Подключение к новому проекту. 7 советов: как разработчику подготовиться к клиентскому интервью
Наш ресурсный менеджер Алёна провела сотню клиентских интервью за прошедший год. В этой статье она делится с разработчиками и аналитиками своими советами: чего ждать от интервью.
Эта статья будет полезна IT-специалистам, которым в работе необходимо проходить клиентские интервью. Информация поможет преодолеть распространенные страхи и быть «в ресурсе» на первой встрече с клиентом.
Содержание
Привет! Я Алёна, раньше работала в аккаунтинге, теперь отвечаю за развитие разработчиков в Programming Store, плотно взаимодействую с аккаунт-менеджерами и специалистами компании. Благодаря этому знаю тенденции в запросах клиентов и страхи наших разработчиков и аналитиков перед интервью.
Наша компания предоставляет специалистов на внешние проекты для заказной разработки. Одним из ключевых этапов этого процесса является клиентское интервью, где заказчик оценивает навыки и компетентность разработчиков. За год мы проводим более 400 интервью. Вот мои советы, как подготовиться к встречам, чтобы испытывать меньше стресса.
1. Помнить, что ты не один
Многие разработчики ощущают значительное давление, поскольку успех интервью может повлиять не только на дальнейшее участие в проекте, но и на репутацию компании. Они опасаются не оправдать ожидания клиента и своей компании, что может негативно сказаться на их психологическом состоянии.
На интервью присутствует аккаунт-менеджер, который модерирует встречу: он поддерживает разработчика, а также заинтересован в поддержании положительной репутации компании. Аккаунт-менеджер может помочь и направить беседу в нужное русло, если разработчик начинает теряться или отклоняться от темы. Прислушивайтесь к его советам.
2. Освежить теорию
Клиентские интервью часто включают сложные технические вопросы и задачи, требующие глубоких знаний и опыта. Разработчики могут чувствовать себя неуверенно, если недостаточно подготовлены или не уверены в своих ответах. Решение — подготовка.
Конечно, бывают ситуации, когда интервью назначают внезапно. В таких случаях целесообразно обсудить с более опытным коллегой возможные вопросы, которые задает клиент, вспомнить забытые темы и собрать информацию о проекте.
3. Иметь шпаргалку для вопросов «со звёздочкой»
Клиенты могут задавать неожиданные вопросы, что вызывает чувство растерянности и неуверенности, особенно если они касаются новых или редко используемых технологий. Если не знаете, что ответить, спокойно признайте это, но вместо «не помню» или «не знаю» используйте следующие фразы:
— Извините, не имел опыта работы с этими технологиями, поэтому сложно вспомнить.
— Я пока не сталкивался с такой задачей, но готов изучить информацию и попробовать решить её.
— Я не могу вспомнить точный ответ прямо сейчас, так как давно не работал с этой технологией.
— Я не совсем понимаю, какой ответ вы ожидаете, уточните, пожалуйста, вопрос.
— К сожалению, не разбираюсь в этой теме, но у нас в компании есть коллеги, которые могут проконсультировать.
4. Фиксировать достижения и опыт
Вопросы о командной работе и предыдущих проектах могут быть сложными, если разработчик не имеет четкого понимания своих достижений или не может привести конкретные примеры. Чтобы отвечать уверенно, стоит провести ревизию своего релевантного опыта.
У нас каждый разработчик может пройти мастер-класс по самопрезентации и имеет доступ к проектному резюме, где зафиксирован весь предыдущий опыт. Если такого резюме под рукой не оказалось, следует:
- подготовить краткое описание последних проектов, особенно крупных и успешных.
- Вспомнить свои достижения на этих проектах, технологии и инструменты, которые использовали. Это покажет ваш профессионализм.
- Не скрывать сложные задачи и проблемы, с которыми сталкивались. Это демонстрирует вашу открытость.
- Освежить в памяти организацию командной работы на предыдущих проектах.
5. Задавать подходящие вопросы
Больше информации — меньше стресса. Если во время интервью у вас нет четкого понимания проекта, нормально спросить об этом. Уточните всю необходимую информацию, если ранее её не предоставил аккаунт-менеджер. Интервью — это диалог, и вы также можете задавать вопросы. Например:
- Как будет организована коммуникация внутри команды?
- Как будут формироваться задачи для разработчиков?
- Где и как будут отслеживаться задачи и их статусы?
- Какая документация будет доступна разработчикам по проекту?
- Как будет организован процесс ревью кода?
- Как будет организован процесс тестирования кода?
Есть также моменты, о которых не стоит говорить на встрече с клиентом.
- Не следует поднимать личные темы и конфиденциальную информацию о компании и проекте, например, о бюджете или о том, как давно ваш руководитель работает над проектом.
- Избегайте провокационных и негативных формулировок в вопросах, например: «Почему у вас до сих пор не автоматизирован код ревью?».
- Неуместным будет высказывать свои пожелания к клиенту и проекту, обсуждать график работы, спрашивать о возможности отлучаться с рабочего места по личным причинам в течение рабочего дня и тому подобное. Эти вопросы следует задать аккаунт-менеджеру до или после интервью.
- И совсем не принято затрагивать политические, религиозные и расовые темы.
Лучше сосредоточьтесь на профессиональных вопросах, демонстрируйте свой позитивный настрой и компетентность.
6. Определить точки роста на интервью
Что может пойти не так на собеседовании? Специалист может услышать, что его знания и навыки не соответствуют требованиям клиента. Эта ситуация неприятна, но не стоит ее бояться. Ведь она дает возможность найти проект, который лучше соответствует вашим компетенциям. Кроме того, результаты интервью помогут вам и компании определить области для дальнейшего развития.
7. Взять волнение под контроль
Больше информации — меньше стресса, поэтому перед интервью специалист должен получить полную информацию о проекте. Это поможет ему подготовить самопрезентацию, акцентируя внимание на опыте, интересующем клиента.
Недостаточная подготовка может повысить уровень стресса. Хорошо, если у специалиста перед глазами будет шпаргалка с основными проектами и достижениями, но можно использовать и проектное резюме. Пройдитесь по нему перед интервью, чтобы освежить в памяти. Уточните, какие технические вопросы обычно задают, и освежите в памяти редкие темы.
Кроме того, существует несколько эффективных способов снизить волнение:
- Перед собеседованием отдохните и расслабьтесь, выполните лёгкую разминку или прогуляйтесь. Физическая активность улучшает настроение и снижает уровень стресса, что помогает уменьшить концентрацию кортизола.
- Если начинаете чувствовать нарастающее волнение, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. Важно, чтобы выдохи были более продолжительными, так как они активируют парасимпатическую нервную систему. В результате замедляется сердцебиение и наступает успокаивающий эффект.
Да, интервью — это непросто и это стресс для разработчика. Но с ним можно справиться. В любом случае вы получите ценный опыт, сможете определить точки роста и прокачать свои хард и софт-скиллы. Желаю вам удачи!
Лучший ответ на интервью - отличный мем - самим надо знать
Жаль, что по-настоящему лучшие ответы на интервью слышит только выключенный микрофон... :)