SEO без занудства: простыми словами о том, что это такое и зачем нужно

Помните главный принцип метода Фейнмана: если хочешь в чем-то разобраться — объясни другому? Вот и я теперь разбираюсь с тем, что такое SEO, и делюсь, как это понимаю. Может именно моя подача новичка зайдет кому-то еще и поможет освоиться в теме. Поехали!

SEO оптимизация — не магия и волшебство, а время, знания и дисциплина
SEO оптимизация — не магия и волшебство, а время, знания и дисциплина

Поисковая оптимизация, Search Engine Optimization или просто SEO (не путать с СЕО!) — это то, что улучшает видимость онлайн-ресурса для поисковых систем, как Яндекс, Google и т.п., и вероятность его появления в топ-результатах выдачи.

Зачем нужна SEO оптимизация

Она не просто нужна, а жизненно необходима для сайтов. Будь то интернет-магазин, блог, сайт компании или личный проект, конкуренция в интернете велика, и чтобы выделиться в океане информационных ресурсов, нужно быть видимым. Что же обеспечивает правильно настроенная поисковая оптимизация?

  1. Повышение позиций в поисковой выдаче, что позволяет сайту быть замеченным целевой аудиторией, заинтересованной именно в тех информации, продуктах или услугах, что он предлагает. Чем выше сайт в выдаче, тем вероятнее, что люди зайдут именно на него.

  2. Рост потока трафика. SEO – мощнейший маркетинговый канал. Больше посетителей сайта – больше потенциальных клиентов, подписчиков, партнёров и возможностей для бизнеса.

  3. Развитие авторитета и доверия. Сайты на первых строчках поисковых выдач обычно считаются более авторитетными и надёжными.

  4. Долгосрочные результаты и рентабельность. SEO — это долгосрочные инвестиции и экономия на платной рекламе. С окончанием платной рекламной кампании сразу прекращается и трафик на сайт, тогда как SEO приносит стабильный поток посетителей продолжительное время, если всё сделано правильно.

Корректно настроенная SEO ведет к росту всех показателей сайта: позиции в выдаче, трафик, доверие, прибыль
Корректно настроенная SEO ведет к росту всех показателей сайта: позиции в выдаче, трафик, доверие, прибыль

Пять принципов SEO

Представьте, что ваш сайт — это магазин среди тысяч подобных на огромном рынке. Чтобы люди быстрее нашли именно вас, нужны:

1. Правильный подбор и применение ключевых фраз и слов — это как указатель или вывеска с понятными словами, по которым люди ищут товары, услуги, информацию. Например, если вы продаёте пирожные, нужно, чтобы на вывеске было что-то вроде «вкусные пирожные», а не просто «еда».

Важно! Чрезмерное количество ключевых слов может спровоцировать ограничения со стороны поисковых систем. Эти слова должны быть согласованно вписаны в текст и отвечать на запросы пользователей.

2. Чистота и порядок — сайт должен быть user-friendly, чтобы посетителям было приятно на нем находиться. Если странички грузятся долго или навигация неудобная, люди уйдут, а поисковик решит, что ваш сайт не такой уж полезный.

Представьте, что люди зашли в вашу кондитерскую, а там грязно, да еще и сервис страдает, заказ ждать приходится неоправданно долго. Человек развернется и уйдет туда, где ценят его самого и его время.

3. Рекомендации от других — это как когда про ваш магазин (читай – кондитерскую) рассказывают знакомым. В интернете эту функцию выполняют ссылки.

Если внутренние помогают легче перемещаться по сайту, то внешние (ссылки, ведущие на ресурс с других сайтов, или беклинки) как раз позволяют повысить его авторитет в глазах поисковиков. Чем больше таких рекомендаций, тем больше они вам доверяют.

Важно! Ссылки должны быть натуральными и соответствовать требованиям систем поиска. Избыток неестественных ссылок, их накрутка снова приведут к санкциям.

4. Хороший товар — пирожные в кондитерской или контент на сайте: статьи, описания товаров и услуг, изображения, видео и другие материалы... Чем они релевантнее, полезнее и уникальнее, тем вероятнее, что поисковая система выделит ресурс в своей выдаче, люди его увидят, зайдут и посоветуют знакомым.

5. Доступность — сайт должен иметь адаптивный дизайн, понятную навигацию и быструю загрузку страниц, позволять комфортную работу с ним не только с компьютера, но и с мобильных устройств. В бытовом примере ваша кондитерская должна иметь удобный вход не только для обычных людей, но и для маломобильных посетителей.

SEO оптимизация – это непросто, но ооочень эффективно
SEO оптимизация – это непросто, но ооочень эффективно

Разновидности SEO оптимизации

Работа над видимостью сайта в выдаче комплексная и включает в себя несколько направлений, такие как техническая, внутренняя (или on-site) и внешняя (или off-site) оптимизация.

Техническая оптимизация

Это оптимизация технических элементов, начиная с момента создания веб-сайта, когда закладывается его структура URL, система навигации, внутренняя перелинковка, а также разрабатывается структура сайта и дизайн, обеспечивающие максимально приятный пользовательский опыт при работе с ним.

Так, URL должен быть коротким, человеко-понятным (транслитерация – штука непростая, спецсервисы в помощь), дающим представление, а о чем же там статья, то есть должен содержать ключевые слова.

Обязательны для индексирования и лучшего ранжирования страниц корректный файл robots.txt, куда изначально попадают роботы поисковых систем и где берут инструкции по работе с сайтом, и карта сайта (или sitemap, а-ля оглавление в книге, HTML – для пользователей, XML – для поисковиков).

Правильно настроенная переадресация (редирект, перенаправления или перелинковка) по страницам внутри сайта также важна и в случае необходимости позволяет избежать потери трафика. Когда возникает такая необходимость? Например, сайт из http стал https (кстати, наличие SSL-сертификата безопасности отслеживается поисковиками), или изменилось его доменное имя, или нужно «отзеркалить» домены с и без www.

Мониторинг наличия и удаление битых ссылок, ведущих на сайте в никуда, и страниц с ошибками (пример, 404) – также одна из задач технической оптимизации, как и продуманные «хлебные крошки» (breadcrumbs) – как бы дубль меню или навигационная цепочка из раздела в раздел, позволяющая пользователю не заблудиться на сайте и всегда найти «путь домой».

Чтобы ничего не забыть настроить при SEO оптимизации, можно сделать чеклист и вычеркивать из него сделанное
Чтобы ничего не забыть настроить при SEO оптимизации, можно сделать чеклист и вычеркивать из него сделанное

Внутренняя (on-site) оптимизация, или оптимизация контента

Это означает оптимизацию того материала, который увидят читатели (то, что на самом деле находится на странице), а также того, который видят системы поиска.

Оптимизировать контент для людей значит:

  • предоставить читателям актуальную и точную информацию,

  • органично вписать в текст ключевые слова (см. ниже), используемые людьми для поиска,

  • убедиться, что ваш контент уникален, оригинален, не содержит грамматических и орфографических ошибок (самый популярный ресурс по проверке уникальности – text.ru, но имеет ограничения по количеству бесплатных символов и довольно долгое время ожидания результата, альтернатива – ресурс text-craft.com, быстрый, без оплат, регистрации, очередей),

  • структурировать контент, сделать его читабельным, продумать разбивку на абзацы, подзаголовки, акценты и выделение жирным шрифтом/курсивом, использование нумерованных и маркированных списков и т.д.,

  • использовать в работе изображения и/или видео.

Для поисковых систем оптимизация контента близка с технической и включает в себя использование микроразметки, куда входят словари и синтаксисы. Например, пара Schema.Org + JSON-LD применяется для микроразметки сайтов, а OpenGraph + RDFa – для соцсетей. Важно отметить, что не все типы структурированных с помощью Schema.Org данных поддерживаются поисковиками: Google видит их чуть побольше (читать здесь), Яндекс – чуть поменьше (и здесь). Наличие Title и Description страниц (метаописания) также обязательно, как и тегов заголовков (H1 – H6) и alt-описания изображений.

SEO оптимизация — процесс четкий, конкретный и планомерный
SEO оптимизация — процесс четкий, конкретный и планомерный

Типы ключевых слов и где их найти

Представьте статью как блюдо. Ключевые слова — это как специи в нем: если не добавить, получится пресно (поисковики не проиндексируют), если переборщить — несъедобно (наложат санкции). Но прежде чем правильно использовать ключи в SEO копирайтинге, сначала их нужно найти.

Как искать?

  1. Специализированные сервисы, например, Яндекс.Вордстат, Google Keyword Planner, AnswerThePublic и другие.
  2. Google, Яндекс и их подсказки. Начинаете вводить в поисковик слово по теме и смотрим, что он предлагает. Это те запросы, которые уже искали/ищут люди.
  3. Конкуренты. Берете сайты из топа по нужной теме, анализируете их семантику с помощью сервисов (например, Serpstat, Ahrefs, SEMrush) и без зазрения совести «подсматриваете».
  4. Форумы, соцсети, отзывы. Там люди часто формулируют проблемы так, как их пишут запросы в поисковиках. Мониторим комментарии, обсуждения, вопросы на Reddit, Отзовик, в тематических Telegram-каналах.

Первые два способа определенно надежнее.

Какие бывают ключевые слова?

Классификаций тут множество: по цели, геозависимости, сезонности. Одной из самых популярных, тех, что на слуху, является классификация по частотности:

  1. Высокочастотные – популярные запросы (с количеством обращений от 10 тысяч в месяц) с огромной конкуренцией, например, «купить ноутбук». Продвинуться по ним сложно, зато они дают мощный трафик.
  2. Среднечастотные – более точные, некий компромисс между спросом и конкуренцией, например, «игровой ноутбук для работы». Количество использований – от 1 до 10 тысяч в месяц.
  3. Низкочастотные – точечные, но ценные запросы: «лучший ноутбук для дизайнера 2025». Задаются меньше 1 тысячи раз в месяц, но именно они и приносят горячих клиентов.

Отличаются ключи и по виду вхождения в текст, среди которых выделяют следующие:

  • Точное вхождение – ключ вставлен в точности, как его ищут, без знаков препинания между словами. Пример: «Купить ноутбук недорого можно здесь». Использовать можно нечасто, иначе текст начнет звучать как рекламный баннер из прошлого.
  • Прямое – как точное, только можно ставить знаки препинания между словами. «Хотите купить ноутбук? Недорого и очень выгодно можно у нас на сайте».
  • Разбавленное – разрешено между словами ключа вставлять другие слова, например, «Девушке можно купить розовый ноутбук. Оригинально, недорого, практично». Выглядит естественно, а поисковик всё равно понимает, что к чему.
  • Морфологическое – разрешено склонять и спрягать составные части ключа, добавлять морфемы. «Где купить ноутбуки недорого?»
  • Синонимическое – используем близкие по смыслу слова: вместо «дешевые ноутбуки»«недорогие ноутбуки». Это помогает избежать переспама и расширяет охват.
  • Ошибочное –когда в ключах специально делали опечатки. Раритет, сейчас почти не применяется из-за развития интеллекта поисковиков.
  • Обратное – когда слова в ключе используются в обратном порядке. «Недорого ноутбук купить не удалось».

Ключевые слова должны использоваться в меру, смотреться в тексте естественно, то есть иметь разный тип вхождения, распределяться равномерно и быть не только в теле статьи, но и в заголовках разного уровня, в Title, Description и тегах изображений.

SEO оптимизация статьи или сайта не ограничивается настройкой функционала и привлекательности для читателей
SEO оптимизация статьи или сайта не ограничивается настройкой функционала и привлекательности для читателей

Внешняя (off-site) оптимизация, или работа над брендом

Не совсем SEO в привычном смысле. Напрямую не влияющая на способность ресурса ранжироваться поисковыми системами с чисто технической точки зрения, но при этом очень важная часть, способствующая формированию узнаваемости и репутации ресурса и выстраиванию ассоциативных связей с ним.

Создание активов бренда, использование «якорей», например, определенных слоганов, предметов, цветов, транслирование фундаментальных ценностей и действий в соответствии с ними в конечном итоге повысят узнаваемость бренда и обеспечат формирование спроса.

Работа над брендом обеспечивает органический рост внешних ссылок на ресурс и включает в себя:

  • бренд-маркетинг,

  • PR и работу с общественностью,

  • контент-маркетинг через проведение исследований, запись подкастов (или гостевое участие в других подкастах), коллаборации и гостевой постинг (или гостевой блогинг),

  • развитие в различных социальных сетях,

  • управление листингом на платформах, где информация о вашей компании или веб-сайте может быть указана и найдена поисковиками (например, каталоги, сайты с обзорами, Википедия),

  • попадание в рейтинги и обзоры, мониторинг и реагирование на них.

Системы поиска применяют аналитические алгоритмы для оценки онлайн-ресурсов и принятия решения, какие из них максимально релевантны запросам пользователей. Они берут в расчет множество рассмотренных выше факторов, и решают, достоин ли сайт показаться в топе поисковой выдачи.

Итого

Фух! Вольный пересказ на тему "Что такое SEO и с чем его едят" окончен.

Благодаря вышесказанному, надеюсь, что вы, как и я, поняли, что SEO — это не непонятная аббревиатура, а оптимальный инструмент для продвижения сайта в верхние результаты поиска и получения целевого трафика. Это комплексная и многоуровневая дисциплина, требующая времени, знаний и обновления подходов.

Хотите, чтобы сайт был успешным? Надо научиться правильно применять SEO-методы, улучшать контент и отслеживать изменения в действиях поисковиков.

И помнить, что вложение в SEO продвижение — это не просто шаг для повышения эффективности сайта, но и инвестиция в долгосрочный успех онлайн-бизнеса.

Ну что, господа бывалые SEO-шники, правильно я всё понимаю?😊

8
2
15 комментариев