Штатный ИТ-отдел против аутсорса: как выгоднее автоматизировать бизнес

Автоматизировать рутинные задачи в компании можно двумя путями: формировать с нуля штатный ИТ-отдел или привлекать команду на аутсорсе. В этой статье сравним тот и другой вариант, чтобы определить, какой из них дешевле, быстрее и проще в процессе внедрения, а потом в обслуживании.

Штатный ИТ-отдел против аутсорса: как выгоднее автоматизировать бизнес

Что дешевле?

Исходя из потребностей компании автоматизированную систему разрабатывают индивидуально, поэтому о затратах можно сказать лишь приблизительно. Обсудим общие принципы и требования, с которыми предстоит столкнуться на этом пути.

Создание собственного IT-отдела предполагает найм целой команды: программисты, системный администратор и руководитель отдела. Зарплата каждому обойдется минимум в 250 тысяч рублей без учета налогов. Наиболее высококвалифицированные исполнители стоят порядка в 350-400 тысяч. Прибавляем расходы на отпуска (около 4 недель) и больничные (среднестатистически около 2 недель ежегодно). Если вы хотите устроить круглосуточную техподдержку, учитывайте дополнительные затраты.

К тому же не всех сотрудников легко найти. Например, специалисты по системе распознавания — редкость, ведь это одна из самых сложных сфер программирования.

Прибавляем налоги и другие сопутствующие траты:

  1. НДФЛ — 13% при стандартной системе налогообложения.
  2. Страховые взносы — 30%, а также ставка по несчастным случаям — 0,2%.
  3. Расходы на обустройство рабочих мест: установка компьютерного оборудования, системное программное обеспечение, система для защиты информации и прочая оргтехника. В среднем по 50-150 тысяч рублей на каждого сотрудника, то есть порядка 400 тысяч рублей на небольшой отдел.
  4. Обучение и профессиональное развитие сотрудников: в среднем 50-200 тысяч рублей в год на каждого специалиста, в зависимости от сложности темы, длительности и наличия сертификата.

Это список расходов, который лежит на поверхности. Скорее всего, будут внеплановые расходы, вроде покупки обновления ПО, зарплат для привлеченных фрилансеров в периоды пиковой нагрузки, расходов на содержание офиса, оплат консультаций по поводу юридических регуляций, таких как соблюдение норм GDPR и т. д.

Штатный ИТ-отдел против аутсорса: как выгоднее автоматизировать бизнес

Какие траты предстоят, если отдать процесс автоматизации на аутсорс? Конечно, здесь тоже все индивидуально, зависит от вашего запроса и подрядчика. Ниже приведу конкретные цифры на примере нашей компании Checkadvisor.

Мы помогаем бизнесам усиливать отделы продаж за счет автоматизации расчета строительных, пожарных и инженерных спецификаций. Менеджер загружает файл, и за несколько минут программа выдает готовое коммерческое предложение. Наша тарифная система разработана таким образом, что заказчик платит только за результат, в нашем случае, за каждую распознанную строчку заявок от клиентов, пропущенную через систему.

Все устроено просто и прозрачно. Клиент выбирает тариф в зависимости от количества файлов, которые необходимо посчитать, и закидывает определенную сумму, которая постепенно тратится на построчное распознавание.

  • Тариф для небольшого бизнеса — 10 тысяч рублей в месяц.
  • Для компании среднего размера на месяц хватает 50-60 тысяч рублей.
  • Крупные компании с большим количеством проектов ежемесячно пополняют счет от 100 тысяч.

При этом мы предоставляем круглосуточную техподдержку с самого начала совместной работы и до тех пор, пока она нужна. Таким образом, аутсорс позволяет существенно сэкономить и избавляет предпринимателя от множества забот.

Штатный ИТ-отдел против аутсорса: как выгоднее автоматизировать бизнес

Вам может показаться, что расчеты выглядят подозрительно, мол, это либо обман, либо качество услуги очень низкое, ведь хорошее дешевым не бывает. Но здесь другая логика. Сколько стоит собрать паровоз самостоятельно? Несколько миллионов долларов. Нужно заказать детали, найти инженеров, подходящее помещение и т.д. Сколько стоит купить готовый паровоз? Подержанные паровозы в рабочем состоянии могут стоить от 50 до 500 тысяч долларов, если это не особый экземпляр, который имеет культурное или историческое значение. Сколько стоит прокатиться на паровозе? Путешествия на ретропоезде стоят от 3 до 10 тысяч рублей. Возникает вопрос, почему так дешево? Дешево там, где мы не изобретаем что-то сами, а берем готовое решение в аренду. Так же и с программами для автоматизации на аутсорсе.

Что быстрее?

Сколько времени нужно, чтобы сформировать собственный IT-отдел с нуля и получить от него результат? Только найм IT-специалистов в среднем занимает от полутора месяцев до полугода. За это время вы находите кандидатов, проводите собеседования, ждете, пока они уволятся с предыдущих мест работы и выйдут к вам. Речь идет о каких-то простых, а не редких и узкоспециализированных вакансиях.

После того, как команда собрана, она приступает к своей работе:

  • изучению специфики бизнеса и его потребностей;
  • планированию программы;
  • разработке программы;
  • внедрению программы в деятельность компании;
  • аналитике и доработке (повторить много раз);
  • постоянному поддержанию программы в рабочем состоянии.

Сложно точно рассчитать срок, за который будут пройдены основные этапы, — факт, что это будет длиться несколько лет. Для примера, разработка нашей программы и ее доработка до эффективного рабочего состояния заняли 4 года.

При этом результат разработки не гарантирован. Бывают случаи, когда компании получают нежизнеспособный прототип программы, затратив миллионы рублей и годы ожидания. В случае с аутсорсом пользователи получают предсказуемый результат. Предложенная программа будет уже отработана в компаниях различного профиля и масштаба.

Внедрение системы Checkadvisor занимает от 1 до 3 месяцев, в зависимости от размера базы. Если она составляет несколько тысяч товаров, то интеграция может пройти даже за 2-3 недели. Если база насчитывает от 100 тысяч единиц, это более обширный и сложный процесс, который займет 2-3 месяца. За это время проходит адаптация программы к запросу компании, ее полная интеграция и обучение менеджеров, которые в дальнейшем будут с ней работать. В ежедневном режиме мы показываем сотрудникам, как правильно работать с файлами и пользоваться внутренним поиском, полностью сопровождаем команду заказчика по вопросам, связанным с программой.

Что проще?

В предыдущем разделе я рассказал о сложности создания IT-отдела и о тех аспектах, которые придется решать предпринимателю. На формирование собственной команды уходит немало человеческих ресурсов: работа HR-отдела по поиску кандидатов и собеседованиям; время руководства, которое потребуется на дальнейших собеседованиях и при передаче дел; ресурсы на адаптацию и обучение новых сотрудников. Непосредственная разработка программы также потребует большой включенности.

Далее рассмотрим подробнее, какова степень сложности внедрения автоматизации с компанией на аутсорсе.

Штатный ИТ-отдел против аутсорса: как выгоднее автоматизировать бизнес

Этап 1. Внедрение программы через обучение системы: мы прорабатываем базу данных, адаптируем ее под нашу систему распознавания OCR и настраиваем поисковые модули. Затем заказчик передает нам файлы, которые обычно присылают клиенты или которые используются в компании самостоятельно: проекты и коммерческие предложения в разных форматах Word, Excel, фотографии и т.д.. Все это мы скармливаем системе и адаптируем ее под запрос клиента.

В этих процессах требуется участие менеджеров компании заказчика — они лучше всех знают специфику работы и помогают тестировать продукт. Чем тщательнее пройдет процесс настройки, тем качественнее система будет распознавать входящие файлы, проекты и коммерческие предложения. Это важная совместная работа.

Этап 2. После настройки пользователь получает 85-90% успешного поиска и распознавания. С каждым разом это значение повышается и система значительно ускоряет работу менеджеров по продажам. Важная роль адаптации в том, что мы за это время настраиваем и тегируем базу данных, благодаря чему программа выдает на одну позицию по несколько аналогов, иногда до десяти позиций, в зависимости от номенклатуры. Так что у менеджеров есть возможность вручную выбрать наиболее подходящий вариант или предложить клиенту несколько на выбор.

У программы есть возможность интеграции с CRM-системами. Например, можно запрашивать данные о наличии остатков на складах.

Этап 3. Платформа Checkadvisor полностью готова к работе. Клиент получает собственные логин и пароль от сервиса. Наша техническая поддержка остается на связи, чтобы ответить на любые вопросы, возникающие в процессе эксплуатации программы.

Подводим итоги

Кто-то может сказать, что штатный отдел эффективнее, ведь там будет разработано решение под индивидуальные запросы компании. Но подрядчики на аутсорсе также часто предлагают необходимую кастомизацию. Просто они осуществляют ее уже на базе своей проверенной разработки, что значительно ускоряет внедрение автоматизации и делает результат более предсказуемым.

Если хотите узнать больше о том, как работает наша технология и проверить ее в деле, заходите на официальный сайт. Там вы можете загрузить пробный файл в любом удобном формате и увидеть принцип работы программы. Оставляйте заявку на созвон на сайте, обсудим, как сделать ваш бизнес эффективнее.

1
4 комментария

А как выгоднее в итоге?

Все зависит от Ваших задач. Но как показывает практика покупать готовые решения выгоднее. Если Вам нужно написать текст или составить спецификацию в таблице вы используете word , Excel или другие сервисы , а не пилите решение самостоятельно

На практике аутстаффинг отлично подходит для быстрого усиления команды, когда необходимые компетенции требуются немедленно. Однако при долгосрочной перспективе собственный штат выигрывает благодаря более глубокому и эффективному процессу онбординга.
- Инвестировать в онбординг внешнего специалиста означает фактически вкладывать средства в развитие кадров другой компании.
- Отсутствие вовлеченности: Аутстаферы менее мотивированы на долгосрочный результат и интеграцию в корпоративную культуру (не участвуют в корпоративах и не считают себя частью компании);
- Аутстаферы часто не заинтересованы в стратегических целях компании и так как всегда готовы к быстрому переходу на другие проекты;
- Долгосрочное использование аутстафа мешает развитию внутренних специалистов, как следствие страдают компетенции компании.

Использовать аутстаффинг исключительно для оптимизации налогов или решения проблем с управлением кадрами — это все равно что стрелять из пушек по воробьям.

Для налоговых вопросов логичнее нанять профессиональных бухгалтеров и использовать доступные льготы для IT-компаний. Что касается кадровых проблем, лучше развивать управленческие компетенции внутри команды. Проще заменить неэффективного руководителя разработки, чем передавать ключевые аспекты вашего бизнеса и ядро идеи внешней компании.

С точки зрения развития внутренней команды, совершенно верно, но в статье я говорил о том, что проще купить готовое решение от условно Microsoft чем нанять отдел программистов и создать подобное in-house решение для своей компании.