетинг.11. Ищите школу своего уровняВсе школы хотят обучать специалистов с нуля: ничего не поделаешь: спрос рождает предложение. На общем фоне выделяется Otus: школа предлагает углубленные знания и это её преимущество на рынке. Еще у профи есть шанс научиться чему-то в Нетологии, GeekBrains и Laba. Но обязательно изучите отзывы перед покупкой: одно дело назваться профи, другое — стать им.Как развивать профессионализм?12. Учитесь у преподавателей вживуюПодход к профессионалам самый серьезный: их чаще всего учат в режиме реального времени. И это понятно: трудный материал не усвоить без преподавателя. Продолжайте совершенствоваться до уровня Senior в вашем направлении. Учитесь у лучших профессионалов в прямом эфире, тем более, что сегодня это доступно.Что касается начинающих, то они учатся в разных форматах: распределение между ними 50/50. А вот на уровне Middle курс в формате вебинаров — редкость, особенно для дизайнеров.13. Ищите новые знания в коротких курсахТяжело в учении, легко в бою: больше всего времени придется потратить на начальное обучение. Специализироваться на высших уровнях быстрее: в среднем на совершенствование в профессии уйдет в два раза меньше времени, чем на ее освоение. И это логично: в начале нужно освоить направление в целом, а затем углубляться и концентрироваться на чем-то. Чем выше уровень, тем более узкие и специализированные курсы, поэтому они короче, но вряд ли легче. Но на забрасывайте учебу после первого курса, обновляйте свои знания. Регулярно.Получить новые знания можно не только на курсах, но и на профессиональных конференциях. Ищите такие в группах по интересам, статьях и Телеграм-каналах. 9 ноября, например, стартует "Матемаркетинг" 2020, конференция для маркетологов, аналитиков и руководителей соответствующих направлений.Средняя длительность курсов на разных уровнях обучения14. Не жалейте бюджет на обучениеНовичкам пригодится стартовый капитал: курс вряд ли будет стоить меньше 50 тысяч рублей. Зато мысли о первой зарплате будут греть во время учебы.Но если вы уже не новичок, то вкладываться в образование тоже нужно, и, что приятно, заметно меньше. А пройденный курс по прежнему может принести материальный бонус: начальство должно оценить вашу тягу к знаниям.Примечательно, что дороже всего обойдется совершенствование в менеджменте уровня Senior. Похоже, что секреты ТОП-менеджмента стоят дорого.Средняя стоимость курсов разного уровня обучения15. УчитесьСамый главный и простой совет: не останавливайтесь на достигнутом. Мир меняется, рынок труда трансформируется, и всегда есть направление для совершенствования. Возможно, появилась новая профессия, в которой вы себя видите?Или в вашей специальности открылись новые горизонты развития?А может вы знаете, чем усилить себя как профессионала в своей области?В крайнем случае, развивать soft skills никогда не будет лишним.Главное — продолжайте учиться.В конечном счетеУмный не тот, кто всё знает, а тот, кто осознает, что знает не всё. Теперь вы знаете, что обсуждаемые профессии не всегда перспективны, инвестиции в обучение быстро окупаются, а ценообразование в школах не так прозрачно, как кажется. На рынке есть курсы под разные запросы форматов, длительности и уровня профессионализма. Идеальный выбрать просто: обратитесь к данным.
А почему нет Яндекс.Практикум в сравнении?
Добрый день! Яндекс.Практикум в целом выборке есть. Если вы о сравнении в пункте 10, то туда вошли школы с наибольшим количеством курсов. Иначе распределение получится просто не показательным.