Почему люди знакомятся, а дети ведут себя плохо, или про "эмоциональный голод"

Почему люди знакомятся, а дети ведут себя плохо, или про "эмоциональный голод"

О чем этот лонг-рид?

О том откуда у людей потребность в одобрении и признании и что мотивирует людей налаживать связи и искать контакты.

Для ленивых:

  • Ответ на вопрос о том почему человек иногда чувствует себя одиноким или неудовлетворённым, даже если его жизнь кажется ему благополучной, лежит в концепции "эмоционального голода" — важной психологической потребности, которая влияет на поведение.
  • Необходимость удовлетворения определенного вида "голода" мотивирует людей заводить новые знакомства, искать успеха в профессиональной деятельности, общении с противоположным полом, путешествовать, заводить хобби, котанов, собакенов и другую живность.
  • Мужчина и женщина, пребывающие в конфликте интересов, каждый испытывает свой вид голода. Он пришел домой и лёг на диван, а она тащит его гулять в парк или на выставку. Это не потому, что у них домашний "театр военных действий" или "перетяни канат".
  • Проблема людей, которая выражается в необходимости одобрения, также связана с удовлетворением одного из видов "эмоциального голода".
  • На необходимости удовлетворения потребности в признании работают все социалки с рейтинговой системой и возможностью оценки (включая telegram-каналы, куда зазывают пользователей при условии, что они не предназначены для продаж, а также стремление высказать популярное мнение и насобирать "лойсов"). Про то, почему пользователи ненавидят ссылки на telegram я писал в этой статье. Правда здесь ещё включается вопрос делению на социальные группы и тема самоидентификации, об этом напишу позже.
  • На эту тему было проведено куча экспериментов, но о них я тоже решил рассказать отдельным постом.

А теперь по сабжу:

Дальше 1624 слова, время на чтение ~7 минут.

Эмоциональный голод.

Эта метафора придумана Эриком Берном, основателем теории трансакционного анализа, для обозначения базовой психологической или эмоциональной потребности человека, которая требует удовлетворения чтобы поддержать внутреннее равновесие и чувство благополучия. По своей сути "голод" является одной из основ человеческой мотивации, лежащей в основе стремления к чувству полноценности.

Какие виды "эмоционального голода" существуют.

Сенсорный голод.

— это потребность в физических ощущениях.

  • Когда это появляется: с рождения. Новорожденные узнают мир и других людей через тактильные ощущения, зрительный контакт.
  • Зачем это нужно: объяснение себе факта своего существования: "Ты чувствуешь - значит ты есть", познания и выводы об этом мире и об окружающих людях. Ассоциация с любовью, заботой, безопасностью, поддержкой и чувством связи с другими людьми.
  • Способы удовлетворения: рукопожатия, прикосновения, объятия, массаж, домашние питомцы.
  • Если голод не будет утолен: гипертрофированное желание это компенсировать или эмоциональная депривация (что это такое см. далее).

Стимульный голод.

— это потребность в новизне, возбуждающих и значимых раздражителях.

  • Когда это появляется: также как и сенсорный голод - с рождения.
  • Зачем это нужно: избежание скуки.
  • Способы удовлетворения: переживание сильных чувств, изучение нового, смена обстановки, жажда приключений.
  • Если голод не будет утолен: апатия, ощущение безэмоциональной и серой жизни.

Голод в признании.

— это потребность быть замеченным, понятым и важным для других.

  • Когда появляется: в раннем детстве, когда ребёнок получает внимание родителей.
  • Зачем это нужно: удовлетворение социальной природы человека. Все люди хотят ощущать свою значимость, все люди хотят чтобы их успехи, мысли или эмоции признавались окружающими. Люди стремятся быть замеченными и одобренными окружающими, получить похвалу. Это такое внимание, которое говорит нам "то, что ты есть, важно для других".
  • Способы удовлетворения: исполнение задач, ухаживания, помощь другим, оказание поддержки.
  • Если голод не будет утолен: чувство незначительности или ненужности, низкая самооценка.

Голод по узнаванию.

— это стремление понять, как устроен окружающий мир.

  • Когда появляется: с возраста, когда ребёнок начинает задавать вопросы: "Почему?".
  • Зачем это нужно: люди хотят знать, что происходит и как это работает.
  • Способы удовлетворения: чтение, познавательные фильмы, обучение.
  • Если голод не будет утолен: неуверенность и дезориентация.

Структурный голод.

— это осмысленное желание организовать своё время.

  • Когда появляется: в раннем возрасте, когда дети начинают заполнять время играми.
  • Зачем это нужно: наполнить свою жизнь действиями, взаимодействиями, отдыхом или размышлениями чтобы избежать ощущения пустоты.
  • Способы удовлетворения: курсы, секции, хобби, инициатива и участие в новых проектах.
  • Если голод не будет утолен: апатия, скука.

Голод по упорядочиванию.

— это потребность в структуре и организации своей жизни.

  • Когда появляется: школьный возраст.
  • Зачем это нужно: стремление к распорядку, планам и правилам, уверенности и прогнозированию событий, избегание скуки.
  • Способы удовлетворения: списки и расписания, планирование времени и мероприятий.
  • Если голод не будет утолен: тревога, чувство неизвестности, ощущение хаоса.

Голод по интеракции.

— это потребность в общении и обмене информацией с другими людьми в целях почувствовать себя частью общества.

  • Когда появляется: когда ребёнок ищет контакты с другими людьми и начинает познавать себя с помощью идентификации и принадлежности к группе.
  • Зачем это нужно: связан с базовой потребностью, необходимой для формирования идентичности и социальной интеграции.
  • Способы удовлетворения: коллективная деятельность, встречи с друзьями, участие в групповых мероприятиях, новые знакомства, поддерживание старых связей.
  • Если голод не будет утолен: чувство изоляции, одиночества, отчуждения, утрата навыков взаимодействия с людьми.

Эмоциональные потребности (по версии Р.Эрскина)

Ричард Эрскин, последователь Берна, развивший одно из направлений трансакционного анализа (интегративное), выделил свои виды "голода" (потребности), которые перекликаются с классификацией потребностей Берна. Однако имеют другое представление:

  • Значимость — потребность в принятии своих чувств и желаний со стороны окружающих на равных с их чувствами и желаниями.
  • Безопасность — потребность быть физически и психологически защищенным.
  • Принятие — потребность в расположении окружающих к себе, в одобрении того, кто имеет авторитет перед одобряемым.
  • Общность — потребность в разделении опыта с другими людьми, которые поймут.
  • Самоопределение — потребность в проявлении индивидуальности и подтверждении собственной уникальности.
  • Влияние — потребность делать что-то для других, оказывая влияние на их жизнь.
  • Инициатива со стороны окружающих — потребность чувствовать что-то от небезразличного человека.
  • Проявление чувств — это возможность проявлять не только о любовь, остальные чувства тоже требуют осмысления и выражения.

Как люди удовлетворяют "голод"?

С помощью социальных контактов и внесения разнообразия в свою жизнь. Например:

Новые знакомства:

Когда человек заводит новые знакомства с противоположным полом, то он удовлетворяет голод в признании (потребность быть замеченным и важным) и голод по общению (потребность в социальных контактах).

Новая работа:

Когда человек устраивается на работу, он удовлетворяет структурный голод (желание занять время значимыми действиями) и голод в признании (получить уважение, признание своей ценности).

Желание сменить одно место работы на другое часто связано с неудовлетворением одного или нескольких видов голода:

  • человек чувствует себя недооцененным или незамеченным начальством (голод по признанию).
  • работа кажется рутинной, не приносит новых впечатлений (стимульный голод).
  • работу невозможно организовать, в процессе царит хаос и непредсказуемость (структурный голод).

Чувство самореализации, которое достигается с помощью труда (и работы) - это процесс, который помогает удовлетворить сразу несколько видов голода:

  • Узнавание: через самопознание и развитие (например занятие искусством или наукой, чтобы раскрыть свои способности, испытать новые эмоции и понять, как человек влияет на мир.).
  • Признание: через достижения и признание этого окружающими (например писатель публикует книгу, получая похвалу и признание, что подтверждает его ценность как творческой личности).
  • Структурный: через создание осмысленной структуры жизни и занятию в ней, дающее чувство самореализации (например человек начинает учёбу или открывает собственное дело, чтобы заполнить свою жизнь деятельностью, которая имеет смысл).
  • Стимульный и сенсорный: через новые впечатления, творчество и деятельность (например человек участвует в экстремальных видах спорта, чтобы испытать эмоции, связанные с достижением, или пишет картину, наслаждаясь тактильными и визуальными аспектами процесса, при этом выражая своё видение).

Отпуск:

Когда человек испытывает желание уехать в отпуск, он удовлетворяется стимульный голод (потребность в новых впечатлениях через органы чувств) и структурный голод (смена рутины, наполнение времени отдыхом).

Потомство:

Даже желание потомства можно рассматривать через эту концепцию:

  • желание воспитать лучших в мире детей - удовлетворение голода по признанию,
  • новый смысл жизни, связанный с рождением и воспитанием - удовлетворение структурного голода,
  • ощущения, связанные с уходом за ребенком - удовлетворение сенсорного голода
  • понимание себя через роль родителя - удовлетворение голода по узнаванию.

Как люди компенсируют отсутствие удовлетворения голода.

Если какой-то "голод" долго не удовлетворяется, человек может начать искать способы это компенсировать. И иногда эти способы не самые здоровые.

Это особенно ярко проявляется с голодом в признании: если в семье человеку не хватает внимания или признания, он может искать это на работе (навязчивый перехват инициативы, стремление к участию в новых проектах), в дружеских отношениях (стремление чаще проводить время с друзьями, чем с семьей), социальных сетях (потребность в оценках, лайках, комментировании, уделение чрезмерного внимания) или хобби (командные игры и мероприятия в ущерб семейным отношениям).

А, например, неудовлетворённый голод по интеракции мешает людям устанавливать и поддерживать здоровые отношения в виду сформировавшегося чувства отчужденности. Это наоборот будет толкать людей избегать социальных контактов, мешать поддерживать отношения и перспективно смотреть на собственные цели, т.к. отсутствующий обмен мыслями перестал стимулировать развитие.

Вместе с тем любое социальное взаимодействие для человека предпочтительнее отсутствия общения. Часто люди, которые не получают позитивного отклика в отношении себя, начинают стремиться получить хоть какой-нибудь отклик, чтобы убедиться в том, что они всё ещё существуют и не потеряли связи с окружающим миром. Например дети намерено ведут себя плохо, а взрослые намерено создают конфликты.

Так плохое поведение детей можно объяснить через неудовлетворение определенного "голода" и стремление получить любую форму признания, пусть даже негативную. Например:

  • Дети могут плохо себя вести, чтобы привлечь внимание через физическое взаимодействие, потому что наказание - это тоже внешняя реакция.
  • Если ребёнку не хватает тактильных стимулов и по какой-то причине он не научился добывать их позитивным способом, он может искать их через провокации, например, дёргая кого-то за волосы, ломать и разбрасывать игрушки.
  • Если ребёнок не получает позитивного внимания (похвала, поощрение), он провоцирует наказания, чтобы хотя бы через них почувствовать, что его заметили.
  • Негативные реакции, такие как критика, всё равно лучше для ребёнка, чем полное игнорирование. Понять, что всё плохо лучше, чем не понимать вообще ничего.

Когда совсем всё плохо.

А когда совсем всё плохо с удовлетворением потребностей, то может возникнуть эмоциональная депривация — это деструктивное состояние, при котором человек испытывает катастрофический недостаток эмоциональной близости, поддержки и тепла со стороны окружающих, особенно значимых людей. Практически лишение. И это не просто нехватка чувств, а глубокий дисбаланс в эмоциональной сфере, который может значительно влиять на эмоциональное здоровье и социальную адаптацию.

Это может быть последствием пренебрежения со стороны родителей, лишения поддержки или заботы в раннем возрасте, отсутствия эмоциональной вовлечённости в партнёрстве, отсутствия друзей или круга доверия.

Личностные особенности, например страх близости, склонность к замкнутости и избеганию связей также могут способствовать депривации, что приводит к

  • чувству одиночества;
  • низкой самооценке;
  • чувству, что человек недостоин любви или внимания;
  • апатии и потере интереса к жизни;
  • попыткам заполнить эмоциональную пустоту чрезмерной зависимостью от других или, наоборот, избеганием;
  • рискованному поведению, невротическим реакциям;
  • постоянной потребности в одобрении или, наоборот, страх близости.

Что делать?

Каждый вид голода и потребности требует своей стратегии удовлетворения. Уравновешивая признание, стимулы, структуру и сенсорные потребности, человек может достичь эмоциональной и социальной гармонии.

  • Общайтесь и поддерживайте друг друга. Внимание и благодарность к окружающим вызывает взаимное признание.
  • Любите своих детей. Перелюбленных детей не бывает, зато недолюбленных - каждый третий. Любовь не должна душить или решать всё за ребенка, она должна давать чувство безусловной ценности и защиты.
  • Активная жизненная позиция поддерживает стимулы: путешествия, хобби, участие в мероприятиях, задачи, которые бросают вызов мышлению или эмоциям (например, изучение нового предмета, программы, механизма).
  • Структуризация времени борется с пустотой. Ищите свой work-life баланс.
  • Физическое взаимодействие утоляет сенсорный голод. Объятия, вкусная еда, красивые пейзажи и даже контактные виды спорта способны закрыть часть этой потребности.
  • Расширение знаний способствует удовлетворению голода по узнаванию, например с помощью книг, документальных фильмов, музеев, курсов.

____________________________________

Надеюсь было интересно и я не оставил ощущения "недоконтента". Буду писать ещё про особенности поведения, коммуникации, стимулы и реакции на них.

6 комментариев

Интересно, как социальные сети влияют на наш эмоциональный голод. С одной стороны, они дают возможность общения, с другой - создают иллюзию жизни, которую мы не можем достичь

"...вся эта борьба за успех, популярность, красоту, все эти невероятные усилия, пластические операции, инстаграмы, сбор лайков — всё это поиски любви. В своей жизни тухло - посмотрим на чужую и поживем в ней. Вы ищете знаки одобрения со стороны сообщества, так называемые социальные поглаживания, которые стали интереснее настоящих." М.Лабковский.

Так мы живем, считайте, ради эмоций, понятно, что если возникнет "эмоциональный голод", то мы можем чуть ли не в депрессию впасть. Не всегда, то же знакомство, удовлетворяет этот голод. А без одобрения жить можно, только если ты уверен в себе и тебе не нужно чье-то мнение или похвала

Согласен! Однако мне кажется логичным, что для того, чтобы быть уверенным в себе и не нуждаться в похвале нужен источник удовлетворения этого вида голода, который был бы адекватен размеру потребности. Тот, кто в похвале не нуждается, либо сполна получал это в детском возрасте, либо во взрослом возрасте получает эту "пищу" из источника, который сам не осознает.