Яндекс начал брать деньги за SEO? Разбираемся в новом виде рекламы на поиске

Яндекс.Директ выкатил очередное обновление, которое уже породило волну недовольства как среди директологов, так и сео-специалистов.

Яндекс начал брать деньги за SEO? Разбираемся в новом виде рекламы на поиске

Всем привет! Это Сергей Милых, управляющий партнер и сооснователь компании Склифосовский.Про. Под конец 2024 года Яндекс выкатил новый инструмент рекламы – динамические места на поиске. На дворе конец января 2025-го, а как работает эта штука до сих пор мало кто понимает, включая сотрудников Яндекса. В этой статье попытаемся разобраться, во сколько рекламодателю обходится это обновление, как оно влияет на СЕО, и что со всем этим делать маркетологам и собственникам бизнеса.

Что такое динамические места на поиске?

Динамические места на поиске – это дополнительные места для рекламы в поисковой выдаче. Как было раньше: 4 рекламных места над органической выдачей и еще столько же внизу страницы плюс дублируется объявление с первого места. Итого до 9 рекламных мест. Как сейчас: 4 рекламных места сверху, 5 снизу и одно где-то посередине. Итого до 10 рекламных мест.

Пример динамических рекламных мест на поиске
Пример динамических рекламных мест на поиске

Дополнительное рекламное место Директ, по сути, забирает у органики. Попасть на него могут объявления при условии наличия аналогичного URL в топ-20 органического поиска. При этом само объявление будет формироваться умными алгоритмами Яндекса в том числе и на основе снипетов из органики.

То есть, если вы показываетесь в органике, Яндекс предоставляет вам возможность заплатить и показаться выше. При этом если ваше объявление Директа уже есть на странице выдачи, то вы покажетесь дважды.

Звучит так, как будто все старания сео-специалиста идут коту под хвост: мучался, напрягался, вывел сайт в топ, а потом приходит Директ и вместо законного показа органики показывает ту же ссылку, но только за деньги и с пометкой «реклама». К сожалению, так оно и есть, но с некоторыми оговорками.

Когда Яндекс спишет деньги?

Деньги за клик по рейдерско захваченной органике будут списываться не каждый раз. Во-первых, нужно еще выиграть аукцион у таких же счастливчиков, как и вы. Место показа всего одно (пока).

Во-вторых, заплатить придется только за «дополнительные» клики. Искусственный интеллект оценит, какое количество кликов вы бы получили, если бы объявление показалось в органике, высчитает на сколько больше кликов вы получили с помощью нового инструмента (повышения позиции) и спишет деньги только за эти клики.

Как именно определяется стал ли тот или иной клик рекламным или все-таки это стандартный клик по органике, непонятно. Как говорят в Яндексе, система уже в моменте показа определяет будет ли потенциальный клик базовым (то есть бесплатным) или дополнительным (то есть клик по такому объявлению уже будет считаться рекламным со всеми вытекающими).

«Например, поисковый сниппет без динамических мест получил 100 кликов, а с показами рекламы с тем же URL на динамических местах — 110. Из них 100 кликов будут базовыми, а 10 — дополнительными, так как произошли в результате размещения рекламы с тем же URL на динамических позициях. В таком случае оплата спишется только за 10 кликов».

Вот отписка Яндекса, которая не дает понимания, каким способом алгоритм принимает решение по каждому конкретному клику, а не в целом.

Яндекс начал брать деньги за SEO? Разбираемся в новом виде рекламы на поиске

Отмечу также, что теперь у вас есть великолепная возможность заплатить дважды, если пользователь кликнет на ваше обычное объявление в рекламном блоке и тут же перейдет по объявлению в блоке динамических показов. Такое возможно, если ссылка в объявлениях не будет идентичной. Иными словами, если поисковая машина Яндекса и робот Директа подберут под один запрос пользователя два разных урла одного сайта. По-моему, это гениально.

Из презентации Яндекса
Из презентации Яндекса

Сколько стоят клики на динамических местах?

Поскольку инструмент работает уже около месяца, нам удалось протестировать его на нескольких проектах. Стоит признать, что пока поводов для паники нет – показы на динамических местах занимают мизерную долю от всех показов в поисковой выдаче. Ниже прикрепляю скрин статистики размещения на поиске одного из наших проектов за январь. В других аккаунтах картина схожая.

Статистика по виду размещения на поиске. Мастер отчетов Яндекс.Директ
Статистика по виду размещения на поиске. Мастер отчетов Яндекс.Директ

Бросается в глаза стоимость клика, которая почти в три раза ниже, чем в среднем по всему поиску. Связано это может быть с неразогретым аукционом. Как только инструмент подключит бОльшее количество рекламодателей, цена вырастет. Также не исключаю, что нам просто повезло и в ваших аккаунтах может быть диаметрально противоположная ситуация.

Как отключить рекламу на динамических местах показов?

Спасибо Яндексу, что данная настройка не включена автоматически во всех действующих Единых перфоманс кампаниях. Возможно, Директ пересмотрит эту позицию, когда инструмент выйдет из беты, однако пока отключить его можно в настройках кампании в разделе «места показов».

Отключение динамических мест на поиске
Отключение динамических мест на поиске

Любителям мастеров кампаний или кампаний типа «простой старт» повезло меньше. Отключить показы на динамических местах на поиске в данных кампаниях невозможно. Если вы работаете с мастерами кампаний, советую зайти в отчет по виду размещения и оценить, насколько нововведение Яндекса ударило по эффективности вашей рекламы. Сделать это можно через мастер отчетов Директа (столбец «срезы»).

Что теперь будет с СЕО?

Как бы не успокаивал Директ, по сути, он убивает работу сеошников, цель которой – увеличение количества показов и кликов в органической выдаче. Теперь же получается, что если в какой-то момент показов определенной ссылки в ТОПе выдачи стало больше, Директ может посчитать это эффектом от динамического размещения, а не результатом работы сео-оптимизатора. Ну и списать деньги за дополнительные клики.

Вряд ли это окончательно убьет СЕО, которое, как известно, умирает со времен рождения, однако очередным камнем в ботинке сео-специалистов скорее всего станет.

Как вы, наверное, поняли, оптимизма это обновление Директа у меня не вызывает. Если у кого-то есть доводы, которые могут пошатнуть во мне уверенность, что Яндекс просто решил заработать и придумал для этого максимально некрасивый способ, буду рад увидеть их в комментах.

Да, как всегда, ниже размещаю ссылки на бесплатные продукты нашего агентства. Обращайтесь, у нас бесплатные услуги по-настоящему бесплатные)

1
16
5
24 комментария

Джефф Безос - СЕО специалист. Может все же seo?

4

Поддерживаю! Заодно всех кто пишет СМС и перформанс кириллицей предлагаю линчевать!

3

Наоборот, тут есть возможность для SEO. Теперь можно предлагать клиентам вывод в ТОП-20, чтобы их сайты могли показываться в Директе на динамических местах :)

2
1

Срочно внедряем в скрипт продажникам)))

1
1

Монополист, че с него взять🤮

3

Скоро Яндекс будет показывать выдачу сразу в двух столбцах, что в 2 раза увеличит количество рекламных мест

1
1
1

год от года становится "лучше". обязательный автотаргетинг, епк, а теперь это ...

2