Как мы нанимали через рекрутинговое агентство: опыт, полный боли

Представьте, что вы шеф-повар, которому в другом ресторане принесли резиновое мясо. Или пилот самолета, который полетел пассажиром и пострадал при жесткой посадке. Примерно такие чувства мы испытали, когда доверили найм в нашу компанию другим рекрутинговым агентствам.

Эмоции понятны без слов
Эмоции понятны без слов

Эта история — одновременно и боль, и урок. Мы на своем опыте ощутили, какие вещи триггерят клиентов, почему наём может зайти в тупик, и как важно сотрудничать только с настоящими профи.

Расскажем без прикрас, что нас удивило, что взбесило, и чему мы научились. Надеемся, что этот опыт будет полезен и вам.

Почему пошли к другим рекрутерам

Так, стоп, вы же сами рекрутинговое агентство, нет? Да! Но мы в Lucky Hunter специализируемся строго на IT-рекрутинге. Разработчики, аналитики, IT-менеджеры, С-level, редкие tech-эксперты – это все к нам.

А вот административный персонал и digital-специалисты – не наш профиль. Поэтому, когда к нам в штат потребовались дизайнер и бизнес-ассистент, решили, что будет эффективней доверить найм другому агентству.

Нашли два подходящих агентства. Одно – широкого профиля, но с успешными кейсами по дизайнерам. Другое – специально по поиску бизнес-ассистентов. По себе знаем, что эксперт легко закроет любую вакансию в своей нише.

Надо просто делегировать задачу людям с нужным опытом, и дело в шляпе. Так думали мы. Спойлер: ошибались.

Ждем, когда агентство закроет наши вакансии
Ждем, когда агентство закроет наши вакансии

Как выбирали агентства

Тут многие подумают – сами виноваты, безответственно подошли к выбору. А потому что не надо было:

  1. Брать первое попавшееся? На самом деле, оба агентства были выбраны по рекомендациям знакомых IT-предпринимателей. Помимо доверия к их мнению, первое общение с подрядчиками произвело приятное впечатление и дало надежду на успех.
  2. Брать самое дешевое? Тоже не наш случай. Агентства, которые мы выбрали, работают в среднем ценовом сегменте. Это был логичный выбор, ведь наши вакансии несложные и не требуют глубокого профессионализма рекрутеров.

Можно сказать, мы поступили как типичные клиенты рекрутингового агентства в поисках “золотой середины”. Отфильтровали по специфике и кейсам, отбросили дешевое и слишком дорогое, подключили network.

Когда искали золотую середину среди рекрутеров, но что-то пошло не так
Когда искали золотую середину среди рекрутеров, но что-то пошло не так

С чего началась работа

Поначалу ничто не предвещало. Работа строилась стандартно: агентства выслушали наши пожелания по кандидатам, составили профили вакансий и списки вопросов для первичных скринингов, сделали рабочие чаты. В одном из агентств даже выделили специального менеджера для ведения вакансии.

Казалось, все идет хорошо. Мы с нетерпением начали ждать первых резюме.

Кандидаты

Поток резюме пошел довольно скоро. Вот только мы так и не поняли, что это такое открылось: то ли ящик Пандоры, то ли врата в ад.

Что пошло не так:

  • Жесткое несоответствие требованиям вакансии. Например, наш запрос был – кандидат с постоянным местом жительства, а предлагали настоящих кочевников и тусовщиков с Гоа. И подобные нестыковки были минимум в половине случаев. Хотя наши требования вполне просты и, главное, изначально прописаны в брифе.
  • Очень слабые soft skills. На интервью некоторые кандидаты буквально не могли связать двух слов. Некоторые не смогли даже изобразить энтузиазм к работе и интересовались только стабильным трудоустройством. Желание учиться и развиваться? Какое там. Апогей — кандидат, который обиженно заявил, что не умеет пользоваться Google Meet, когда его попросили отправить ссылку на портфолио в чат встречи.
  • Тестовые задания – отдельная боль. Нам важна пунктуальность кандидата. Поэтому очень огорчило, что почти никто тестовое задание вовремя не сдал (или вообще не сдал). А кто сдал – там еще грустнее. К примеру, заданием для дизайнера было – предложить идеи для одной из страниц. И были кейсы, когда кандидат не зашел на наш сайт и отправил задание, даже не глядя, кто мы и чем занимаемся.

По отдельности эти проблемы, может, и не кажутся катастрофой. Но когда с каждым кандидатом что-то не так, причем сразу по нескольким пунктам, это уже серьезно демотивирует. Создается ощущение, будто на рынке вообще нет нормальных кандидатов. Но мы-то знаем, что это не так!

Когда на собеседовании нужно показать мотивацию
Когда на собеседовании нужно показать мотивацию

Что в итоге

У обоих агентств проблемы оказались примерно одинаковыми. Хотя, справедливости ради, в кейсе с бизнес-ассистентом ситуация выглядела получше. Нанять никого не удалось, но хорошие кандидаты все же попадались. Скорее всего, это заслуга узкой специализации агентства — нишевый опыт действительно дает свои плоды.

А вот с дизайнером все пошло наперекосяк. Полтора месяца работы, и на горизонте даже не маячил финалист. Не нашлось даже просто приемлемого кандидата. А ведь дизайнер нам нужен был срочно, что мы сразу отметили в брифе.

В итоге агентству с бизнес-ассистентами дали еще шанс и потихоньку продолжаем искать. А дизайнера... ищем сами. Забавно, но стоило просто разместить вакансию, как посыпались сотни откликов, и уже есть несколько отличных кандидатов, которых мы сейчас собеседуем. Почему же с агентством так не получилось?

Какие проблемы в работе агентств мы увидели

Иногда вместо успеха получаешь только опыт – и это, как ни странно, тоже полезно. Этот наш опыт подсветил типичные проблемы в работе рекрутинговых агентств. Посмотрим на них глазами профессиональных рекрутеров.

Шаблонный и поверхностный подход

Нет попыток глубоко вникнуть в потребности заказчика, а только формальное следование “букве” запроса. Просил клиент “3 года опыта” – значит, фильтруют резюме строго по этой цифре, не вникая, насколько этот опыт релевантен. Заказчик ожидает тщательно подобранных, подходящих именно ему кандидатов. А что получает? Кота в мешке.

Мы в Lucky Hunter уверены, что первичный отбор кандидатов должен быть организован иначе. Прежде всего, это максимальное внимание к запросу клиента. Важно не просто фиксировать требования, а глубоко вникать в суть проекта. С какой командой будет работать человек? Какие задачи ему предстоят? Какие именно навыки здесь критичны? Это все требует понимания, а не слепого следования брифу.

Не обсуждаются ожидания

Этот пункт вытекает из предыдущего, но заслуживает отдельного внимания. Казалось бы, все просто: клиент хочет найти определенного кандидата — агентство ищет. Но рынок диктует свои правила, и не всегда ожидания заказчика совпадают с реальностью. Особенно если компания нечасто занимается наймом.

И здесь рекрутер должен быть не просто исполнителем, а полноценным партнером. Это ведь его задача — помочь скорректировать требования, если они нереалистичны, и объяснить, почему это важно. Иногда нужно пересмотреть вилку зарплаты, чтобы охватить больше кандидатов. Иногда — сфокусироваться на другом регионе

В нашем случае агентство просто приняло бриф как данность и приступило к поиску. Если честно, мы и сами не знали, релевантны ли наши требования рынку, ведь с нами это даже не обсуждали. Возможно, именно поэтому среди предложенных кандидатов было так много "мимо".

Нет оценки soft skills

Перед передачей кандидатов потенциальному работодателю агентство проводит скрининговое интервью. Его цель – оценить адекватность человека, его манеру общения, составить о нем представление как о личности и профессионале. Чтобы клиент не тратил время на общение с очевидно неподходящими кандидатами.

В нашем кейсе этот этап провалился. Нам предложили множество кандидатов с максимально слабыми софтами. Некоторым не хватало базовой коммуникации, другие демонстрировали полное отсутствие мотивации. Люди даже на собеседовании не попытались показать себя с лучшей стороны.

Мы точно знаем, что по нашему кейсу скрининги проводились (есть записи). Скорее всего, дело опять в формальном подходе. Интервью проводили для галочки, а не для того, чтобы провести реальную оценку кандидатов.

Дедушка Фрейд не одобряет формальный подход к скрининговому интервью
Дедушка Фрейд не одобряет формальный подход к скрининговому интервью

Странная коммуникация

В работе с агентством нас очень удивило, что не было возможности напрямую общаться с рекрутером, который занимался вакансией. Для всех коммуникаций – специальный менеджер. По идее, он должен был упростить общение, но по факту это был испорченный телефон.

Добавим сюда отсутствие промежуточных статусов по кандидатам и непредсказуемый тайминг. В своей работе мы привыкли заранее согласовывать с клиентами частоту апдейтов и сразу сообщать о любых изменениях. Здесь же все происходило хаотично: статусы появлялись то с опозданием, то вообще не приходили, и нам постоянно приходилось уточнять самим.

При этом от нас ожидалась мгновенная реакция: в конце рабочего дня отправили тестовое задание кандидата, а на следующее утро уже пингуют.

Низкая скорость работы

Дизайнер был нужен нам срочно, и мы это сразу проговорили. Однако дело продвигалось ни шатко, ни валко. Нам неторопливо высылали по 1-2 резюме (неподходящих!). Складывалось полное впечатление, что на рынке нет кандидатов, и надо уже брать, что дают. Однако наш собственный поиск дал результат в виде кучи откликов и хороших кандидатов. Буквально сразу, стоило всего лишь запостить вакансию.

Почему так? Ведь агентство тоже заинтересовано в успехе, оно получает оплату только за закрытую вакансию. Скорее всего, дело в потоковом подходе к работе. Например, в нашем агентстве мы работаем далеко не с каждой вакансией. Берем только те, где имеем экспертизу и уверенность в успехе. Если же агентство занимается всеми подряд вакансиями, от массового подбора до топ-менеджмента, оно просто не может быть экспертом во всем.

Нельзя сказать, что это все было критично. Однако оставляет печальное впечатление о сотрудничестве. Доверяя найм агентству, хочется чувствовать себя комфортно в руках профессионалов. Здесь же этого не получилось совсем.

Все еще ждем, когда агентство закроет наши вакансии
Все еще ждем, когда агентство закроет наши вакансии

Какие выводы мы сделали

История получилась для нас неожиданно сложной. Возможно тут всему виной профдеформация. Мы уверены, что знаем как правильно, и воспринимали процесс найма сквозь призму своего опыта. И поэтому так остро реагировали на все ошибки в работе агентств.

Скорее всего, если бы мы были "не рекрутеры", этот опыт аутсорса не стал бы таким болезненным. Однако факт остается фактом – задача, с которой мы пришли, не решена.

И побывав на стороне клиента, мы сделали для себя такие выводы:

  • Узкая специализация рекрутеров – must have! Такое агентство всегда имеет лучшую экспертизу и более глубокий опыт, чем те, кто работает со всеми вакансиями подряд.
  • Средний ценник = средний результат. Не значит "плохой", однако и на суперсервис не стоит рассчитывать. Мы знаем, что высокая цена берется не на пустом месте: в нее входит и зарплата опытных рекрутеров, и множество полезных сервисов, без которых при качественном поиске не обойтись. А агентства с бюджетным прайсом и по качеству будут на компромиссном уровне.
  • Классное рекрутинговое агенство сэкономит ваше время. И хотя заранее не всегда можно сказать, кто классный, а кто нет, в процессе работы это рано или поздно становится заметно. Если видим, что вместо экономии, наоборот, тратится слишком много наших ресурсов – это верный знак, что с подрядчиком что-то не так. И тогда лучше всего поискать другого подрядчика. Ну, или взять дело в собственные руки (что мы и сделали).

Надеемся, что наш опыт и инсайты будут полезны и вам!

И, конечно, если вам нужно нанять классных айтишников, приходите:

А вы делегируете найм в своей компании? Какой у вас опыт сотрудничества?

8
2
1
7 комментариев

В нашей компании похожий опыт с агентствами. Пробовали сотрудничать с разными. Не то что совсем провал, но сильно ниже ожидаемого. Либо оооочень долго тянут, либо быстро, но как будто кидают кандидатов на рандом. Но деваться некуда, своих эчаров нет.

Вопрос. А "средний ценовой сегмент" это сколько? Может мы реально слишком дешевые выбирали? У кого какой опыт?

1

мы работали по ставке 16% от годового дохода.
У каждого подрядчика большой опыт от 5 лет на рынке.

1

агентству по подбору бизнес ассистентов мы даже внесли предоплату.

1

очень интересная статья, спасибо, что поделились опытом

1

Рады, что понравилась статья! Благодарим за комментарий!

Интересная статья! За мемы отдельный плюс 👍

1

Очень старались подбирать мемы)