Подключение к новому проекту. 7 советов: как разработчику подготовиться к клиентскому интервью

Наш ресурсный менеджер Алёна провела сотню клиентских интервью за прошедший год. В этой статье она делится с разработчиками и аналитиками своими советами: чего ждать от интервью.

Подключение к новому проекту. 7 советов: как разработчику подготовиться к клиентскому интервью

Эта статья будет полезна IT-специалистам, которым в работе необходимо проходить клиентские интервью. Информация поможет преодолеть распространенные страхи и быть «в ресурсе» на первой встрече с клиентом.

Содержание

Алёна
ресурсный менеджер Programming Store

Привет! Я Алёна, раньше работала в аккаунтинге, теперь отвечаю за развитие разработчиков в Programming Store, плотно взаимодействую с аккаунт-менеджерами и специалистами компании. Благодаря этому знаю тенденции в запросах клиентов и страхи наших разработчиков и аналитиков перед интервью.

Наша компания предоставляет специалистов на внешние проекты для заказной разработки. Одним из ключевых этапов этого процесса является клиентское интервью, где заказчик оценивает навыки и компетентность разработчиков. За год мы проводим более 400 интервью. Вот мои советы, как подготовиться к встречам, чтобы испытывать меньше стресса.

1. Помнить, что ты не один

Многие разработчики ощущают значительное давление, поскольку успех интервью может повлиять не только на дальнейшее участие в проекте, но и на репутацию компании. Они опасаются не оправдать ожидания клиента и своей компании, что может негативно сказаться на их психологическом состоянии.

На интервью присутствует аккаунт-менеджер, который модерирует встречу: он поддерживает разработчика, а также заинтересован в поддержании положительной репутации компании. Аккаунт-менеджер может помочь и направить беседу в нужное русло, если разработчик начинает теряться или отклоняться от темы. Прислушивайтесь к его советам.

Подключение к новому проекту. 7 советов: как разработчику подготовиться к клиентскому интервью

2. Освежить теорию

Клиентские интервью часто включают сложные технические вопросы и задачи, требующие глубоких знаний и опыта. Разработчики могут чувствовать себя неуверенно, если недостаточно подготовлены или не уверены в своих ответах. Решение — подготовка.

Конечно, бывают ситуации, когда интервью назначают внезапно. В таких случаях целесообразно обсудить с более опытным коллегой возможные вопросы, которые задает клиент, вспомнить забытые темы и собрать информацию о проекте.

3. Иметь шпаргалку для вопросов «со звёздочкой»

Клиенты могут задавать неожиданные вопросы, что вызывает чувство растерянности и неуверенности, особенно если они касаются новых или редко используемых технологий. Если не знаете, что ответить, спокойно признайте это, но вместо «не помню» или «не знаю» используйте следующие фразы:

— Извините, не имел опыта работы с этими технологиями, поэтому сложно вспомнить.

— Я пока не сталкивался с такой задачей, но готов изучить информацию и попробовать решить её.

— Я не могу вспомнить точный ответ прямо сейчас, так как давно не работал с этой технологией.

— Я не совсем понимаю, какой ответ вы ожидаете, уточните, пожалуйста, вопрос.

— К сожалению, не разбираюсь в этой теме, но у нас в компании есть коллеги, которые могут проконсультировать.

Подключение к новому проекту. 7 советов: как разработчику подготовиться к клиентскому интервью

4. Фиксировать достижения и опыт

Вопросы о командной работе и предыдущих проектах могут быть сложными, если разработчик не имеет четкого понимания своих достижений или не может привести конкретные примеры. Чтобы отвечать уверенно, стоит провести ревизию своего релевантного опыта.

У нас каждый разработчик может пройти мастер-класс по самопрезентации и имеет доступ к проектному резюме, где зафиксирован весь предыдущий опыт. Если такого резюме под рукой не оказалось, следует:

  • подготовить краткое описание последних проектов, особенно крупных и успешных.
  • Вспомнить свои достижения на этих проектах, технологии и инструменты, которые использовали. Это покажет ваш профессионализм.
  • Не скрывать сложные задачи и проблемы, с которыми сталкивались. Это демонстрирует вашу открытость.
  • Освежить в памяти организацию командной работы на предыдущих проектах.

5. Задавать подходящие вопросы

Больше информации — меньше стресса. Если во время интервью у вас нет четкого понимания проекта, нормально спросить об этом. Уточните всю необходимую информацию, если ранее её не предоставил аккаунт-менеджер. Интервью — это диалог, и вы также можете задавать вопросы. Например:

  • Как будет организована коммуникация внутри команды?
  • Как будут формироваться задачи для разработчиков?
  • Где и как будут отслеживаться задачи и их статусы?
  • Какая документация будет доступна разработчикам по проекту?
  • Как будет организован процесс ревью кода?
  • Как будет организован процесс тестирования кода?

Есть также моменты, о которых не стоит говорить на встрече с клиентом.

  • Не следует поднимать личные темы и конфиденциальную информацию о компании и проекте, например, о бюджете или о том, как давно ваш руководитель работает над проектом.
  • Избегайте провокационных и негативных формулировок в вопросах, например: «Почему у вас до сих пор не автоматизирован код ревью?».
  • Неуместным будет высказывать свои пожелания к клиенту и проекту, обсуждать график работы, спрашивать о возможности отлучаться с рабочего места по личным причинам в течение рабочего дня и тому подобное. Эти вопросы следует задать аккаунт-менеджеру до или после интервью.
  • И совсем не принято затрагивать политические, религиозные и расовые темы.

Лучше сосредоточьтесь на профессиональных вопросах, демонстрируйте свой позитивный настрой и компетентность.

6. Определить точки роста на интервью

Что может пойти не так на собеседовании? Специалист может услышать, что его знания и навыки не соответствуют требованиям клиента. Эта ситуация неприятна, но не стоит ее бояться. Ведь она дает возможность найти проект, который лучше соответствует вашим компетенциям. Кроме того, результаты интервью помогут вам и компании определить области для дальнейшего развития.

Подключение к новому проекту. 7 советов: как разработчику подготовиться к клиентскому интервью

7. Взять волнение под контроль

Больше информации — меньше стресса, поэтому перед интервью специалист должен получить полную информацию о проекте. Это поможет ему подготовить самопрезентацию, акцентируя внимание на опыте, интересующем клиента.

Недостаточная подготовка может повысить уровень стресса. Хорошо, если у специалиста перед глазами будет шпаргалка с основными проектами и достижениями, но можно использовать и проектное резюме. Пройдитесь по нему перед интервью, чтобы освежить в памяти. Уточните, какие технические вопросы обычно задают, и освежите в памяти редкие темы.

Кроме того, существует несколько эффективных способов снизить волнение:

  • Перед собеседованием отдохните и расслабьтесь, выполните лёгкую разминку или прогуляйтесь. Физическая активность улучшает настроение и снижает уровень стресса, что помогает уменьшить концентрацию кортизола.
  • Если начинаете чувствовать нарастающее волнение, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. Важно, чтобы выдохи были более продолжительными, так как они активируют парасимпатическую нервную систему. В результате замедляется сердцебиение и наступает успокаивающий эффект.

Да, интервью — это непросто и это стресс для разработчика. Но с ним можно справиться. В любом случае вы получите ценный опыт, сможете определить точки роста и прокачать свои хард и софт-скиллы. Желаю вам удачи!

14
2 комментария

Лучший ответ на интервью - отличный мем - самим надо знать

2

Жаль, что по-настоящему лучшие ответы на интервью слышит только выключенный микрофон... :)

3