Банки Латвии осторожно ! PAYSERA, REVOLUT, TransferWise наступают !

https://icg-seminar.com.ua/
https://icg-seminar.com.ua/

На сайте Латвийской Ассоциации финансовой отрасли (https://www.financelatvia.eu/ ) регулярно публикуется статистика, отражающая ситуацию в банковском секторе страны. По данным за 4-й квартал 2019 года общее количество клиентов у банков, входящих в ассоциацию (это практически весь банковский сектор Латвии кроме стоящего особняком Rietumu banka) составляло 2 141 294 клиента из них 163 780 клиентов - это юридические лица и 1 977 514 физические лица. По данным же за первые два квартала 2020 года (более поздние данные пока не опубликованы), количество клиентов сократилось на более чем 40 000 клиентов, у юридических лиц осталось 160 423 счета (-3357), а количество клиентов "физиков" составило 1 939 707 (- 37807).

Лишь два банка смогли немного увеличить свою клиентскую базу. Из лидеров рынка - это банк LUMINOR, у него было 213 205 клиентов, а стало 213 764, и что важно, увеличилось количество клиентов юридических лиц - с 17694 до 18969 (+1275 фирм). А из небольших банков свою клиентскую базу увеличил SIGNET Bank - с 836 до 881 открыв 44 новых счета для юридических лиц и 1 счет для физической персоны. Цифры конечно смешные, но факт остается фактом - клиентская база клиента увеличилась более чем на 5%.

Делая акцент на количестве счетов юридических лиц, мы основываемся на том, что именно фирмы и компании генерируют основной доход для банков и их количество крайне важно для каждого банка, заинтересованного в получении прибыли.

Paysera LT
Paysera LT

В то же самое время, по данным литовской платежной системы PAYSERA LT

(www.paysera.lv), количество счетов клиентов из Латвии с начала 2020 года выросло на 16 606. Из них 3365 новых счета открыли юридические лица и 13241 физические лица. Общее количество латвийских клиентов PAYSERA LT сейчас - 48 498 из них 9 505 клиентов - это фирмы и 38 993 физические лица. Можем констатировать факт - литовская система осуществляет обслуживание большего количества клиентов юридических лиц чем все латвийские банки за исключением "большой четверки" (SWEDBANK, SEB, Citadele, LUMINOR), вместе взятые. У всех этих банков их вместе всего 7790, на 1715 меньше чем в PAYSERA.

Интересно, статистика показывает, что на самом деле активных юридических лиц в стране не становится меньше - если банковский сектор потерял за год 3357 клиентов, то только одна PAYSERA приобрела 3367. Мы, к сожалению, не владеем информацией сколько наших предпринимателей открыли счета в известных на весь мир системах, таких как: REVOLUT, TransferWise или во многих других (для справки - только в соседней Литве на данный момент выдано более 120 платежных лицензий и их количество растет с каждым днем). С учетом того, что у REVOLUT количество клиентов более 12 миллионов, что в 24 раза больше чем у PAYSERA (+/- 500 000 клиентов в 180 странах мира), а у TransferWise более 8 млн клиентов, это значит, что о реальном количестве клиентов, которые ушли из латвийской банковской отрасли можно только догадываться.

Похоже, что счет идет не на сотни, а на тысячи.

https://www.bank4pro.co.uk/n26/
https://www.bank4pro.co.uk/n26/

Совсем недавно немецкий необанк N26 заявил о готовности начала работы на рынке стран Балтии. Это "первый звоночек" для всей отрасли в целом - дело в том, что вышеупомянутые Paysera, Revolut и TransferWise являются так называемыми "платежными предприятиями", что не дает права их клиентам рассчитывать на выплаты из гарантийного фонда в размере 100 000 евро, которое распространяется на всех клиентов европейских банков. А вот N26 такие гарантии может предоставить. Да и REVOLUT вот-вот собирается переводить своих клиентов из под своей "платежной" лицензии на банковскую, которую он опять же получил в Национальном банке Литвы. И это всего лишь первые ласточки.

Нужно быть неисправимым оптимистом, думая что никто из местных предпринимателей не соблазниться возможностью открытия счета в европейском банке с их репутацией, выходом на европейские финансовые рынки и поддержкой местных Национальных Банков, чье влияние на Европейский рынок финансов несоизмеримо с тем, какую роль на нем играет Банк Латвии. На фоне того, что по данным все той же ассоциации, прибыль банковского сектора Латвии за год сократилась на 62,8%, налицо сокращение клиентской базы и рост тарифов на обслуживание, мы можем констатировать, что финансовую отрасль страны ждут непростые времена. "Успешно" проведенный ремонт финансового сектора Латвии, о чем радостно рапортовали руководители соответствующих гос. учреждений уже привел к тому, что в стране действует самой жесткое в Евросоюзе законодательство в области AML. Банки, на которые взвалили обязанности досконального контроля любых трансакций их клиентов вынуждены были настолько увеличить издержки на мониторинг обычных клиентов, что они (клиенты) часто просто нерентабельны для банков. Если называть вещи своими именами - банкам не нужна большая часть клиентов, так как они не приносят прибыль, а наоборот, генерируют убытки. Ввиду неадекватных требований к новым клиентам не наблюдается их притока, а совсем наоборот - наблюдается их сокращение. В этой ситуации неизбежным становится повышение тарифов на услуги банков для оставшихся клиентов, так как только этот шаг является единственно возможным для получения банками дохода. Но, из-за бурного роста финтех-индустрии, такой подход является губительным для всей банковской системы страны. Дело в том, что лидеры рынка вкладывают миллиарды евро в развитие онлайн-технологий, с тем чтобы минимизировать издержки на персонал и максимально автоматизировать процесс обработки трансакций клиентов и, что очень важно - мониторинга сделок. Финтех является одной из самых популярных отраслей в области стартап индустрии - венчурные инвесторы вкладывают в развитие таких проектов как REVOLUT, TransferWise, Paysera миллиардные инвестиции. Идет отчаянная борьба за каждого клиента, которым предлагаются невероятно дешевые, а все чаще и чаще и вовсе бесплатные услуги. Индустрия терпит многомиллионные убытки, но все уверены, что в один прекрасный момент многомиллионная клиентская база "необанков" принесет инвесторам прибыль. В этой ситуации финансовый сектор Латвии выглядит примерно как отрасль гужевого транспорта в начале 20 века. Весь мир переходит на автомобили, сокращая конское поголовье и лишь отдельно взятая страна с маниакальным упорством шлифует законодательные нормы и правила передвижения на конской тяге.

https://www.momentousasia.com/alipay-and-wechat-pay/
https://www.momentousasia.com/alipay-and-wechat-pay/

Например в Китае, стране, которую не без оснований, считают лидером в мировой IT-индустрии, рынок платежей делят две платежные системы Ali Pay (дочерняя платежная система маркетплейса Alibaba) и WeChat Pay (платежная система глобальной китайской соцсети). И это вовсе не банки, а провайдеры платежных услуг. Мы далеки от Китая, но не для никого не секрет, что и Apple и Google и Facebook, WhatsApp и многие другие глобальные провайдеры, соцсети и мессенджеры тестируют возможности совершения мгновенных платежей для своих клиентов. Не за горами тот день и час, когда мы сможем рассчитываться за любые виды товаров и услуг так же просто как мы ставим лайки и отправляем сообщения друг другу. Что будет делать латвийский финансовый сектор в этот момент ? Непонятно...

Ну что, следим за цифрами, ждем, что нам готовит будущее и исследуем зарубежные платежные системы и банки, может быть пора уже открыть там счет ? Я уже открыл счета и в Paysera и в Revolut и в TransferWise (ну а почему нет, если все бесплатно ?)

33
10 комментариев

Револют, пайсера это все хорошо, но, как уже писалось выше - это все кошельки, без страховки.
Потом, если нужна кредитка - в банк
Если нужно вносить нал - в банк
...и ещё много если.
Они все не плохие, но как дополнение к обычному банку (я шведу плачу 70 центов в месяц за все удовольствия)), что дешевле, чем, на пример пайсера с пластиковой картой... 
Пайсера предлагает карточку, работающую с самсунг-пэй. Это круто, но карточка платная. Там все операции платные. А бесплатной, виртуальной нет и не предвидится. 
Инвестирование? У кошельков нет инвестирования... 

Я пользуюсь почти всеми револютами (все перепробовал, ибо бесплатно), в основном для покупок в не евро (экономия прям, существенная), но с февраля шведбанк, на пример, отменяет комиссию за конвертацию, разрешит снимать нал без комиссии в любых банках. По телефонному номеру уже умеет переводить деньги... И зачем тогда револют? 

Детям хочется карточку? У всех бесплатно (выпуск, доставка, обслуживание), а револют просит 7 евро за доставку, и никаких плюшек, как у шведа, на пример, нет вообще!
Так что все эти финтехи хорошо (реально хорошо, что они есть - прикольно не идти в офис, а танцевать перед телефоном с документом в руке :)), но они не самодостаточны. 

Ответить

Что вы придумываете? Карточка у революта бесплатная!

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

А зачем Revolut воровать деньги клиентов ? По закону, отличие платежных предприятий от банков в том, что они не имеют право использовать деньги клиентов на счетах. Лишние деньги для них это только дополнительные издержки, так как они платят комиссию за остатки ее счетах, банкам, где эти деньги физически находятся. Другое дело, что они часто замораживают деньги клиентов, просят прислать документы, подтверждающие их происхождение и очень долго рассматривают их - это бывает. Если у Ваших знакомых все чисто - нужно писать жалобы в Регулятор.

Ответить