Почему люди знакомятся, а дети ведут себя плохо, или про "эмоциональный голод"

Почему люди знакомятся, а дети ведут себя плохо, или про "эмоциональный голод"

О чем этот лонг-рид?

О том откуда у людей потребность в одобрении и признании и что мотивирует людей налаживать связи и искать контакты.

Для ленивых:

  • Ответ на вопрос о том почему человек иногда чувствует себя одиноким или неудовлетворённым, даже если его жизнь кажется ему благополучной, лежит в концепции "эмоционального голода" — важной психологической потребности, которая влияет на поведение.
  • Необходимость удовлетворения определенного вида "голода" мотивирует людей заводить новые знакомства, искать успеха в профессиональной деятельности, общении с противоположным полом, путешествовать, заводить хобби, котанов, собакенов и другую живность.
  • Мужчина и женщина, пребывающие в конфликте интересов, каждый испытывает свой вид голода. Он пришел домой и лёг на диван, а она тащит его гулять в парк или на выставку. Это не потому, что у них домашний "театр военных действий" или "перетяни канат".
  • Проблема людей, которая выражается в необходимости одобрения, также связана с удовлетворением одного из видов "эмоциального голода".
  • На необходимости удовлетворения потребности в признании работают все социалки с рейтинговой системой и возможностью оценки (включая telegram-каналы, куда зазывают пользователей при условии, что они не предназначены для продаж, а также стремление высказать популярное мнение и насобирать "лойсов"). Про то, почему пользователи ненавидят ссылки на telegram я писал в этой статье. Правда здесь ещё включается вопрос делению на социальные группы и тема самоидентификации, об этом напишу позже.
  • На эту тему было проведено куча экспериментов, но о них я тоже решил рассказать отдельным постом.

А теперь по сабжу:

Дальше 1624 слова, время на чтение ~7 минут.

Эмоциональный голод.

Эта метафора придумана Эриком Берном, основателем теории трансакционного анализа, для обозначения базовой психологической или эмоциональной потребности человека, которая требует удовлетворения чтобы поддержать внутреннее равновесие и чувство благополучия. По своей сути "голод" является одной из основ человеческой мотивации, лежащей в основе стремления к чувству полноценности.

Какие виды "эмоционального голода" существуют.

Сенсорный голод.

— это потребность в физических ощущениях.

  • Когда это появляется: с рождения. Новорожденные узнают мир и других людей через тактильные ощущения, зрительный контакт.
  • Зачем это нужно: объяснение себе факта своего существования: "Ты чувствуешь - значит ты есть", познания и выводы об этом мире и об окружающих людях. Ассоциация с любовью, заботой, безопасностью, поддержкой и чувством связи с другими людьми.
  • Способы удовлетворения: рукопожатия, прикосновения, объятия, массаж, домашние питомцы.
  • Если голод не будет утолен: гипертрофированное желание это компенсировать или эмоциональная депривация (что это такое см. далее).

Стимульный голод.

— это потребность в новизне, возбуждающих и значимых раздражителях.

  • Когда это появляется: также как и сенсорный голод - с рождения.
  • Зачем это нужно: избежание скуки.
  • Способы удовлетворения: переживание сильных чувств, изучение нового, смена обстановки, жажда приключений.
  • Если голод не будет утолен: апатия, ощущение безэмоциональной и серой жизни.

Голод в признании.

— это потребность быть замеченным, понятым и важным для других.

  • Когда появляется: в раннем детстве, когда ребёнок получает внимание родителей.
  • Зачем это нужно: удовлетворение социальной природы человека. Все люди хотят ощущать свою значимость, все люди хотят чтобы их успехи, мысли или эмоции признавались окружающими. Люди стремятся быть замеченными и одобренными окружающими, получить похвалу. Это такое внимание, которое говорит нам "то, что ты есть, важно для других".
  • Способы удовлетворения: исполнение задач, ухаживания, помощь другим, оказание поддержки.
  • Если голод не будет утолен: чувство незначительности или ненужности, низкая самооценка.

Голод по узнаванию.

— это стремление понять, как устроен окружающий мир.

  • Когда появляется: с возраста, когда ребёнок начинает задавать вопросы: "Почему?".
  • Зачем это нужно: люди хотят знать, что происходит и как это работает.
  • Способы удовлетворения: чтение, познавательные фильмы, обучение.
  • Если голод не будет утолен: неуверенность и дезориентация.

Структурный голод.

— это осмысленное желание организовать своё время.

  • Когда появляется: в раннем возрасте, когда дети начинают заполнять время играми.
  • Зачем это нужно: наполнить свою жизнь действиями, взаимодействиями, отдыхом или размышлениями чтобы избежать ощущения пустоты.
  • Способы удовлетворения: курсы, секции, хобби, инициатива и участие в новых проектах.
  • Если голод не будет утолен: апатия, скука.

Голод по упорядочиванию.

— это потребность в структуре и организации своей жизни.

  • Когда появляется: школьный возраст.
  • Зачем это нужно: стремление к распорядку, планам и правилам, уверенности и прогнозированию событий, избегание скуки.
  • Способы удовлетворения: списки и расписания, планирование времени и мероприятий.
  • Если голод не будет утолен: тревога, чувство неизвестности, ощущение хаоса.

Голод по интеракции.

— это потребность в общении и обмене информацией с другими людьми в целях почувствовать себя частью общества.

  • Когда появляется: когда ребёнок ищет контакты с другими людьми и начинает познавать себя с помощью идентификации и принадлежности к группе.
  • Зачем это нужно: связан с базовой потребностью, необходимой для формирования идентичности и социальной интеграции.
  • Способы удовлетворения: коллективная деятельность, встречи с друзьями, участие в групповых мероприятиях, новые знакомства, поддерживание старых связей.
  • Если голод не будет утолен: чувство изоляции, одиночества, отчуждения, утрата навыков взаимодействия с людьми.

Эмоциональные потребности (по версии Р.Эрскина)

Ричард Эрскин, последователь Берна, развивший одно из направлений трансакционного анализа (интегративное), выделил свои виды "голода" (потребности), которые перекликаются с классификацией потребностей Берна. Однако имеют другое представление:

  • Значимость — потребность в принятии своих чувств и желаний со стороны окружающих на равных с их чувствами и желаниями.
  • Безопасность — потребность быть физически и психологически защищенным.
  • Принятие — потребность в расположении окружающих к себе, в одобрении того, кто имеет авторитет перед одобряемым.
  • Общность — потребность в разделении опыта с другими людьми, которые поймут.
  • Самоопределение — потребность в проявлении индивидуальности и подтверждении собственной уникальности.
  • Влияние — потребность делать что-то для других, оказывая влияние на их жизнь.
  • Инициатива со стороны окружающих — потребность чувствовать что-то от небезразличного человека.
  • Проявление чувств — это возможность проявлять не только о любовь, остальные чувства тоже требуют осмысления и выражения.

Как люди удовлетворяют "голод"?

С помощью социальных контактов и внесения разнообразия в свою жизнь. Например:

Новые знакомства:

Когда человек заводит новые знакомства с противоположным полом, то он удовлетворяет голод в признании (потребность быть замеченным и важным) и голод по общению (потребность в социальных контактах).

Новая работа:

Когда человек устраивается на работу, он удовлетворяет структурный голод (желание занять время значимыми действиями) и голод в признании (получить уважение, признание своей ценности).

Желание сменить одно место работы на другое часто связано с неудовлетворением одного или нескольких видов голода:

  • человек чувствует себя недооцененным или незамеченным начальством (голод по признанию).
  • работа кажется рутинной, не приносит новых впечатлений (стимульный голод).
  • работу невозможно организовать, в процессе царит хаос и непредсказуемость (структурный голод).

Чувство самореализации, которое достигается с помощью труда (и работы) - это процесс, который помогает удовлетворить сразу несколько видов голода:

  • Узнавание: через самопознание и развитие (например занятие искусством или наукой, чтобы раскрыть свои способности, испытать новые эмоции и понять, как человек влияет на мир.).
  • Признание: через достижения и признание этого окружающими (например писатель публикует книгу, получая похвалу и признание, что подтверждает его ценность как творческой личности).
  • Структурный: через создание осмысленной структуры жизни и занятию в ней, дающее чувство самореализации (например человек начинает учёбу или открывает собственное дело, чтобы заполнить свою жизнь деятельностью, которая имеет смысл).
  • Стимульный и сенсорный: через новые впечатления, творчество и деятельность (например человек участвует в экстремальных видах спорта, чтобы испытать эмоции, связанные с достижением, или пишет картину, наслаждаясь тактильными и визуальными аспектами процесса, при этом выражая своё видение).

Отпуск:

Когда человек испытывает желание уехать в отпуск, он удовлетворяется стимульный голод (потребность в новых впечатлениях через органы чувств) и структурный голод (смена рутины, наполнение времени отдыхом).

Потомство:

Даже желание потомства можно рассматривать через эту концепцию:

  • желание воспитать лучших в мире детей - удовлетворение голода по признанию,
  • новый смысл жизни, связанный с рождением и воспитанием - удовлетворение структурного голода,
  • ощущения, связанные с уходом за ребенком - удовлетворение сенсорного голода
  • понимание себя через роль родителя - удовлетворение голода по узнаванию.

Как люди компенсируют отсутствие удовлетворения голода.

Если какой-то "голод" долго не удовлетворяется, человек может начать искать способы это компенсировать. И иногда эти способы не самые здоровые.

Это особенно ярко проявляется с голодом в признании: если в семье человеку не хватает внимания или признания, он может искать это на работе (навязчивый перехват инициативы, стремление к участию в новых проектах), в дружеских отношениях (стремление чаще проводить время с друзьями, чем с семьей), социальных сетях (потребность в оценках, лайках, комментировании, уделение чрезмерного внимания) или хобби (командные игры и мероприятия в ущерб семейным отношениям).

А, например, неудовлетворённый голод по интеракции мешает людям устанавливать и поддерживать здоровые отношения в виду сформировавшегося чувства отчужденности. Это наоборот будет толкать людей избегать социальных контактов, мешать поддерживать отношения и перспективно смотреть на собственные цели, т.к. отсутствующий обмен мыслями перестал стимулировать развитие.

Вместе с тем любое социальное взаимодействие для человека предпочтительнее отсутствия общения. Часто люди, которые не получают позитивного отклика в отношении себя, начинают стремиться получить хоть какой-нибудь отклик, чтобы убедиться в том, что они всё ещё существуют и не потеряли связи с окружающим миром. Например дети намерено ведут себя плохо, а взрослые намерено создают конфликты.

Так плохое поведение детей можно объяснить через неудовлетворение определенного "голода" и стремление получить любую форму признания, пусть даже негативную. Например:

  • Дети могут плохо себя вести, чтобы привлечь внимание через физическое взаимодействие, потому что наказание - это тоже внешняя реакция.
  • Если ребёнку не хватает тактильных стимулов и по какой-то причине он не научился добывать их позитивным способом, он может искать их через провокации, например, дёргая кого-то за волосы, ломать и разбрасывать игрушки.
  • Если ребёнок не получает позитивного внимания (похвала, поощрение), он провоцирует наказания, чтобы хотя бы через них почувствовать, что его заметили.
  • Негативные реакции, такие как критика, всё равно лучше для ребёнка, чем полное игнорирование. Понять, что всё плохо лучше, чем не понимать вообще ничего.

Когда совсем всё плохо.

А когда совсем всё плохо с удовлетворением потребностей, то может возникнуть эмоциональная депривация — это деструктивное состояние, при котором человек испытывает катастрофический недостаток эмоциональной близости, поддержки и тепла со стороны окружающих, особенно значимых людей. Практически лишение. И это не просто нехватка чувств, а глубокий дисбаланс в эмоциональной сфере, который может значительно влиять на эмоциональное здоровье и социальную адаптацию.

Это может быть последствием пренебрежения со стороны родителей, лишения поддержки или заботы в раннем возрасте, отсутствия эмоциональной вовлечённости в партнёрстве, отсутствия друзей или круга доверия.

Личностные особенности, например страх близости, склонность к замкнутости и избеганию связей также могут способствовать депривации, что приводит к

  • чувству одиночества;
  • низкой самооценке;
  • чувству, что человек недостоин любви или внимания;
  • апатии и потере интереса к жизни;
  • попыткам заполнить эмоциональную пустоту чрезмерной зависимостью от других или, наоборот, избеганием;
  • рискованному поведению, невротическим реакциям;
  • постоянной потребности в одобрении или, наоборот, страх близости.

Что делать?

Каждый вид голода и потребности требует своей стратегии удовлетворения. Уравновешивая признание, стимулы, структуру и сенсорные потребности, человек может достичь эмоциональной и социальной гармонии.

  • Общайтесь и поддерживайте друг друга. Внимание и благодарность к окружающим вызывает взаимное признание.
  • Любите своих детей. Перелюбленных детей не бывает, зато недолюбленных - каждый третий. Любовь не должна душить или решать всё за ребенка, она должна давать чувство безусловной ценности и защиты.
  • Активная жизненная позиция поддерживает стимулы: путешествия, хобби, участие в мероприятиях, задачи, которые бросают вызов мышлению или эмоциям (например, изучение нового предмета, программы, механизма).
  • Структуризация времени борется с пустотой. Ищите свой work-life баланс.
  • Физическое взаимодействие утоляет сенсорный голод. Объятия, вкусная еда, красивые пейзажи и даже контактные виды спорта способны закрыть часть этой потребности.
  • Расширение знаний способствует удовлетворению голода по узнаванию, например с помощью книг, документальных фильмов, музеев, курсов.

____________________________________

Надеюсь было интересно и я не оставил ощущения "недоконтента". Буду писать ещё про особенности поведения, коммуникации, стимулы и реакции на них.

6 комментариев