Центр, который построила мама
Как вместо отеля открыть образовательный центр: история одного небольшого, но прибыльного бизнеса
Порой создается впечатление, что детские клубы повсюду. Но когда начинаешь намеренно искать, оказывается, что одни далеко, в других не хватает нужных занятий, в третьих — проблема с программами и педагогами. Благодаря одной маме из Санкт-Петербурга у детей Мурино есть возможность ходить в кружки пешком и получать качественное образование в частной школе под боком
Мысль о собственном бизнесе появилась у Станиславы Стецкой в 2018 году. Подходил к концу декретный отпуск, она растила двух дочерей-погодок и понимала, что возвращаться в найм больше не хочет. Вопрос был только в нише.
Первоначальной идеей было открытие отеля. Станислава с мужем подбирали помещение, которое подходило бы под гостиницу и в то же время соответствовало бы требованиям надзорных органов. Однако, дело шло негладко, и это заставило супругов задуматься о правильности выбранного направления.
Решение оказалось на расстоянии вытянутой руки.
«Когда мы с мужем ездили, смотрели помещения, наши маленькие дети все время были с нами, болтались в машине, — рассказывает Станислава. — И в тот день, когда мы возвращались, так и не подписав очередной договор и думали, что же открыть вместо отеля, обернулись на заднее сидение. Взглянули на своих девочек, и в этот момент по радио зазвучала реклама детского центра. “А, может, откроем что-то детское?”, — предложил муж».
Здесь будет развивающий центр!
Семейным советом было решено открыть детский центр у себя в Мурино. Этот район Санкт-Петербурга активно развивается, растёт и заселяется молодежью. Детям нужны кружки рядом с домом — постоянные поездки на другой конец города неудобны для родителей и утомительны для самих малышей.
Чтобы запустить социальный бизнес, Станиславе пришлось пройти серьёзный путь. Во всем нужно было разбираться самостоятельно, начиная с аренды помещения, ремонта, подбора персонала и программ, заканчивая развитием, рекламой и сайтом.
«Все закрутилось у меня в большой клубок. Я начала активно проходить обучающие курсы, внедряться в разные сообщества, искать людей, которые могли бы мне в этом помочь»,
В итоге в Мурино появился центр развития интеллекта «МНЕМО».
Как создать очередь из клиентов?
Уже в первый год работы предприятие достигло прибыли, на третий в центре «МНЕМО» была полная загрузка — родители сетовали, что не хватает мест. Запись на сентябрь формировалась уже зимой. Секретом такого успеха Станислава считает несколько составляющих.
Во-первых, отличная команда педагогов. Они привлекли к себе внимание родителей и сформировали профессиональный имидж центра. Все педагоги имеют высшее профильное образование и большой опыт работы, все трудоустроены официально и работают только в «МНЕМО».
Во-вторых, качество предоставляемых услуг.
«Для нас главное — это качество образования. Оно — наша реклама, — считает предпринимательница. — Мы эмоционально включаемся в каждого ребенка. Были случаи, когда в сентябре к нам приходили дети, которые не хотели учиться, не могли за партой сидеть, стульями кидались, из окон вылезали. А в мае они становились прилежными учениками, которые все хорошо знают, понимают и прекрасно учатся. У нас есть и сайт, и соцсети, и таргет, но основное — это сарафанное радио, люди, которые передают информацию о нас друг другу».
В-третьих, география. Для родителей Мурино очень важным фактором оказалась близость развивающего центра к дому: критичным может оказаться даже расстояние в 700 метров, которое требуется преодолеть ребенку, чтобы попасть на занятия.
И, наконец — непосредственное погружение основательницы во все процессы. Станислава рассказывает, что в первые годы она занималась и уборкой, и наймом персонала, и административной работой.
«Я практически круглосуточно сидела в центре, знала всех родителей и детей по именам, со всеми беседовала. Обсуждала со взрослыми проблемы воспитания, давала контакты врачей. Я считаю, собственник, как никто другой, может дать столько энергии своему детищу»,
Со временем предпринимательница прошла разные бизнес-курсы, разработала необходимую документацию, регламенты, должностные инструкции, делегировала рутинные процессы сотрудникам.
Грамотная организация работы дала Станиславе возможность сосредоточиться на стратегических задачах. «Я сейчас поняла, что мне уже не очень интересно заниматься рутиной, потому что в центре всё на 100% налажено. Фактически я туда приезжаю, чтобы подбодрить и энергетически зарядить сотрудников, больше моей надобности там нет», — говорит она.
Падать и вставать
Бизнес часто связан с рисками. Был драматичный эпизод и в истории «МНЕМО». В 2023 году помещение центра затопило горячей водой. Потребовался капитальный ремонт, который ни одна строительная бригада не бралась закончить к 1 сентября. Занятия начались только в октябре, в итоге центр потерял многих клиентов и прибыль.
Но, говорит Стецкая, иногда надо упасть на самое дно, чтобы от него оттолкнуться и вновь пойти вперёд. В 2024 году её пригласили в программу-акселератор для социальных предпринимателей «Формула роста» Фонда «Наше будущее», фонда поддержки предпринимателей Ленинградской области и центра «Мой бизнес».
«Прошли первые встречи с трекером, и произошло какое-то волшебство! У меня было ощущение, как будто бы в меня бросили шарик энергии. После программы мне удалось взять новое помещение, сделать там хороший ремонт, набрать классы, привлечь новых замечательных педагогов, а также удержать и финансово простимулировать старых».
Станислава считает, что в подобных мероприятиях предпринимателям нужно участвовать регулярно, раз в год. «Это реально зажигает и стимулирует к развитию. А если мы растем, то собираем вокруг себя людей, которым мы нужны, — говорит она. — Кому-то мы помогаем, кому-то ценник ниже делаем. Несколько детей учились в центре бесплатно».
Настоящее и планы развития
Сегодня «МНЕМО» — это два филиала в Мурино, частная школа для учащихся с нулевого по четвертый класс, 16 развивающих курсов, 13 сотрудников (педагогов и администраторов) и около 300 детей.
Программы дополнительного образования центра включают логоритмику, метальную арифметику, чтение, скорочтение, английский язык и изобразительное искусство. В каникулы «МНЕМО» организует городской лагерь «Клуб летних приключений».
В планах Станиславы Стецкой масштабироваться и продавать франшизу.
«Я поняла, что за эти 7 лет изучила это направление бизнеса настолько хорошо, что могу помочь предпринимателям, которые сейчас находятся на старте. Мне интересно опять проработать новую аудиторию, помогать новым людям, открыть центр с нуля в другом городе и сделать его таким же замечательным, как наш».