С глаз долой — из сети вон: как удалить негативную информацию без риска для репутации

Помните, в «Людях в черном» был прибор, стирающий недавние события из памяти людей, ― нейтрализатор? В интернете такого нет, но зато есть способы избавиться от неприятной и недостоверной информации о вас. О них и поговорим сегодня.

С глаз долой — из сети вон: как удалить негативную информацию без риска для репутации

Что нужно знать об удалении перед тем, как им заниматься

Способы удаления данных в сети

Универсального способа удаления недостоверной информации из интернета нет. Чтобы понять, как избавиться от ложных данных, надо правильно выбрать формат удаления. Мы ― Sidorin Lab (SL) ― на практике регулярно сталкиваемся с тремя из них.

Претензионный ― через подачу жалобы к администрации ресурсов. Доступен любому человеку, даже без юридического образования. Главное ― при составлении претензии грамотно изложить мысль и аргументировать, почему информацию с ресурса нужно удалить. Если вы все правильно описали и доказали свою точку зрения, скорее всего, вам пойдут навстречу.

Например, администрация сайта <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fotzovik.com%2Ffaq.php%3Fv%3D5000&postId=1778916" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">«Отзовик»</a> считает возможное рассмотрение жалоб этапом работы с пользователями и указывает это в правилах площадки
Например, администрация сайта «Отзовик» считает возможное рассмотрение жалоб этапом работы с пользователями и указывает это в правилах площадки

Административный ― через подачу жалоб в соответствующие инстанции, например Федеральную антимонопольную службу (ФАС) и Роскомнадзор (РКН). Это можно сделать через специальную форму или контакты на официальном сайте ведомства.

Лучше не составлять текст жалобы самому, а обратиться к специалисту с юридическим образованием или подобным опытом (базово сможет помочь и юрист вашей компании). Он корректно сформулирует заявление, и вероятность получить результат будет выше. Если попытаться составить текст самостоятельно по шаблонам из интернета, шансы на успех сократятся, потому что формулировки чужого документа могут не подойти для вашего случая.

Судебный ― через отстаивание своих интересов в суде. Дорогой и трудозатратный способ, потому что придется потратиться на подготовку необходимых документов, проведение экспертиз, а также услуги адвоката.

С просьбой о защите лучше обращаться к профильному юристу с опытом в подобных делах. Также для экспертиз могут потребоваться отдельные специалисты, например лингвисты или химики. В нашей практике был кейс с нефтеперерабатывающей компанией, о которой писали, что она производит некачественный бензин. Обратное доказали эксперты Российского государственного университета нефти и газа им. И. М. Губкина, изучившие состав топлива.

Да, судебные разбирательства — это долго и неприятно, но, если дело касается репутации, сидеть сложа руки не стоит. О том, почему важно заниматься удалением ложной информации, рассказывал в статье «Пять факапов в управлении репутацией».

Ресурсы, с которых можно удалить информацию

В целом удалить негатив можно отовсюду, главное ― выбрать правильный формат. Но по сложности удаления информации ресурсы можно разделить на две группы.

  1. Сайты с четким сводом правил, где в большинстве случаев сработает претензионный порядок: соцсети, рекомендательные ресурсы, геосервисы. С ними работать проще.
  2. Площадки, у которых также есть свод правил, но решать подобные вопросы сложнее, потому что мешает бюрократия (крупные поисковые системы, видеохостинги), а также субъективный взгляд (СМИ и блоги).

В этих случаях, если не помогает претензионный порядок, используйте административный или судебный. Например, в ситуации с поисковыми системами работает «право на забвение» ― возможность удалить ссылки на недостоверную или неактуальную информацию из поисковиков при наличии доказательств.

Чтобы воспользоваться «правом на забвение», достаточно заполнить форму, которую предлагают поисковые системы, например <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fsupport%2Fabuse%2Ftroubleshooting%2Foblivion.html&postId=1778916" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Яндекс
</a>
Чтобы воспользоваться «правом на забвение», достаточно заполнить форму, которую предлагают поисковые системы, например Яндекс

Пожалуй, это главное, что нужно знать, прежде чем приступать к удалению информации из сети. Если хотите познакомиться с темой подробнее, читайте статьи в блоге SL ― «Удаление негативной информации из интернета» и «Как удалить негативный отзыв».

Как удалить информацию без риска для репутации

Не платите за удаление негатива. Если кто-то постучался в личку с предложением удалить негатив о вас за плату, скорее всего, это мошенничество. Вполне возможно, что человек сам написал недостоверный комментарий с целью вымогать деньги. Лучше вообще ничего на такое не отвечать.

Будьте вежливы в любой ситуации. Общайтесь в правовом ключе и в рамках деловой переписки. Ни в коем случае не угрожайте и следите, чтобы ваши слова были восприняты однозначно.

Например, была такая история: между собой общались два должностных лица крупных компаний, и между ними возникло недопонимание. Один некорректно сформулировал мысль, второй — не так его понял, посчитал это угрозой и заявил об этом в СМИ. В итоге история надолго застряла в сети и повлияла на репутацию обоих.

Чтобы не случилось подобного, общайтесь с оппонентом аккуратно
Чтобы не случилось подобного, общайтесь с оппонентом аккуратно

Изучайте правила ресурсов. Часто в них кроется ответ на вопрос, можно ли удалить негатив. Например, однажды на конференции ко мне подошли участники и спросили, как удалить негатив с «Отзовика». Я уточнил, что включает в себя информация. Оказалось, отзывы неконструктивные и не соответствуют правилам площадки. В этом случае, если обратиться к администрации ресурса и аргументировать свою позицию, их без проблем уберут.

Например, требования к отзывам на площадке <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Firecommend.ru%2Fpravila&postId=1778916" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Irecommend.ru</a> есть в правилах
Например, требования к отзывам на площадке Irecommend.ru есть в правилах

Всегда старайтесь мирно решить конфликт. Порой негатив бывает конструктивным, поэтому для начала нужно пообщаться с автором комментария, понять его боль, попытаться решить проблему, задать вопросы.

Вести коммуникацию нужно от лица официального представителя компании. Общайтесь на самом ресурсе, не уводите переписку в почту:

  • чтобы можно было предоставить администрации ресурса скрин переписки как доказательство при удалении отзыва, если от пользователя не последует ответ;
  • другие пользователи видели, что компания откликается на запросы.
Примеры ответов на негатив от лица официального представителя компании
Примеры ответов на негатив от лица официального представителя компании

Все запросы площадкам подкрепляйте доказательствами. Если дело дойдет до суда, первое, что нужно сделать, ― составить претензию и прикрепить доказательства. Это могут быть скриншоты переписок или результаты исследований, заверенные экспертами.

Удалить что-то из интернета, просто потому что вам так хочется, ― не получится. Всегда должен быть документ, подтверждающий, почему вы правы.

Проконсультируйтесь со специалистом. В SL такую консультацию можно получить бесплатно. Мы поможем объективно посмотреть на ситуацию и подсказать, как действовать.

А вы занимались удалением информации в сети? С какими сложностями столкнулись? Делитесь в комментариях.

18
5 комментариев

Хорошая статья, всё по делу 👍 Если честно, не знал, что можно через Роскомнадзор жалобы подавать, думал это только для крупных компаний

У меня был опыт с Отзовиком, действительно все удалили, когда просто написала нормальную претензию. Главное, без эмоций и конкретно объяснить что не так)

А у меня вот с отзовиком как-то не сложилось.. Может я не так претензию составил, но они просто проигнорировали.

Удаление негатива — это всегда тонкая работа на грани репутации и прозрачности. Особенно понравилось, что вы сделали акцент на проактивной работе с обратной связью и взаимодействии с клиентами. Ведь иногда быстрее и эффективнее решить проблему, чем пытаться её скрыть.

интернет помнит все)) Бейонсе тому пример