Эффективный аутстаффинг в ИТ: что учесть перед тем, как в первый раз нанять проектную команду

Дефицит разработчиков и потребность в запуске разработки здесь и сейчас стимулирует бизнес искать готовые команды под проект. Это формирует спрос на ИТ-аутстаффинг. Дмитрий Танасичук, партнер и CCO «1C ПРО Консалтинг», рассказывает о том, что стоит учесть, привлекая стороннюю команду, с какими сложностями можно столкнуться и как минимизировать возможные риски.

Эффективный аутстаффинг в ИТ: что учесть перед тем, как в первый раз нанять проектную команду

Дефицит кадров и аутстаффинг

Проблема нехватки кадров в ИТ — это мировой тренд, который не обошел стороной и Россию. Помимо демографической ямы 90-х и, как следствие, физической нехватки людей трудоспособного возраста, на локальную специфику в последние годы заметно влияют процессы импортозамещения. Так, огромное количество компаний переходят на российские решения в области ИТ, и это повышает спрос на специалистов, способных их внедрять, развивать и поддерживать. Особенно остро вопрос стоит в областях, требующих глубокого опыта в узких специализациях, например, в .

Наибольший дефицит ощущается при поиске middle+ специалистов. Многочисленные выпускники различных онлайн-курсов, популярных в последние несколько лет, еще не успели «дозреть» до профессионалов. Из-за этого увеличиваются не только сроки поиска специалиста на рынке, но и сроки его интервьюирования — велик риск, что на должность middle-специалиста придет фактический junior со стажировкой и парой краткосрочных проектов за плечами.

Эти факторы способствуют постоянному росту рынка аутстаффинга в ИТ. В 2024 году он, по данным SkillStaff и BCGroup, составил 265 млрд рублей (+18% в сравнении с 2023 годом), и будет расти двузначными темпами в ближайшее время.

Кому и когда подойдет аутстаффинг

Среди основных драйверов роста рынка аутстаффинга можно выделить три основных отрасли — финтех, ритейл и цифровые экосистемы. Как правило, это крупные компании с развитой собственной разработкой, которым нужно гибко реагировать на изменение поведения клиентов, разрабатывать новые сервисы и внедрять новые фичи.

Можно выделить несколько базовых критериев, по которым можно понять, что компании лучше рассмотреть аутстаффинг:

  • имеющиеся ресурсы ИТ-отдела перегружены;
  • требуется привлечь разработчиков для реализации конкретного проекта, но в дальнейшем они компании не нужны;
  • необходимы уникальные компетенции или очень дорогие специалисты под проект — брать их в штат слишком дорого;
  • реализовать продукт нужно в сжатые сроки — стоит усилить команду

Эти факторы могут работать как по-отдельности, так и в совокупности. При этом аутстаффинг предлагает эффективное решение сразу нескольких «болей» бизнеса. Выделим основные из них.

Во-первых, аутстаффинг — это дешевле. Час работы разработчика в штате компаний, в среднем, стоит на 20-30% дороже, в зависимости от его уровня и задач, для решения которых он нанят.

Во-вторых — это проще с организационной точки зрения. Компания получает готовую команду с соответствующим уровнем, полностью укомплектованную специалистами, от сеньоров до джунов.

В-третьих — это быстро. Для найма полноценной команды в штат потребуется несколько месяцев только для поиска и собеседования специалистов на весьма конкурентном рынке. Подобрать такую же команду по модели аутстаффинга можно за две недели.

В-четвертых, — это дает гибкость. Например, нужен узкий специалист не на полный рабочий день и всю рабочую неделю, а на два часа в день и несколько дней в неделю. Если держать его в штате, нужно придумать, чем еще его загрузить — а это не всегда возможно.

Но в любой бочке меда есть ложка дегтя — и не все так просто, как может показаться на первый взгляд.

Что важно знать, чтобы эффективно использовать аутстаффинг

В первую очередь важно разделять компанию, которая предоставляет услуги аутстаффинга, и конкретную команду, которая будет реализовывать проект. Компания может быть старожилом рынка с сотнями реализованных проектов любой сложности и направленности. При этом команда будет состоять из вчерашних выпускников онлайн-курсов по ИТ с нулевым опытом.

Кроме этого, нужно иметь в виду проблему определения грейдов. В России нет единого стандарта — каждая компания присваивает уровень исходя из собственной системы оценки.

Так, часто закупочные службы в корпоративном сегменте формулируют свой запрос на аутстаф, ограничиваясь грейдами и специализацией. Например, нужны 1С-разработчики — два senior, четыре middle, два junior. И они получают ответ от аутстаф-агентств с ценами таких специалистов: ставки middle-разработчиков начинаются от 2 тыс. за час, senior — от 2,5 тыс., архитекторов — от 3 тыс. При этом в корпоративном секторе цены значительно выше: ставка миддла — от 3,5-4 тыс., сениора — от 5 тыс., архитектора — от 7 тыс. Почему? Возможно, аутстафферы привлекают специалистов из регионов или как-то снижают свои административные издержки, и поэтому цена чуть ли не в 2 раза ниже? Нет. Просто у этих специалистов, нет соответствующего уровню опыта, а грейд присвоен наобум. К примеру, у специалиста есть законченные онлайн-курсы и два года опыта в разработке — он уже считается миддлом.

Поэтому рекомендую смотреть не на сертификаты компании и грейды специалистов, а на их реальные компетенции . Важно формировать подробные требования конкретно к разработчикам. А для этого нужна модель компетенций. В начинающих специалистах нет ничего плохого — они могут писать хороший код для своего уровня знаний. Но для создания успешного продукта их количество должно быть сбалансировано опытными специалистами более высокого грейда. Не указанного на бумаге, а подтвержденного реальным проектным опытом.

Отсюда вытекает второй важный момент — необходимость собеседования с командой. Речь идет именно о техническом ревью, поэтому и проводить его должен технический специалист — старший архитектор, ИТ-директор или другой профильный сотрудник. Иногда достаточно нескольких вопросов, чтобы понять, соответствует ли заявленный уровень компетенций реальному. Например, можно ли доверить этой команде разработку многопоточной, высоконагруженной микросервисной инфраструктуры или нет.

Собеседование привлеченных по модели аутстаффинга специалистов длится около 15 минут — они касаются преимущественно проектного опыта и вопросов о том, как можно решить ту или иную задачу. О совпадении ценностей, близости миссии, софт-скиллах не говорят — это важно только для штатных сотрудников.

Не менее важно понимать специфику аутстаффинга как бизнеса. Аутстафф-компании выгодно, когда ее специалист полностью загружен в течение продолжительного времени в рамках одного проекта. Это положительно влияет как на устойчивость бизнеса, так и на уровень погруженности специалиста в конкретный проект. Соответственно, компании готовы идти на более выгодные условия, предлагать скидки для долгосрочного сотрудничества.

Многие компании часто настороженно относятся к делегированию разработки от одного подрядчика к другому, но это просто специфика рынка. Чаще всего это происходит в крупных проектах, где для реализации требуются компетенции в нескольких узких областях, и у одной команды их может не быть.

Некоторые компании помогают собирать внутренние команды. Например, сейчас пользуется популярностью такая услуга, как создание центров компетенций 1С внутри компании. Это позволит организации развивать своих специалистов по уже выстроенным процессам и закрывать свои потребности в кадрах.

Нужен ли вам аутстаффинг

Эффективность и целесообразность подключения аутстафф-команд, как и любого формата делегирования, зависит от двух ключевых факторов. Первый — это специфика самой задачи. В некоторых случаях лучше привлечь внутреннюю команду разработки или доукомплектовать штат специалистов. Второй — это подбор исполнителей. Важно помнить, что вы нанимаете не компанию, которая несет ответственность за проект, а конкретных специалистов — и нужно относиться к этому процессу именно так.

В остальном, аутстаффинг позволяет не просто оперативно решать задачи по разработке и запуску новых ИТ-решений, но и делать это с меньшими затратами, чем с использованием штатных разработчиков.

6
4 комментария

Аутстаффинг в ИТ — это, конечно, удобная схема, но лично мне она не нравится. Вместо того чтобы нанимать людей в штат и строить команду, компании выбирают краткосрочные решения. Ты никогда не знаешь, кто будет работать над твоим проектом. Сложно доверить такой команде серьезные задачи.

Аутстаффинг - это больше для точечных задач (горит, нет рук, нет узкой экспертизы). Для серьёзных и долгосрочных проектов нужно строить свою команду, согласна

"это проще с организационной точки зрения. Компания получает готовую команду с соответствующим уровнем..."

ровно как и с выбором "Внутренний пиарщик или агентство" )

А есть ли некая система оценки успеха применения аутстаффинга под проект или на постоянной основе, некий эталонный kpi, по чему сверяемся?