Сопротивление инновациям

Осознаете ли вы разрушительную силу процесса сопротивления инновациям? Много ли управленческих решений в вашей деятельности не смогли преодолеть айсберг антиинновационных аргументов? О том, почему так важно понимать природу возникновения сопротивления инновациям и быть способным идентифицировать этот процесс, в статье на практическом примере.

Сопротивление инновациям

Одной из особенностей российского менеджмента является избегание неопределенности. В условиях неопределенности возникает риск потери контроля, а значит управляемости бизнесом, которая, в свою очередь, чаще всего ставится отечественным предпринимателем на первое место по значимости из списка всех корпоративных ценностей организации. Инновационность же воспринимается неким антиподом управляемости, поскольку подразумевает внесение неясности.

Ни в коем случае не стремлюсь упрекнуть подобный стиль поведения, зная, что это обусловлено физиологическими особенностями работы головного мозга любого человека. Всякую неопределенность мозг воспринимает как угрозу, и стремится вернуться в безопасность.

Так, как же развивать бизнес, если мы всей сущностью стремимся избегать состояния неопределенности, порождаемой инновациями? Вряд ли я могу заявить, что бизнес не способен жить без нововведений. Моя практика работы с различными компаниями показывает, что инновации далеко не всегда являются непременным условием функционирования. Однако отмечу, что речь о компаниях, которые скорее вопреки остаются на плаву и всего лишь ожидают своего печального часа, всячески оттягивая момент наступления конца посредством применения «стратегии выживания». Очевидно, что компании с подобной моделью управления не ожидают своего превращения в устойчивые мощные структуры с высокими финансовыми показателями успешности.

Соглашусь, что есть еще один сегмент организаций, в которых какие-либо инновации внедрялись последний раз при создании этих компаний. Но они – монополисты. И даже эти компании проводят различного рода нововведения, необходимость в которых им диктуют сами клиенты и динамично трансформирующаяся и развивающаяся рыночная экономика.

Таким образом, считаю инновационность неотъемлемым элементом корпоративной культуры проактивных компаний, нацеленных на развитие. Если Вы являетесь управленцем именно такой организации, предлагаю читать далее.

В основе моей деятельности как консультанта лежит привнесение нововведений. Сама суть управленческого консалтинга заключается в выработке продуктов для улучшения (а, значит, изменения) объектов консультационного исследования. И в подавляющем большинстве компаний-клиентов я сталкиваюсь с разными формами сопротивления. Какие же причины лежат в их основе? Они разные: и социальные, и психологические, и экономические. Рассмотрим на примере из моей практики.

Один из учредителей группы компаний, работающей на рынке более 20 лет, предложил изменить стратегию. Суть предложения была в слиянии нескольких компаний, принадлежавших данной группе учредителей, с целью увеличения капитализации и последующей более выгодной продажи. Предварительная оценка рынка, совокупность внешних и внутренних факторов воздействия на бизнес указывали на высокую вероятность «схлопывания». И вроде очевидна была необходимость проработки данного предложения, НО!..

Уважаемый учредитель столкнулся с огромным перечнем антиинновационных реакций.

1. «Это преждевременно» - услышал он от своих партнеров.

Классическая социальная реакция антиинновационного поведения. Заключается в заинтересованности сохранить существующее. Понимая, что в целом положение бизнеса не очень-то хорошее, некоторая группа других учредов тем не менее испугалась возможного эффекта от изменений. Этот страх, помимо прочего, еще подкрепился инерционностью. Ясно, что данное предложение затрагивало человеческие отношения, тип и ритм трудовой деятельности (несколько учредителей являлись внутренними сотрудниками), финансовые аспекты и прочее. Слишком много в трудовой жизни каждого из учредителей должно было измениться….

Но не это ли и предполагает предпринимательская деятельность в своей основе? Разве не решительные действия и смелые решения (разумеется, с должной осмотрительностью)? И разве не надо копать колодец до того, как захочется пить?

2. «Какие гарантии?» - спросили учредители-сторонники научных подходов и точных расчетов, посмотрев начальный инвестиционный план.

Действительно, мы пребываем в периоде повышенной нестабильности. И высока вероятность оказаться под влиянием обстоятельств, от нас не зависящих, но способных кардинально изменить благоустройство организации как в лучшую, так и в худшую сторону. Однако значительно снизить вероятность неуспеха по проекту можно, всего лишь подкрепив его качественным анализом рисков (и, пожалуйста, хоть даже комплексным).

3. «Действительно, предложение требует доработки» - включился другой учредитель в поддержку коллеги, требующего гарантий, и предложил исполнительному органу одной из компаний провести точные расчеты.

Здесь также стоит быть осторожными, чтобы не попасть в ловушку антиинновационной реакции про доработки. Ведь она может прозвучать еще 500 раз… И что будет в итоге? Отвечаю: либо финансист до умопомрачительства будет моделировать варианты исхода, сливая драгоценный ФОТ компании, либо все равно будет сказано что-то типа «А достоверна ли экспертная оценка чего-то там по проекту», что поставит все расчеты под сомнение, и т.п… Надо быть всегда способным остановить процесс непрерывного дорабатывания вхолостую.

4. «Вам это дорого обойдется» - сказал директор, на чьи плечи легла бы задача по проработке инвест модели, если бы была поставлена.

Его озабоченность возникновением излишних и, возможно, «пустых» трудозатрат своего и так перегруженного персонала обоснованна. Но стоит подумать: а что, если, не выполнив эту работу сейчас и не приняв верное решение, завтра просто все лишатся работы, потому что компанию придется закрывать или экстренно дешево продавать? Потери могут быть куда больше от бездействия.

_________

Описанная ситуация – всего лишь одна из большого количества тех, которые мне пришлось наблюдать/проживать, пронизанная усиленной борьбой против нововведений. Практически каждая моя рекомендация, провоцирующая любые сдвиги в устоявшемся быту компаний, сталкивается с айсбергом антиинновационных реакций. И, к сожалению, в начале консультационного пути пришлось пройти эпизоды, когда необходимость и целесообразность внедрения того или иного продукта/инструмента/подхода была очевидна и подтверждена, но все отложилось «в долгий ящик», потому что не хватило компетенций преодолеть сопротивление инновациям.

!!! Очень важно, чтобы каждый управленец понимал природу возникновения сопротивления инновациям и осознавал его разрушительную силу. При анализе любых аргументов, направленных на подтверждение или опровержение корректности вырабатываемого управленческого решения, необходимо каждый из этих аргументов идентифицировать на принадлежность к списку антиинновационных. Это необходимо делать для того, чтобы не допустить блокировки и замораживания инновационности, как ключевого элемента корпоративной культуры и гаранта развития и процветания вашей организации.

2 комментария

Чувство меры должно быть во всем и инновации тут не исключение. Есть руководители увлеченные (очень литературно выражаясь) инновациями настолько, что на них уходят деньги не только предназначенные на премии и индексацию зарплаты персонала, но и "подушка безопасности" этой самой зарплаты. В итоге с ней начинаются перебои. В такой ситуации сопротивление инновациям - залог выживания предприятия.

Благодарю за комментарий.
Подобный вариант поведения характеризует отсутствие компетенций у руководителя в управлении финансами, поскольку в Вашем примере речь об изымании ресурсов, предназначенных для обеспечения операционной деятельности компании, в пользу инвестиционной. А это чревато подрывом финансовой устойчивости всего бизнеса. Конечно, затраты на инновации должны производиться из чистой прибыли, но никак не из фонда заработной платы. Подобные моменты можно легко урегулировать путем, например, фиксирования в своей финансовой политике параметров о том, сколько процентов от чистой прибыли направлять на развитие.
В целом, если пример живой, очевидно, что в компании под руководством данного руководителя не выстроена система управления финансами, элементы которой (управленческие отчеты, система планирования и бюджетирования, оценка инвест проектов и тд) при их наличии и целевом и корректном использовании не позволили бы допустить описанного.