Какие маркетологи будут востребованы в 2025 году?

Я работаю в маркетинге почти 10 лет и постоянно слежу за рынком труда в этой сфере. Просматриваю вакансии, интервью с карьерными консультантами, изучаю исследования job-платформ, слежу за настроением пользователей в LinkedIN, общаюсь с коллегами.

Заметила, что в последние 2 года найти работу в маркетинге стало сложнее. Те, кто раньше при выходе на рынок получал оффер в течение месяца (ну максимум двух), теперь по полгода сидят без работы. Это подтверждается статистикой HH (Россия, СНГ) и rabota.by (Беларусь).

hh.индекс в сфере "Маркетинг, реклама, PR" на декабрь 2024 года составил 15.5 — это крайне высокий уровень конкуренции соискателей за рабочие места.
hh.индекс в сфере "Маркетинг, реклама, PR" на декабрь 2024 года составил 15.5 — это крайне высокий уровень конкуренции соискателей за рабочие места.
В Беларуси ситуация хуже — индекс 19.5 на декабрь 2024 года.
В Беларуси ситуация хуже — индекс 19.5 на декабрь 2024 года.

Значит ли это, что маркетологи скоро окажутся на морозе, ещё не оказались? Нет. Во всяком случае, не все :)

Рынок переполнен соискателями — это факт. Многие из тех, кто прошёл онлайн-курсы сомнительного качества, начинают называть себя маркетологами. Это нормально, все мы когда-то начинали. Но очень странно ожидать от рынка непыльную работу, высокую зарплату, удалёнку и прочие бонусы, когда твоя ценность - исключительно в знании теории. Особенно от высококонкурентного рынка.

А кто-то отработал несколько лет по специальности, научился осваивать бюджеты, рисовать красивые креативы и презентации. И тоже считает себя хорошим маркетологом, который должен зарабатывать тысячи долларов в месяц и перебирать предложения от разных работодателей.

Но для бизнеса не так важны образование и количество лет опыта маркетолога. И даже знание нейросетей — необязательно :) Рассказываю, каких маркетологов ищут работодатели в 2025 году, и кто точно не останется без работы.

Маркетологи широкого профиля

Большинство работодателей — это средний и малый бизнес. Им не выгодно нанимать отдельного специалиста под каждое направление в маркетинге: настройку рекламы, SEO, SMM, CRM, копирайтинг и др. И даже крупные компании в кризисные периоды идут по пути оптимизации.

Потому что:

1. Нанимать несколько маркетологов банально дорого.

2. Обычно бизнес не знает, какие каналы продвижения ему подходят в большей степени, какие — в меньшей, а какие — так, баловство и слив бюджета.

Поэтому лучше нанять одного маркетолога, который "и швец, и жнец, и на дуде игрец". Человека, который разбирается во всех или в большинстве каналов. Пусть даже на среднем или базовом уровне: если каких-то знаний и навыков не хватит, их можно будет подтянуть уже в процессе.

Для того, чтобы закрывать большой пул задач, маркетолог может взять себе помощников на подряде. Нанять копирайтеров, дизайнеров, smm-щиков, seo-шников и других ребят. Компания оплатит только фактически оказанные услуги и только в те периоды, когда это действительно нужно. Еще и спишет на расходы, чтобы заплатить меньше налогов.

Я не утверждаю, что узкие специалисты не нужны рынку. Они нужны, но на part time. Или в действительно крупные компании, где на маркетинге не экономят. Или в компании, где собственник бизнеса верит в какое-то направление (например, в SEO или SMM) и видит в нем волшебную таблетку.


В любом случае, у узких специалистов выбор работодателей существенно уже, чем у маркетологов широкого профиля. Нужно быть очень сильным кандидатом, чтобы претендовать на интересную, высокооплачиваемую работу в 2025 году.

Просто маркетологи, а не Head of чего-то там

Как при просмотре Инстаграма* создаётся иллюзия, что все вокруг живут красивой и богатой жизнью, так при просмотре LinkedIN кажется, что все кругом head, manager и expert.

* запрещённая в РФ соцсеть

Многие хотят руководить, делегировать и организовывать. Это престижно, хорошо оплачивается.

Но сейчас рынку не нужно столько управленцев! Кто-то должен работать руками. Писать статьи, рисовать баннеры, верстать страницы на сайте, собирать семантику, настраивать рекламу.

"Маркетолог" звучит не так красиво, как "Head of marketing" или "Marketing Manager". Но именно первого работодатели готовы оторвать с руками и ногами. А если вы классный специалист, управленец и аналитик одном лице, цены вам не будет. У меня есть такие коллеги - они получают намного выше рынка.


Опять же, я не утверждаю, что нет вакансий для хэдов, тим-лидов и проджектов. Но только раздавать указания подчиненным уже недостаточно. Придется или снять корону с головы, или продолжать месяцами жаловаться на неадекватных рекрутеров и работодателей, которые усложняют процесс найма.

Маркетологи, которые делают, а не помогают

Часто на собеседованиях на позицию маркетолога звучит вопрос: "Расскажите о своих основных достижениях на прошлых местах работы".

Многие кандидаты начинают рассказывать что-то в духе:

"Помог вывести новый продукт на рынок";

"Организовал такой-то процесс";

"Принимал участие в редизайне сайта".

Часто за абстрактными формулировками скрывается или отсутствие достижений, или попытки присвоить чужие. Кто-то ночами не спал, чтобы закончить проект, а кто-то сходил 2 раза на совещание и рассказал коллегам шутейки. Но ведь шутейки - это тоже участие в проекте)) И важный шаг на пути к результату. Так ведь?

Не так. Бизнесу не нужен специалист, который будет помогать и участвовать. Нужен специалист, который будет делать и возьмёт на себя ответственность за конкретный результат.

"Провёл глубинные интервью с ЛПР и собрал информацию, как улучшить продукт на стадии разработки. Благодаря этому после выхода на рынок продукт стал коммерчески успешным и принёс компании N прибыли".

"Придумал и внедрил в команде новую методику, в результате чего время на выполнение рутинных задач сократилось на 20%".

"Провёл маркетинговые исследования, составил ТЗ на разработку сайта, дизайн-макеты и тексты, проверил выполнение задач подрядчиками, добился от команды исправления всех ошибок и недочётов. В результате количество заявок с сайта увеличилось в 1,5 раза без увеличения бюджета на маркетинг."

Заключение

При поиске работы важно ориентироваться на потребности бизнеса. Это правило действует не только в маркетинге, но и в любых других сферах. Бизнес не покупает людей — он покупает решения своих задач.

6
2 комментария