Зовём читать нашу статью про то, как распознать токсичных коллег и не попасться в их сети.Во многих рабочих коллективах есть «своя» Миранда Пристли —заносчивая и токсичная руководительница из фильма «Дьявол носит Prada». С такими коллегами невозможно спокойно и комфортно существовать — можно только без конца нервничать и мечтать об увольнении.Но что, если вы работаете, казалось бы, в благополучном коллективе? Авторитарного режима и коллег-сплетников в нём нет, но вы всё равно чувствуете себя некомфортно. Оставлять всё как есть нельзя, особенно если вы руководитель. Токсичные подчинённые могут потихоньку рассорить коллектив и навредить бизнесу.Поэтому в статье мы поговорим о разных видах токсичности, научимся видеть её в мелочах и разберёмся, что с этим делать. Распознаём токсиков среди коллег: уровень — лёгкийИтак, начнём с простого. Вы уже работаете в компании и хотите понять, есть ли причины для опасения.Если организация очень токсичная, то это сразу бросается в глаза. Яркие черты:Постоянные конфликты. С клиентами, коллегами и руководителями. Офлайн и онлайн. Никто не боится обидеть другого, а проблемы, естественно, не решаются.Грубость и хамство. Коллеги и руководители повышают тон и обесценивают вашу работу. Если на работе вы слышите шутки «на грани», панибратство и манипуляции — бегите.Необязательность. Дедлайны срываются, договорённости нарушаются. Сегодня вами довольны, а завтра вас сократили без предупреждения.Переработки. Зумеры в шоке оттого, что миллениалы терпят переработки и даже гордятся ими. Не надо так. Если начальство требует перерабатывать — подыщите другую работу.Культура страха. Люди боятся задавать вопросы, высказывать своё мнение или говорить «нет» на просьбы остаться подольше или взять дополнительную активность. Звучит как антиутопия, но, к сожалению, такие компании вполне реальны.Видите хотя бы один признак — начинайте ходить на собесы. Доработайте резюме, изучите новые технологии — и вперёд. На этой компании свет клином не сошёлся. А если такое происходит в команде, где вы руководитель, — пришло время что-то менять.Ищем неочевидные намёки на токсичность: уровень — среднийПрошлый уровень на то и был лёгкий, что всё очевидно. Иногда с первого взгляда, да и со второго, всё ок. Чёткий график, деньги в срок, дружелюбие в чатах, флудилка… Но всё равно что-то не так.Иногда токсичность — в мелочах. А вот и эти мелочи:Отсутствие карьерного роста. Не дают возможности расти и на высокие должности берут людей извне. Тратят деньги на наём вместо того, чтобы вложить их в ваше развитие.Непрозрачность. Руководители говорят, что всё ок, все отделы работают на износ, а компания всё равно в минусе. Где деньги, Лебовски?Нереалистичные цели. Топы просят делать суперкруто, а возможностей для этого супермало. Или их вообще нет.Менеджерские провалы. Весь отдел работает очень эффективно, но один единственный Вася косячит через день. Коллеги ворчат, но исправляют его ошибки. А руководители просто не обращают на это внимания.Проблема в том, что такие ситуации с первого взгляда не рассмотришь. Никто не скажет вам на собесе: «Мы будем требовать много, делать мало, а все твои идеи проигнорируем». К сожалению, некоторые подводные камни начинаешь видеть только в процессе работы.Но кое-что всё-таки можно сделать.Сканируем компанию на собеседовании: уровень — сложныйТеперь, когда мы знаем явные и тайные черты токсиков, мы можем сформулировать правильные вопросы. Если вы ищете работу, то обязательно задайте их во время встречи с HR-менеджером или будущими коллегами, чтобы просканировать компанию. А если вы руководитель и набираете людей, прособеседуйте сами себя. О ценностях и целяхМало спросить о том, какие у компании ценности и цели: сказать можно что угодно. Узнайте, как эти ценности поддерживаются, а цели — достигаются. Нужны конкретные действия, цифры и показатели. Желательно услышать мнение не одного сотрудника, а нескольких. И наконец, узнайте о том, какие антиценности есть у компании. Какие нужны люди — ясно, а какие точно не нужны?Список вопросов: Есть пример цели, которая была достигнута? Как это было сделано?Расскажите о реальной ситуации, где ценности компании сыграли решающую роль в принятии решения.Были случаи, когда компания отказалась от кандидата из-за того, что он не соответствует её ценностям?О людях и коммуникацииКомпания стоит на трёх китах: людях, идеях и деньгах. Люди должны быть всегда на первом месте, поэтому важно понимать, так ли это в вашей организации. Есть ли в ней корпоративные плюшки: страховки, дейоффы, развлечения и так далее. Но даже это не самое важное: нужно понять, слушают ли топы своих подчинённых, есть ли открытые каналы обратной связи, условия для реализации и роста.А ещё вам должно быть интересно, отлажена ли система онбординга и адаптации новичков, ведь очень скоро этим новичком можете стать вы. И будет очень неприятно, если новым сотрудникам всё объясняют абы как.Список вопросов: Как сотрудники общаются по формальным и неформальным вопросам? Есть ли флудилка?Как вы даёте сотрудникам обратную связь? А наоборот? Происходит ли это регулярно?Почему ушёл человек, который был на этой должности раньше? Можно его контакты, чтобы обсудить опыт работы?Как устроены онбординг и адаптация новичков? Какие инструменты вы используете?Можете даже блеснуть знаниями и упомянуть продукты Minervasoft — Minerva Knowledge и Minerva Learn.Изящный мув, чтобы показать компании: а) вы шарите и б) вам не всё равно ;)Подробнее о MinervasoftО деньгахКорпоративные плюшки — это, конечно, отлично, но продуктовую корзину на них не закажешь. Сотрудникам важно понимать, как обстоит денежный вопрос. И дело даже не в зарплатной вилке, а в том, приходят ли деньги в срок, есть ли индексация и система грейдов. И если вырасти можно, то как это делать. Список вопросов: Как амбициозный сотрудник растёт? Есть ли у него возможность предложить идею и довести её до реализации? Можно получить контакты сотрудника, у которого это получилось?Что, если сотрудник считает, что получает ниже рынка? Его услышат? Есть ли подобные кейсы?Компенсирует ли компания стоимость курсов повышения квалификации?Но даже если ответы вас устроят, убедитесь в этом на практике. Нетоксичная компания действительно слышит сотрудников и способствует их развитию.А что, если токсик — это вы?Думали, что вы просто чилловый парень? А вот и нет!Токсичности в нашем мире так много и она проникает в нас так рано, что нетрудно самим стать её частью. И что хуже всего — не замечать этого.Этот раздел не о каком-то малом проценте читателей: он обо всех нас. Так или иначе, хотя бы раз в день каждый из нас проявляет свою токсичность. Марина цокнула на коллегу, который уронил стопку бумаг, и не потому, что это трагедия, а потому, что у неё конец сложной недели, горят сроки по текстам, а ещё она с утра не могла найти пару к любимому носку.Паша разозлился на кого-то в чате из-за некорректного ТЗ не потому, что Паша — лютый неисправимый токсик, вовсе нет: Паша просто устал месяцами просить менеджеров делать ТЗ по инструкции. Паша устал оттого, что никто с этим ничего не делает. Паша устал. И Марина, и Паша расстроены из-за неэффективной работы: авторы Марины не нашли информацию о дедлайне, а коллегам Паши лень искать инструкцию в многочисленных диалогах. Этого можно было бы избежать, если бы в их компании была качественная база знаний со всей необходимой информацией, в том числе со сроками для авторов и с шаблонами для составления ТЗ. Можно создать такую базу с помощью Minerva Knowledge. Это удобно: все важные документы и регламенты в одном месте. Это эффективно: сотрудники знают, где искать ответы на свои вопросы. И что самое важное для нас — это не токсично. Информация беспристрастна. Табличка с дедлайнами не умеет цокать языком и закатывать глаза, а вот выгоревшая руководительница контент-отдела — ещё как. Подытожим. Мы токсики не потому, что мы плохие. Вернее, не всегда это наш осознанный выбор. Все мы устаём оттого, что нас не слышат и не видят. Избежать токсичности не получится. Мы живые люди, вокруг нас происходит миллион событий за одну секунду. Важно не пытаться изо всех сил казаться хорошим и заставлять других быть такими же. Так можно стать токсиком из-за того, что всех называешь токсиками. Особенно это критично для руководителей: культуру коллектива создаёте именно вы. Будьте бережны к своим сотрудникам, и они отплатят вам тем же. Важно уважать себя. Когда уважаешь себя — не можешь не уважать других: коллег, руководителей, клиентов, уборщиц и доставщиков. Поэтому сформулируем самый главный признак токсичной компании: вы чувствуете, что вас в ней не уважают так, как вы уважаете себя. Если это ваш случай, сделайте смелый шаг и найдите место по душе или подумайте, как исправить ситуацию.Верим в вас!Если вам понравилась статья и хочется почитать ещё — переходите в наш Telegram. В нём выходят посты про управление знаниями. А ещё там мы освещаем спорные вопросы в найме, менеджменте и планировании. Подпишитесь, чтобы не пропустить новые тексты.Блог Minervasoft
какие все нежные теперь ёмаё 🤣
Эра любви к себе, мы такое одобряем 🤗
Хорошо написано! Токсичные компании, к сожалению, встречаются всё чаще, и умение их распознавать — уже навык выживания. Круто, что автор делится инсайдами. Главное, не забывать, что на собеседовании оценивают не только вас, но и вы компанию!
Спасибо! Рады, что вам понравился наш материал. 💙
Фантазии автора какие то, женщина писала?
Ооооо хахаххаха
Это вы в женском коллективе не работали)))))))
Рады, что с вами такого не случалось :)