Философский камень маркетинга и продаж. Давайте поговорим, а что такое ценность?

Многие из нас слышали легенды о философском камне — магическом предмете, который якобы способен превращать всё в золото и даровать вечную жизнь. На протяжении веков алхимики искали этот мистический объект, стремясь открыть его секреты. Но если перенести эту метафору в современный мир бизнеса, то философским камнем продаж и маркетинга можно назвать понятие ценности. С одной стороны нам кажется, что мы все понимаем, что такое ценность, но как только перед нами появляется задача, создать ее создать или разработать для конкретного продукта, то данная задача иногда становится такой же магическим и недосягаемой, как легендарный артефакт. Мы постоянно говорим о важности создания ценности, но действительно ли понимаем, что это такое?

Философский камень маркетинга и продаж. Давайте поговорим, а что такое ценность?

В 2017 году, когда я учился в ОТУМКе у Марка Кукушкина, в рамках своей выпускной работы я написал свой первый авторский тренинг по продажам. Я назвал его «Продажи — ценностный подход».Основным фокусом данной работы было разнесение понятий "цена" и "ценность", а также то, как с помощью прикладных инструментов её сформировать и донести до покупателя, находящегося в процессе принятия решения. С одной стороны, тема была выбрана случайно, но с другой — работа над ней подняла во мне так много вопросов, ответы на которые я нахожу только сейчас.

Например, простой и очевидный вопрос: «А что такое ценность?» до сих пор ставит в тупик многих авторов и экспертов, работающих в этой теме. Ведь нет однозначной трактовки, как в точных науках, где можно взять базовое определение и развивать его.

Я часто провожу простое упражнение: прошу каждого участника группы поделиться, что является ценностью для него. Обычно количество вариантов близко к числу участников группы. Получается интересный практический парадокс: все понимают, что такое ценность, но никто не может точно объяснить, что это. А уж тем более — понять, что будет ценно для другого человека. Ведь для каждого она своя.

Получается интересная картина: мы постоянно говорим о важности ценности — в продажах, маркетинге, позиционировании продукта, миссии компании. Но что это такое и как с этим работать, до конца объяснить не можем.

Здесь возникают два очень созвучных понятия, которые на мой взгляд, являются важной дилеммой в маркетинге и продажах это Цена и Ценность. И пока вы для себя не определите, в чём разница между этими понятиями, успехов в этом направлении можно не ждать.

📌 Цена — это тот физический объём денег, который вы просите за свой продукт или услугу. Она обусловлена итоговой себестоимостью продукта плюс уровень прибыли, которую вы хотите заработать.

📌 Ценность — это важность, значимость, польза, полезность чего-либо. Внешне ценность выступает как свойство предмета или явления. Однако значимость и полезность присущи им не от природы, не просто в силу внутренней структуры объекта самого по себе и его характеристик, а являются субъективными оценками конкретных свойств, которые вовлечены в сферу общественного бытия человека, а он, в свою очередь, в них заинтересован или испытывает потребность.

Ценность на первый взгляд не обладает физическими характеристиками, её уровень сложно измерить, потому что понятие ценности формируется внутри каждого человека индивидуально и зависит от его системы координат, воспитания, жизненного опыта и внутреннего понимания правильности и неправильности. Но на практике видим, что ценности у разных людей различны. Мы транслируем определённые смыслы, но не можем быть уверены, что они резонируют со всей нашей целевой аудиторией и она увидит в нашем продукте ценность.

Многие мои коллеги игнорируют этот парадокс и продолжают транслировать ценности с точки зрения объекта (продукта, компании и т.д.), фокусируясь на своём понимании. Такой подход упрощает процесс, но не всегда приводит к достойным результатам. Я же, будучи "сентябрьской девой", не смог смириться с этим разрывом и начал копать глубже.

Выяснилось, что вопрос ценности достаточно изучен, но в философии — науке, ставшей основой для многих других дисциплин. Конкретно, в её направлении аксиологии. Принципы и определения, сформированные в аксиологии, позже перекочевали в социально-гуманитарные науки, пройдя через мировоззрение учёных и трансформировавшись. (более подробно об этом я писал тут )

В итоге мы имеем ситуацию, в которой слово "ценность" используется часто, но его однозначное объяснение остаётся расплывчатым. Поиск границ, понятного объяснения, а самое галавное простой методологии как сформировать потребительскую ценность, оказалось для меня "кроличьей норой", куда я с головой погрузился. Начал замечать нюансы и принципы, которые меняют восприятие маркетинговых инструментов и подходов.

Но есть очень большой вызов в этой парадигме. Академические работы дают понимание, что такое ценность, но простого ответа на вопрос, как применить эти наработки и создать продукт, который будет обладать ценностью для разных целевых аудиторий, я на сегодняшний день не нашёл. Этот пробел, по сути, оставляет компании и специалистов один на один с реальной задачей — как работать с ценностью, чтобы она становилась конкурентным преимуществом.

Если провести короткий обзор методологий, которые дают свое видение на понимание ценности и дают практические рекомендации как с ними работать, то стоит точно выделить самые важные из них:
Психология и социология - Теория теория базовых индивидуальных ценностей Шварца
Маркетинг - Теория формирования потребительской ценности Шета - Ньюмана - Гросса; Цепочка создания ценности М. Портер; шкала ценности Рокича
Менеджмент и бизнес-практика - Ценностное предложение А. Остервальтер

Конечно помимо этих теория, для понимания, как работать с этой ценностью как прикладной категорией нужно понимать как она может быть приложена не только к продукту, но и потребителю, поэтому важно учитывать нейрофизиологические особенности человека - поэтому рекомендую посмотреть работу академика Павла Васильевича Симонова, "Эмоционлаьный мозг" где он очень просто объясняет поведенческую модель человека и природу формирования эмоций - что очень резонирует с теорией формирвоания потребителской ценности.

На практике специалисты обычно действуют следующим образом: формируют гипотезу о том, что может быть ценным, затем проводят тесты и на их основе принимают решения. Оптимально ли это? Нет. Дорого ли это? Да. Однако пока другого пути мы не нашли. Это подчёркивает важность разработки более точных инструментов для работы с ценностью, которые позволят не только ускорить процесс проверки гипотез, но и снизить затраты на их реализацию. На глазах начинают выстраиваться мостики, соединяющие ранее несовместимые парадигмы, что привело к созданию методологии формирования ценности.

За последние два года я проверил свою методологию на нескольких десятках кейсов, упростил и алгоритмизировал некоторые её блоки, чтобы их могла выполнять нейросеть. Эти усовершенствования я добавил в модуль "Практический маркетинг для руководителей отделов продаж" своего авторского курса. И если вы ищите ответ, как повысить эффективность точек контакта в рамках лидогенерации и конверсию воронки продаж через персональную коммуникацию, то механика формирования индивидуальных ценностных связок точно поможет вам в этом вопросе.

Если вас тоже увлекает этот вопрос, то обязательно присоединяйтесь к моему телеграм каналу, чтобы вместе изучать и применять подходы, которые превращают ценность в реальное конкурентное преимущество.

11
7 комментариев

Вся эта философия с "ценностью" — это просто способ запутать людей и усложнить всё до невозможности. Каждый толкует это по-своему, а на деле получается, что маркетологи создают нечто неопределённое и непонятное, что никак не помогает реальным покупателям. Вроде бы все говорят о ценности, но никто точно не может объяснить, что это такое.

1

Вы правы, путаница сейчас очень большая, и каждый пытается транслировать это понятие на уровне своего понятийного восприятия. А так как до сих пор нет общепринятой методологии, эта путаница будет продолжаться и дальше.

Есть 2 базовых определение которые помогают понять что это такое, и на них можно опираться.

Ценность — это важность, значимость, польза, полезность чего-либо. Внешне ценность выступает как свойство предмета или явления. Однако значимость и полезность присущи им не от природы, не просто в силу внутренней структуры объекта самого по себе и его характеристик, а являются субъективными оценками конкретных свойств, которые вовлечены в сферу общественного бытия человека, а он, в свою очередь, в них заинтересован или испытывает потребность. ( ФИЛОСОФСКИЙ СЛОВАРЬ / ПОД РЕД. И.Т. ФРОЛОВА. — 5-Е. — МОСКВА: ПОЛИТИЗДАТ, 1987. — С. 534. — 590С)

Потребительская ценность - Воспринимаемые потребителем функциональные, социальные и эмоциональные полезности (ценности) конкретного продукта, выгода потребителя за вычетом его затрат на приобретение и использование продукта («МАРКЕТИНГ: СОЗДАНИЕ И ДОНЕСЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ ЦЕННОСТИ» . И.И. СКОРОБОГАТЫХ, Р.Р. СИДОРЧУК, С.Н. АНДРЕЕВА)

Ой, у меня промо релиз)) реально, очень много с кем общалась в последнее время и тема продать мне на основе своих ценностей (или принятых кем-то) просто у всех на устах.
Спасибо за статью! Мне точно стало легче! Я поняла механизм, который работает во всех этих продажах

1

Рекомендую перейти в мой телеграм канал, Там есть кнопка задать вопрос, на которые я лично отвечаю !