Как зарабатывают социальные предприниматели

Социальное предпринимательство — больше чем просто бизнес. Это способ изменить мир, делая то, что действительно важно. Как здесь добиться успеха? Какие навыки нужны, чтобы не только выжить, но и преуспеть в социальном бизнесе?

Несколько историй социальных предпринимателей. Создатели социального бизнеса рассказали, как составлялся бизнес-план и так ли уж необходим для результата детально проработанный маркетинг, поделились тем, как они считают доходы и расходы, совмещают бизнес и социальную направленность и сохраняют устойчивость.

Финансовый успех или общественная польза?

Как зарабатывают социальные предприниматели

«Перед запуском проекта у меня уже был опыт предпринимательской деятельности, поэтому на начальном этапе подготовить бизнес-план для меня проблемы не составило. Я сразу учел основные статьи доходов и расходов. На основании этого вывел стоимость абонемента. Так получилась бизнес-модель, максимально простая для начала, но этого оказалось достаточно», — говорит руководитель АНО ФК «Молния-31» Николай Струев.

«Молния-31» — это социальная инициатива, в основе которой искреннее желание приобщить к футболу как можно больше детей, молодёжи и взрослых жителей Старого Оскола. Занять свою нишу организации помог анализ работы конкурентов и его грамотная адаптация к собственной деятельности.

«Важно сразу понимать, в каком масштабе будет работать бизнес: в крупном городе, небольшом населённом пункте или в сельской местности. Исходя из этого, следует формировать стратегии продвижения, — объясняет Николай. — Часто предприниматели думают, что достаточно купить рекламу в соцсетях, и у них не будет отбоя от клиентов. Но это не так. Например, свои две первые группы я набрал благодаря личным визитам в школы и проведению открытых тренировок. А дальше, благодаря рекомендациям, проект стал разрастаться. Да, безусловно, у нас есть группа в ВК, сайт, мы выкладываем периодически отчёты о мероприятиях и так далее, но я считаю, что ничто не заменит личной коммуникации».

Сегодня «Молния-31» — это соревнования, фестивали и футбольные матчи, в том числе и благотворительные, организация бесплатных секций в спортивных и образовательных учреждениях города и многое другое.

При этом удается успешно совмещать бизнес и социальную направленность. Посчитать успехи последней позволяет метод SROI. Освоить и применить его на практике «Молнии-31» помог Фонд «Наше будущее», специалисты которого подсказали, какие показатели брать за основу, и как лучше посчитать результат.

«Метод SROI позволяет понять, какое социальное воздействие несёт проект. Денежное выражение рассчитывается по специальным формулам. Совместно с Фондом «Наше будущее» мы подготовили отчёт о деятельности нашей организации за 2023 год и смогли оценить возвратно-социальные инвестиции. Результат мы “приземлили” на нашу Белгородскую землю и посчитали в наших ценах. В итоге выяснилось, что каждый вложенный рубль инвестиции приносит общественную пользу, эквивалентную 3,09 рублей. То есть инвестиции в моём социальном бизнесе в три раза увеличивают пользу для наших стейкхолдеров — детей, родителей и государства», — рассказывает Николай.

Маркетинг VS гранты

«Чаще всего у социальных предприятий уже есть продуманное УТП, крепкое понимание целевых групп и сторителлинг. Для продвижения — это основательная база, чем, конечно, было бы странно не пользоваться», — говорит соосновательница социального проекта MILOK Юлия Мохова. Проект помогает людям «серебряного возраста» заработать деньги своим трудом, а именно — вязанием модных вещей.

Вот несколько ключевых моментов, которые, по мнению Юлии, помогают развеять миф об ориентированности социальных предпринимателей на гранты:

  • Устойчивая бизнес-модель

Множество успешных социальных предприятий получают доход, который позволяет не только покрывать затраты, но и развиваться. Они могут функционировать независимо от грантов, и это делает их более устойчивыми в долгосрочной перспективе.

  • Социальная миссия как основа

Социальные предприятия не просто получают гранты для выполнения своих программ. Они разрабатывают инновационные решения, которые можно масштабировать, и подходы, которые способствуют позитивным социальным изменениям.

  • Диверсификация источников дохода

Социальные предприятия зачастую используют такие методы, как краудфандинг, членские взносы, спонсорство и партнерства с частными компаниями. Это позволяет находить новые возможности для финансирования своих инициатив.

  • Инновации и предпринимательский подход

Для успешной работы необходимо исследование рынка, анализ потребностей целевой аудитории и разработка уникальных предложений. Эти меры позволяют не только привлекать финансирование, но и создавать устойчивые долгосрочные решения.

За два с половиной года работы MILOK принес порядка 1 млн руб дохода. Сегодня это стабильный коллектив из сорока пожилых женщин, чьи изделия пользуются большим спросом.

«Таким образом, социальный бизнес — это далеко не только отработка грантов, но и мощный инструмент для создания устойчивых решений социальных проблем. Социальные предприятия могут быть прибыльными, инновационными и влиять на общество, что делает их важными игроками в современном экономическом ландшафте», — резюмирует Юлия.

Пастила как ингредиент успеха

Как зарабатывают социальные предприниматели

Социальное предпринимательство не только помогает смягчить или решить многие социальные проблемы, но зачастую существенно меняет окружающую реальность. Например, преобразует инфраструктуру районов и городов.

Музейно-творческий кластер «Коломенский посад» — один из самых успешных проектов, поддержанных Фондом «Наше будущее». Шесть музеев, три гастрономических объекта, международные фестивали, возрождение исторического производства и порядка 50 сертифицированных исторических рецептов.

Первая партия музейной пастилы в 2009 году составила всего 300 коробочек. Сегодня каждый месяц для её производства закупается восемь тонн яблок, из которых производится около 800 килограммов продукта. Лакомство продается не только в Коломне. Ограниченные серии выпускаются специально для Государственной Третьяковской галереи, Музея-заповедника «Кижи», Музея театрального и музыкального искусства. По запросу для дипломатического корпуса России изготавливаются подарочные наборы.

«Часть объектов музейного кластера “Коломенский посад” дотационные и работают в ноль, — рассказывает генеральный директор АНО «Коломенский Посад» Наталья Никитина. — Покрывать расходы удается благодаря экономическим флагманам, таким как “Коломенский калач” и “Коломенская пастила”. Производства позволяют нам распределять средства на социально важные проекты. Например, мы поддерживаем современных художников и литераторов, реализуя с 2011 года первую в России грантовую арт-резиденцию, — говорит Наталья. — По-моему, только в этом году, спустя 12 лет, мы смогли выйти в ноль и начать немного зарабатывать в музее “Арткоммуналка”, до этого мы из собственного оборота выделяли заработанные средства на реализацию этой программы».

Наталья и её соратники мечтают создать сообщество и объединить творцов, социальных и культурных предпринимателей города и вместе инициировать новые проекты, привлекая к ним финансирование. Для этого был создан Фонд друзей Коломны. Собранные средства пойдут в том числе и на реставрацию предметов, зданий и малых архитектурных форм исторического и культурного наследия города.

Нужная ненужная

«Думаю, что здесь важен скорее не столько бизнес-план, сколько четкое видение и понимание, сколько средств необходимо для благотворительных программ Фонда, — говорит PR-менеджер Благотворительного фонда «Второе дыхание» Даниил Жданов. — Мы самостоятельно оплачиваем аренду Центра сортировки, логистические отправки в регионы и многие другие расходы. В прошлом году мы подсчитывали, что одна зимняя отправка тёплой одежды обходится Фонду в среднем в 23 000 рублей. По подсчетам того же года, за один только месяц в среднем мы отправляем около 14 рейсов в различные регионы страны».

«Второе дыхание» — одна из крупнейших в России некоммерческих организаций, принимающих ненужные вещи для людей из социально незащищенных групп.

«За всю историю Фонда мы отправили вещевую помощь в 33 региона России. Иногда мы покрываем расходы на благотворительные программы за счет пожертвований наших сторонников через фандрайзинговые акции. Сейчас, например, у нас идет акция “10 тонн вещей под ёлку”: мы собираем 465 тысяч рублей на сбор и отправку тёплой одежды в 15 районов Костромской области, — объясняет Даниил. — Есть и корпоративные пожертвования от бизнеса. Например, этим летом благодаря пожертвованию от Raven Russia Фонд приобрел штабелёр, который позволил улучшить работу Центра сортировки».

Инфраструктура сбора б/у одежды насчитывает более 709 собственных и партнерских контейнеров и пунктов приема в 70 городах России. Одежду можно сдать в ТЦ, бизнес-центрах, общественных пространствах, ЖК, а также услугу вывоза из дома. У «Второго дыхания» есть собственные благотворительные магазины в Москве и Красноармейске и общественная мастерская, где проводятся бесплатные мастер-классы по апсайклингу.

Всего с 2015 года Фонд собрал, перераспределил и переработал более 6652 тонн одежды, более 464 000 человек в трудной жизненной ситуации из 33 регионов получили вещевую помощь, более 1966 тонн текстиля были направлены на переработку.

Социальное предпринимательство может выигрывать у крупного бизнеса в социальном капитале и кредите доверия со стороны общества, считают во «Втором дыхании». Например, в День пожилого человека Фонд запустил ежегодную благотворительную акцию «Куртка бабушке зимой» в коллаборации с модным брендом одежды YOU WANNA.

«Мы провели фотосъемку, нарядив бабушек в модные вещи бренда. А потом YOU WANNA передал нам порядка 70 кг пуховиков и теплых свитеров на благотворительность. Мы выстраиваем маркетинг с бизнесом в рамках коллабораций, показывая, что можем дополнять друг друга. Мне кажется, что это наиболее эффективно, потому что с обычными слоганами очень сложно прорваться через “баннерную слепоту” на фоне других рекламных кампаний крупных игроков рынка», — отмечает Даниил.

Сегодня «Второе дыхание» поддерживают более 600 партнёров, среди которых — Lamoda, LOVE REPUBLIC, Sela, Спортмастер, Henderson, Вкусвилл. Сотрудничает Фонд и с госструктурами. Это и различные гранты, и частная инициатива, когда «Второе дыхание» совместно с департаментом природопользования устанавливают экоточки.

«Государство не может быть экспертом во всём, но может активно сотрудничать с экспертами сразу из разных областей. Например, социальными предпринимателями, у которых больше опыта в какой-то конкретной сфере, — подчеркивает Даниил. — Объединившись, мы улучшаем жизнь граждан внутри страны».

2 комментария

Мне кажется, что использование видео на медицинских сайтах очень эффективно. Это помогает сделать информацию более доступной и понятной

1

очень хороший совет, спасибо!