Топ-5 ключевых IT-трендов в России в 2025 году
3. Импортозамещение
Отечественный бизнес оказался в условиях, когда нужно становиться независимым от импортных коммерческих продуктов и переходить на местные сервисы или Open Source решения.
🪄 Например, вместо Microsoft Office можно использовать «МойОфис» или «Р7-Офис», вместо операционной системы Windows –отечественные «Астру» или «Базальт», Microsoft SQL можно заменить системой Postgres Pro и т.д.
Если раньше этот тренд был актуален в основном для госкомпаний, то в 2025 году он будет активно влиять и на коммерческие структуры.
Главная проблема в том, что западные IT-продукты могут перестать работать в любой момент, то есть российские компании и частные пользователи просто не смогут продлить лицензию или подписку. И тенденция идет в сторону «закручивания гаек» – очередной сервис может стать недоступным прямо завтра.
Сегодня такие санкции направлены против России, а завтра этот инструмент экономического и политического давления может затронуть и другие страны. Арабские государства также стали проявлять интерес к альтернативным IT-решениям, в том числе российским.
🪄 Например, мы помогали одному из вендоров по операционным системам готовить презентацию для Катара.
Поэтому тренд на импортозамещение в 2025 году может затронуть не только Россию, но и другие страны, которые хотят обезопасить себя от возможных санкций. C чего начать импортозамещение и нужно ли форсировать этот процесс, я также рассказал в одной из предыдущих статей.
4. IT-аутсорсинг
Этот тренд актуален для малых и средних компаний, не имеющих возможности дальше эффективно наращивать свой штат из-за дороговизны IT-специалистов. Зачастую бизнесу не требуются айтишники на фултайм – достаточно частичных компетенций. Для таких организаций наиболее оптимальное решение – IT-аутсорсинг. Выгоднее привлекать компетентные аутсорсинговые компании, чем пытаться укомплектовать свой штат.
При этом для среднего бизнеса иногда логичнее держать в штате IT-менеджмент, взаимодействующий с подрядчиками и определяющий IT-политику компании.
А вот с крупными компаниями ситуация немного другая. У них есть желание сформировать свою IT-службу, чтобы иметь собственные центры компетенций – этот тренд наблюдается последние годы. При этом крупный бизнес сталкиваются с тем, что не может нанять нужное количество персонала. Не все айтишники хотят идти в крупные госкомпании или коммерческие организации, поскольку там ограниченный стек продуктов, а зарплаты зачастую не самые выдающиеся. Специалистам интереснее работать в IT-компаниях или банках, где стек продуктов пошире и зарплаты поинтереснее.
Получается, что руководство крупных компаний хочет сформировать собственную IT-службу, но с каждым годом сделать это все сложнее. Поэтому бизнес будет чаще выбирать гибридные решения, когда определенные компетенции остаются в штате, а другие уходят на аутсорсинг. В современных условиях такой вариант для многих будет наиболее целесообразным и выгодным.
5. Использование искусственного интеллекта
В 2025 году возможности искусственного интеллекта станут еще больше востребованы в бизнесе.
🪄 Например, компании смогут использовать ИИ для анализа средних и больших объемов данных. Делать это без помощи искусственного интеллекта уже кажется довольно глупой идеей.
Кроме того, искусственный интеллект помогает выполнять такие задачи, как автоматизация процессов, персонализация клиентов, прогнозирование спроса, клиентская поддержка, оптимизация цепочек поставок, финансовая аналитика, управление рисками и т.д.
🪄 Например, сервисным компаниям среднего размера искусственный интеллект поможет справиться с массивом клиентских заявок, которых за время работы накопилось огромное количество. ИИ анализирует эти заявки по отдельным сегментам и отраслям, что помогает лучше спрогнозировать будущие запросы клиентов и подготовить для них оптимальное решение.
Таким образом, ИИ помогает снизить трудозатраты, то есть оптимизировать стоимость услуг для клиента и быстрее откликнуться на заявку, предложив оптимальное IT-решение. Уверен, что в любой компании наберется пул задач для искусственного интеллекта, который решит их быстрее и качественнее, чем штатные сотрудники.
***
Я не претендую на глобальность этого анализа, поскольку делал его со своей колокольни – руководителя сервисной IT-компании. Даже коллеги по цеху – разработчики, специалисты по Big Data – посмотрят на ситуацию немного иначе, не говоря уже про банки или ритейл. Однако перечисленные IT-тренды, во многом повторяющие мировые тенденции, точно будут актуальны в России в 2025 году.
Личная боль моя - хранение информации. Сегодня утром опять жесткий рабочий диск полетел 🛫, боль дикая и опять морока с восстановлением и др. А хранить в облаке наш сисадмин не дает(((
А что, облако - это панацея?
Ого. Может небольшое частное облако (ну ок, просто файлохранилище с опцией синхронизации файлов) компании стоит завести? Будет решением
А в зарплатах айтишников какие тренды? Разработчики не подешевеют часом? ))
Ну вот комментатор выше утверждает, что половину уволят, остальные подешевеют)
если под кибербезопасностью понимается защита перс данных а то эти бесконечные утечки уже порядком надоели то я двумя руками зато тобы это стало трендом и мейнстримом. За защиту нужно много платить. - КМК
не только персональные данные нужно защищать, но и данные компании, например коммерческую тайну. А то можно вообще без работы остаться :)